matrena_ivanna
22:31 17-04-2010 О границах
Читала френд-ленту в жж и наткнулась на такую вот запись:

"В семимесячный визит в "Типат Халав" я мельком пожаловалась сестре, что с Номкой сейчас сложновато, так как она требует беспрерывного присутствия и внимания, и стоит мне отойти в туалет или на кухню - поднимает ужасный скандал в ту же секунду. Сестра посмотрела как-то странно и сказала: "Ну ведь у ребёнка должны быть границы!"

И вот это, на самом деле, интересный вопрос. Потому что во всех книжках о новорожденных (ну, по крайней мере, в тех что кажутся мне разумными) написано, что на плач нужно реагировать немедленно, поскольку таким образом малыш выражает свои потребности. Никаких там "дать покричать пять минут" - иначе ребёнок может потерять доверие к маме с папой. Полностью согласна.
А потом открываешь книжку про слегка подросших детишек (тех, кого по-английски называют toddlers), и там уже вовсю обсуждаются границы и их важность для ребёнка. И я снова согласна. Вопрос только в том, как и в какой момент происходит этот переход от полного и незамедлительного удовлетворения ребёнкиных потребностей к расстановке границ. Об этом книжки почему-то молчат."

И я задумалась...
Мне кажется, нет какого-то определенного возраста, когда нужно вводить ограничения. Это работа с первого дня жизни ребенка.
Да, на плач нужно реагировать. Но реагировать по-разному. Потому что и ситуации, и плач - разные.

Если ребенок вдруг заплакал от боли или испуга - я бросаюсь к нему мгновенно. Если захныкал, потому что скучно, хочет кушать и т.п. - не всегда я мчусь к нему в ту же секунду. НО всегда сразу же ласково зову его по имени, разговариваю с ним, а когда подхожу, то сначала глажу по щечке или животику и только тогда беру на руки.

Из-за того, что это система, а не от случая к случаю, Никита уже знает и понимает, что я всегда реагирую на его призывы, научился ждать и часто успокаивается, даже когда я просто откликаюсь.

Я не разрешаю делать мне больно, не терплю, если он кусает или оттягивает грудь, дергает за волосы, щипается. Мягко, на настойчиво забираю грудь, разжимаю кулачок, строго говорю: "Никита, маме больно. Нельзя так делать". Он, конечно, скандалит. Я выжидаю с минуту и снова даю грудь. Если он продолжает брыкаться или делать мне больно, прекращаю кормление, меняю ему позу. Немножко держу его просто на руках, затем возвращаю к груди. Надо сказать, что такая моя реакция на его поведение на данный момент действенна.

У нас есть "кодовые" фразы, которыми я всегда обращаюсь к Никите: "Что случилось, малыш? Расскажи маме, почему ты плачешь?", "Никита, маме/папе больно. Так нельзя делать". Когда просыпается, всегда с ним здороваюсь и целую. Укладывая на ночь, целую и глажу по щечке и желаю доброй ночи. Он привыкает к таким "кодам" и, мне кажется, уже понимает, чего от него ждут, как нужно себя вести и как мы реагируем на его действия.

Мне кажется, что ставить границы в год, а даже и в полгода, - если и не поздно, то уже трудно. И болезненно для всех сторон.

А еще я сейчас вспоминаю то, что больше всего не любила делать в школе - планирование учебного года. На самом деле - это действительно самое мудрое и четкое, что может быть в воспитании: когда ты задаешь цель на год и определяешь какими средствами и методами этой цели добиваться.

Система - это на самом деле здоровская вещь. Следуя которой, правда, нужно не забывать ее корректировать.

отредактировано: 31-07-2010 14:31 - Мамина радость