quietcold
19:23 17-02-2010 Что такое психотерапия - клиентский опыт
Представьте себе множество колонн, которые поддерживают некое сооружение. Колонны очень разные: среди них есть очень красивые, ровные, без единой трещинки или пятнышка, которые поддерживают очень крупную часть конструкции - как раз столько, на сколько они рассчитаны; есть другие ровные и красивые, нагрузка на которые меньше, чем та, которую они могут нести; есть кривые и косые, которые поддерживают друг друга и некую часть сооружения, есть такие, которые вообще не поддерживают его, а только опираются на другие; есть такие, которые могут рассыпаться при малейшем увеличении нагрузки, есть такие, на которые нагрузки больше, чем можно, и они буквально трещат под тяжестью.

Эти колонны - убеждения человека о том, каков он сам, каков окружающий мир вокруг и каковы другие люди. Конструкция, которую они поддерживают, соответственно, его жизнь, то есть, его чувства, решения и поступки, основанные на его убеждениях.

Осознание связи между убеждениями человека и его жизнью очень важно. Человек сам создает условия своей жизни. Да, он создает их на основании того, что видит, слышит и чувствует. Но он сам выбирает, что из увиденного, услышанного и почувствованного использовать как строительный материал.

Что же происходит на терапии?

Раз человек пришел на терапию, значит, у него есть проблема. Проблема обычно осознается как находящаяся на верхнем уровне, то есть, в поддерживаемом сооружении. Это проблемы вроде негармоничных отношений, проблем на работе, неприятия себя и так далее.

Клиент ждет, что после его рассказа о проблемах терапевт поколдует, или даст волшебную таблетку, или научит волшебным трюкам, так что у клиента все вдруг станет зашибись. Он ожидает некоего чуда, волшебства, при котором он останется абсолютно таким же, но жизнь изменится. Кстати говоря таких же чудес ожидают некоторые из тех, кто меняет работу или место жительства - вот окажусь там-то, и начнется праздник жизни! . Так не бывает.

Клиент не понимает, почему у него в жизни все так. Он считает, что он все делает правильно. Вообще, каждый человек со своей собственной точки зрения прав. Его точка зрения - это его личное начало координат, и относительно него у человека всегда все правильно.

Личное начало координат и есть совокупность убеждений человека, то есть, та основа (колонны), на которую упирается его жизнь. Клиент считает свои убеждения правильными, он живет по ним. И удивляется, почему жизнь - не праздник.

Я повторюсь: человек считает, что все, во что он верит, правильно. Он старается жить по тем правилам, в которые он верит (это не всегда удается, но когда удается, человек чувствует себя правым). Здесь есть важное звено - он делает то, что считает правильным, но на выходе не всегда получает тот результат, которого ожидал.

К примеру, убеждение "всем надо делать добро" делается с целью быть ценным, уважаемым и хорошим для всех, а приводит к тому, что все, кому не лень, используют носителя такого убеждения как могут и не обязательно его ценят и чаще всего не уважают. Правда, его считают хорошим человеком (когда вспоминают о том, что он может для них сделать), но это загоняет его в замкнутый круг его "хорошести": хорошие люди не отказывают тем, кому нужна помощь (кстати, тоже убеждение ).

На терапии обнаруживается, что изменить жизнь, не меняя своих убеждений, нельзя. Здесь возникает интересный момент: клиент теряет веру в "волшебство" терапии. И если он не сможет принять реальность такой, какая она есть, он может уйти с терапии. Некоторые теряют веру не волшебство, а в "волшебника": этот терапевт - плохой, пойду искать "хорошего". Или будет просто продолжать жить как раньше: "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус". Но те, кто вылетает на этом этапе, нас не интересуют.

Я ставлю знак равенства между изменениями убеждений и изменением себя. Мы определяем себя через свои характерные черты, черты нашего характера. А характер определяется тем, во что мы верим. Я, конечно, не имею ввиду религию, хотя она может тоже влиять на характер. Я о более глубоких верованиях. Например, убеждение "все надо делать идеально" будет сильно проявляться в характере человека и определять его поведение. Значит, изменить себя = изменить свой характер = изменить свои убеждения (верования).

Самые сильные убеждения иногда как бы въедаются в нашу кровь и костный мозг. Нам очень трудно от них отказаться. Нам кажется, что если мы будем думать и поступать иначе, с нами случится что-то очень страшное. На самом деле это как выбить одну или несколько колонн из-под сооружения. Часть конструкции может рухнуть, потащив с собой еще несколько колонн и еще какие-то части конструкции.

Плохая новость - да, рухнет. Хорошая новость - да, рухнет. Вообще-то говоря, вы ради этого сюда пришли: разрушить старое и соорудить новое. Разрушение старого - не конец вашей жизни. А новое будет здоровым, гармоничным, счастливым. Конечно же, вы не будете совершенно одни в этом горе и в этой радости. У вас есть терапевт, который надоумит вас надеть защитный шлем, когда вы будете проводить работы по разрушению, аккуратно проведет вас через обломки всего, что разрушилось, поможет восстановить то хорошее, что случайно сломалось, и научит строить то, ради чего вы вообще пришли на терапию. В итоге вы выработаете новые, полезные убеждения, которые ближе к реальности, и создадите новые способы поведения, которые принесут желаемый результат.

