Роман Михайлович
22:39 11-04-2010 Киноклуб: Катынь Katyn
Катынь! Как много в этом слове
Для сердца польского слилось

Аннотация фильма:

«Литературная основа фильма — повесть Анджея Мулярчика «Post Mortem. Катынская повесть».

Фильм начинается 17 сентября 1939 года и заканчивается осенью 1945. В фильме четыре главных линии. Это судьбы четырех польских офицеров и, в первую очередь, судьбы их родственников, которые не знают правды, но догадываются о ней. Это фильм о женщинах, которые ждут, не верят в смерть, надеются».



Предлагаю вашему вниманию отзыв фильма от Оscar75 (Взят из сайта http://www.kinopoisk.ru):

«Фильм повествующий о трагедии произошедшей в Катынском лесу, произошедшей в 1940 году, где произошли массовые расстрелы польских офицеров. Начав после фильма читать исторические справки, пришел к выводу, что до сих пор ведется полемика по поводу тех событий. Ведь официальная советская версия была, что Катынские расстрелы были совершены немцами, а уже в 90-х когда рассекретили архивы НКВД, Союз признал, что расстрелы проводились НКВД (так в решение Политбюро гласило: Дела рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела. Рассмотрение дела провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения.) Ну это все исторические дебаты, и каждый вправе теперь решать, кто прав, кто виноват, хотя 100% мнения по этому поводу уже не будет.

Однако в данном случае мы имеем все-таки дело с фильмом, который поставлен по повести Анджея Мулярчика «Post Mortem. Катынская повесть». В целом фильм похож на столпы жанра — «Список Шиндлера» и «Пианист», только рассказывает не о евреях, а польских офицерах, быте поляков того времени, семьях военопленных, которые не знали, что случилось с их близкими. Возможно некоторым покажется, что Вайда просто манипулирует зрителем, заставляя принять именно его точку зрения на все происходящее, и в чем то это соответствует истине. Но… разве фильмы про геноцид евреев, например, не манипулируют зрителем? Манипулируют, жанр обязывает, иначе бы получилась кинокаша, жидкая и не вполне удобоваримая. Не очень хочется ввязываться в полемику по поводу прав/виноват, ведь аргумент многих по поводу произошедшего будет, что НКВД пришлось так поступить, но посмотрите на ССовцев, ведь сколько народа погубили они.

Сам же фильм снят очень проффесионально — Вайда показал себя уже как мэтр. Техническая сторона картины тоже безупречная. Можно конечно придраться к сюжету, к некоторой затянутости и т. п., но к чему это. Фильм все равно сильный и заставляет задуматься. Может это и не самый лучший фильм на подобную тематику, но снят он потрясающе.

Фильм был выдвинут Польшей на соискание Оскара за иностранный фильм, но статуэтку не получил. По сравнению все-таки с «12» и «Монголом» — «Катынь» намного выигрышнее».