moxnatii slon
01:07 28-06-2010 IX. Бессовестность
(1) Бессовестность, если ее определить,- это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти. А бессовестный вот какой человек.
(2) Сперва он идет к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом [...] [1]
(3) после жертвоприношения богам он обедает у другого,[2] а жертвенное мясо солит впрок. Позвав сопровождающего его слугу, он берет со стола куски мяса и хлеба и дает ему, говоря во всеуслышание: "Угощайся, Тибий".[3]
(4) Когда идет покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для похлебки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом убегает.
(5) Купив своим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой.[4]
(6) И если кто-нибудь сделал выгодную покупку на рынке, он требует часть уступить ему.
(7) К соседу в чужой дом приходит занять ячменя, а иногда и соломы, да еще заставляет заимодавца все это приносить к себе.
(8) В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерпнуть воды [5] и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: "Готово!". А при выходе - сказать банщику: "Ничего ты с меня не получишь!".

Воспроизведено по изданию: Феофраст. Характеры / Перев., статья и
примеч. Стратановского Г.А. - Л.: Наука, 1974.
Комментарии:
moxnatii slon
01:12 28-06-2010
IX. Бессовестность. Примечания

Бессовестный (в подлиннике anaiscuntoV) - собственно, бесстыжий (человек без стыда и совести). По Аристотелю (Rhet., II, 6, 1383 в, 16), "бесстыдство - это в некотором смысле презрение и равнодушие [к страданиям.,. по поводу зол, влекущих за собой бесчестие]" (иначе: пренебрежение доброй славой). У Феофраста бессовестность соединяется с корыстолюбием. Впоследствии бесстыдник стал типом наглого попрошайки (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 77). Основное его свойство - наглый цинизм.

1. Здесь очевидный пропуск в рукописном тексте.
2. Для того чтобы самому не угощать друзей жертвенным мясом, как это было принято после жертвоприношения.
3. Тибий - обычное в Аттике имя рабов пафлагонского и фригийского происхождения. По афинскому обычаю, раб сопровождал господина при всех его выходах. Слова "говоря во всеуслышание" - намек на то, что бессовестный только напоказ угощает своего раба, в действительности же это угощение раб должен приносить домой.
4. В афинском театре Диониса места для зрителей были высечены в скале с углублением для ног в рассчете только на одного человека (так что двоим нельзя было уместиться на одном месте).
5. Банщик (с помощником) обычно сам черпал горячую воду из котла для моющихся, чтобы ее хватило нa всех. Банщик получал плату за услуги около 2 оболов (обол - мелкая монета около 4 коп. на наши деньги) (ср.: Н. Bilimner. Griech. Privataltert. Freiburg, 1882, стр. 212).