Отдельным пунктом должна сказать о самопонимании в терапии. Что это такое, зачем оно нужно и почему вокруг него так много шума. Понимание себя это способ проследить цепочку от жизненной ситуации к убеждениям, которые ее породили. Это нелегкий и небыстрый процесс. Требуется очень много личной честности (т.е. честности перед самим собой). К примеру, не каждый может признать, что ему требуется, скажем, восхищение окружающих, для того чтоб плодотворно работать. Понимать себя - это понимать, что, для чего и как я делаю.
Комментарии:
Deadly Nightshade
19:57 17-02-2010
Хм... есть у меня одно такое "монументальное" убеждение. И разрушить его будет трудно, если вообще реально.
quietcold
20:10 17-02-2010
Deadly_Nightshade
Какое, если не секрет ?
Deadly Nightshade
20:26 17-02-2010
Оно называется "Я считаю, бляццтво это плохо" )
В понятие бляццтво я включаю помимо всего известного -- когда женщины/девушки вешаются на женатых мужчин. Когда мужчины тр*хают все, что в юбке, измену вообще.
Так вот, а это все - на каждом шагу, куда ни плюнь. Я не представляю как изменить свой взгляд на это..
quietcold
20:33 17-02-2010
Deadly_Nightshade
А я вижу в твоем комменте два убеждения: "бляццтво это плохо" и "бляццтво на каждом шагу". А менять нужно лишь то, что мешает.
Deadly Nightshade
22:58 17-02-2010
Ну то есть мне надо взглянуть на это по-другому, типа "блядство это нормально"?
Или мне взять пулемет и пойти истреблять бл*дей и бл*дунов
Deadly Nightshade
23:00 17-02-2010
Мне, честно мешают особо те, кто пытается повиснуть на моем муже, либо выставить напоказ то что не надо, чтобы на них обратили внимание. Либо те мужики, которые пытаются моего мужа убедить в том, что одной женщины мало. Не столько ревность, сколько раздражение оттого, что в подсознании все откладывается и мужчина может даже не понять, отчего вдруг ему захотелось пойти налево...
quietcold
23:15 17-02-2010
Deadly_Nightshade
Ну то есть мне надо взглянуть на это по-другому, типа "блядство это нормально"?
Нет)

Мне, честно мешают особо те, кто пытается повиснуть на моем муже, либо выставить напоказ то что не надо, чтобы на них обратили внимание. Либо те мужики, которые пытаются моего мужа убедить в том, что одной женщины мало. Не столько ревность, сколько раздражение оттого, что в подсознании все откладывается и мужчина может даже не понять, отчего вдруг ему захотелось пойти налево...

То есть, ты уверена, что если все это вокруг происходит, то мужчина обязательно захочет пойти налево?
Deadly Nightshade
00:45 18-02-2010
Нет, но такой вариант не исключаю. Даже если он не приемлет этого, то в подсознании все равно это оседает и через некоторое время может вылезти, как неосознанное "а почему нет". Я боюсь этого, потому что никогда не смогу простить измены. Но разве это собственничество, не хотеть делить любимого человека с кем-то другим?
Я знаю, это проблема, ведь у меня иногда башню сносит, например, четыре года назад в клубе к моему парню пристала пьяная девка и огребла, я просто выхожу из себя в таких случаях.
quietcold
01:01 18-02-2010
Deadly_Nightshade
Вопрос тут в том, почему ты так болезненно реагируешь. Под этим тоже есть какое-то убеждение.

Я например не так ревнива. Если к моему парню будет приставать кто-то, я буду совершенно уверена, что он ее отошьет. Я ему доверяю.

Я не утверждаю, что это - норма для всех. Но я считаю, что "снос башни" - не норма. Я уверена, что мой подход в этом вопросе дает мне больше спокойствия, так как я могу спокойно заниматься своими делами, когда мой парень без меня тусит в клубе.

Что-то очень страшное прячется под изменой для тебя. Вот с этим страшным и надо работать. Ну по крайней мере, я бы так сделала.
Deadly Nightshade
11:35 18-02-2010
Да-да, точно. Реагировать с тех пор я научилась иначе, но это только снаружи. А внутри все жжет невыносимо. Надо идти к психологу точно
quietcold
00:29 21-02-2010
Deadly Nightshade
Кстати, думаю, тебе может быть полезна книжка Юлии Рублёвой - "Девочка и пустыня".
Imagine
00:29 03-03-2010
спасибо, было интересно)
и странно что я этот пост впервые вижу... кажется у меня в ленте такого не было
quietcold
01:28 03-03-2010
Imagine
Пожалуйста) Может, пропустила. Он давно был, когда ты болела, кажется.
Imagine
01:36 03-03-2010
reveal
Да, точно, я тогда болела )