The Grey Owl
19:09 16-05-2010 Церемония Священной Трубки
Тахча Уште - Хромой Олень сказал: "Церемонию начнем проводить когда солнце будет вот так" - и он указал рукой положение солнца над горизонтом.
В прошлом у индейцев не было часов. Они не были приверженцами жизни по расписанию. Сегодня в резервации не многие из них отличаются пунктуальностью. Говорят, что у индейцев время отстает на час...
На месте проведения церемонии, шаман разводит костер. Иногда для этого у него есть помощники.
Дрова для костра заготавливают заранее. Но обязательно используют сухие "мертвые деревья".
Когда все готово и подошло время, все участники собираются и рассаживаются вокруг костра. В центре, на колени садится шаман, возле него расстелено одеяло, на нем лежит сумка для трубки.
Прежде чем проводить обряд, шаман очищается сам и очищает место для трубки. Для этого он вынимает из сумки мешочек с душистой травой и небольшое блюдце или плоский камешек. (Душистую траву можно заменить вереском, или же иголками кедра, сосны). Помещает туда угольки от костра и добавляет священной травы. Открытый огонь в этом случае применять нельзя. Важно, чтобы трава тлела, но не горела. В этом дыму он очищает свои руки, лицо, грудь, потом место, где будет лежать трубка.
После очищения, он вынимает из сумки чубук, головку трубки (завернутые в мягкую шерстяную ткань), "зажигательную палочку", мешочек с табаком, палочку для чистки пепла из трубки. Все это раскладывается на одеяле, на очищенном месте.
Затем шаман берет головку трубки и набивает ее табаком. Он берет его из специальной табакерки. Табак можно брать любой (курительный).
Набивка трубки. Табак берется маленькими щепотками, каждая адресована конкретно: эта для зверей, эта для морских животных, эта для птиц, эта для деревьев, эта для травы, эта для людей, эта для звезд и т.д.
Затем табак утрамбовывают специальной палочкой. Каждая частичка табака - это животное, его символ.
После этого шаман собирает трубку. Каменную головку держит к себе, чубуком вверх. Затем встает лицом на Запад и произносит молитву, потом то же самое на Север, на Восток, на Юг, вверх - Wakan, и наконец вниз - Maka - Мать Земля.

Молитва: "На Запад обернись, твой Прадед на тебя смотрит".
Припев: "Всегда молись, всегда молись. Духи на тебя смотрят".
(Молитва повторяется на каждое направление, меняется лишь первое слово, означающее сторону света).
Запад - Wiyohpeyata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: Cekihay, Cekihayo
Ahi tu wa ynkelo.
Север - Waziyata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Восток - Wiyohiyan.pata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Юг - Itokagata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Вверх - Wakan.ta ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Вниз - Makata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.

После молитвы шаман обращается к собравшимся: "Думайте о том, что эта трубка священна. Желайте всем добра". Затем он берет "зажигательную палочку" и прикуривает от уголька из костра.
Раскурив трубку, шаман передает ее тому участнику церемонии, который сидит в кругу на западной стороне. В этот момент, держащий трубку участвует в мировом цикле, он является как бы мостом, связывающим воедино Землю с Великим Духом. Эта связь идущая от Maka, через человека, трубку - canunpa - к Wakan. Трубка переходит от одного участника к другому. Все время налево, по ходу Солнца.
Самое главное в церемонии "Священной трубки" - это единство участников. Техническая сторона обряда должна выполнятся машинально. Все внимание сосредоточить не на курении, а на своих мыслях, просьбах, душевном состоянии. Не забывай, ради чего ты участвуешь в церемонии!
В молитве с трубкой можно просить обо всем: об урожае, об удаче для своих друзей, о здоровье близких и т.д., но нельзя просить для себя.

"Священная трубка" - очень значительная вещь. Особого текста просьб и молитв нет. Говорить нужно от души, от сердца. Даже великие воины плакали на таких церемониях. И собственно не обязательно курить трубку, важно молиться, держа ее в руках.
Когда церемония курения завершается и трубка, обойдя круг, возвращается вновь к шаману, он выкуривает ее до конца. Затем разбирает, вычищает палочкой пепел, высыпает его сначала на кусочек кожи, а затем в костер. Все движения его медленны, церемониальны.
Особым поводом для церемонии может послужить расставание. После церемонии курения, трубка возвращается к шаману. А все участники, начиная с того, кто сидит с западной стороны, бросают в костер маленькие сверточки с табаком, которые приготавливаются заранее. Это жертва и просьба.
Потом все встают по кругу, и опять, тот что с запада, первым обходит всех участников, они жмут руки, желают друг другу вновь встретиться, говорят добрые пожелания. И так поступает каждый.

Чубук трубки - хребет народа
Головка трубки - голова народа
Камень, из которого она изготовлена - кровь народа
Отверстие для дыма - рот народа
Дым - его дыхание
Трубка - символ Космоса, Вселенной
Священная трубка - сердце всех церемоний дакота.

"Говорить о трубке очень трудно, наш разум слаб, чтобы понимать все". (Тахча Уште).

Трубку индейцам принесла Женщина Белого Бизона. Она сказала: "Не обязательно курить трубку до конца, нужно молится с трубкой. После ритуала мы все большая семья".

Молитва с трубкой:

Canun.pa ki le hi cu wo
canun.pa ki le hi cu wo
le yuha ho cokan. ya ka wikte
le yuha ho cokan. ya ka wikte
Ate heye lo
Ate heye lo
"Трубка эта священна
Трубка эта священна
Держи ее, когда приходишь в центр Земли
Держи ее, когда приходишь в центр Земли
Отец так сказал
Отец так сказал".

Самой Священной и старой трубкой у Дакота считается Трубка Бизоньего Теленка. Трубка изготовленная промышленным способом не имеет силы. Сильная трубка только та, которую человек изготовил исключительно своими руками, с применением старых, древних методов, материалов и инструментов.

Шаманы и воины, у которых есть семья, пользовались длинной Т-образной трубкой. Молодые, не женатые, люди и женщины могли пользоваться короткими L-образными трубками. "Дакота без трубки - это половина индейца и половина мужчины".

Источник