Stromboli
08:53 30-06-2010 Школьная математика
Нужна ли математика в школе?

Нередко от людей можно слышать что-нибудь такое:
Ну зачем нужна школьная математика!? Вот я всю математику на 5 сдавал, а сейчас уже ничего не помню. Она так и не пригодилась.

Ну естественно она тебе не пригодилась!
Как математика может пригодиться, если ты ее не помнишь??

Кто математику не зубрил, а с интересом изучал, тем она в жизни очень даже помогла и помогает дальше.
Комментарии:
Zabava
09:57 30-06-2010
Я тоже забыла математику, хотя она мне пригодилась. Предметы по школьной программе нацелены не только на прямое использование, но и на развитие того же логического мышления.
Stromboli
10:07 30-06-2010
Zabava Согласен.
Я бы еще сказал, что школьная математика дает ребенку шанс заинтересоваться математикой.
Kretik
10:54 30-06-2010
Кстати, я тоже согласна, что математика и иже с ней позволяют развивать мышление и интеллект у ребенка. Даже если не пригодились потом.
Stromboli
11:04 30-06-2010
Kretik Если математика развила мышление и интеллект, то она автоматом пригодится.
Человек, который умеет читать, считывает надписи, не разбирая отдельных букв. Точно так же человек применяет математику "на лету", не отдавая себе в этом отчета.
poncha
12:09 30-06-2010
А других способов развития мышления не придумали?
Мне было очень интересно заниматься математикой и в школе, и в институте, но то, что она не пригождается - это факт!
Stromboli
18:42 30-06-2010
poncha Есть еще программирование.
Программирование можно считать отдельным развивателем мышления Хотя оно тоже требует математики.

Вообще немножко странно насчет "не пригождается". Вокруг меня математика пригождается всем, даже гуманитариям. Пригождается и интегрирование, и дифференцирование, и тригонометрия, и алгебра,
и мат.логика.
Лично мне в жизни и в работе пригодились даже алгебра матриц и цепные дроби.
poncha
08:45 01-07-2010
Stromboli Расскажи, пожалуйста, как гуманитариям пригождаются интегрирование и дифференцирование? Я например, вообще уже забыла, что кроется за этими понятиями - помню, что они были в последних классах школы и на вышке в институте, но что это такое, сейчас уже не скажу.
Stromboli
09:13 01-07-2010
poncha Гуманитариям именно эти вещи (интегрирование и дифференцирование) пригождаются тогда, когда надо ясно различить состояние явления, изменение состояния и накопление состояния.

Дифференцирование это, грубо говоря, вычисление скорости, когда известен пройденный путь в каждый отдельный момент времени.
Обратная задача — это интегрирование. Когда известна скорость в каждый отдельный момент времени, и надо найти пройденный путь.

Эти задачи встречаются во многих делах. Например, если известен закон, по которому изменяется приток посетителей какого-то заведения, то их общее количество за период может быть предсказано путем интегрирования.
poncha
09:19 01-07-2010
Stromboli спасибо за пояснение понятий, но к сожалению, света это не пролило Измерение скорости, видимо, действительно очень грубое объяснение, потому что мне приходят на ум только умножение и деление, но не интегралы или дифференцалы.
Пример на мой взгляд оторван от жизни - откуда гуманитарий может знать закон, по которому измеряется приток посетителей какого-то заведения? Он об этом не думает!
Stromboli
10:10 01-07-2010
poncha Измерение скорости, видимо, действительно очень грубое объяснение, потому что мне приходят на ум только умножение и деление...

Хм... Представь себе спидометр. Это такая стрелочка в автомобиле, которая показывает текущую скорость.
И теперь представь себе, что автомобиль трогается с места и разгоняется. Стрелка спидометра начинает ехать вверх.
Как в таком случае оценить, сколько автомобиль уже проехал? Мы знаем время, у нас есть секундомер. Но у нас нет какой-то одной скорости, которую можно умножить на время (как во втором классе) и получить путь.
У нас скорость все время менялась. Вот тут-то и надо интегрировать скорость по времени

Пример с посетителями от жизни не оторван. Представь себе маркетолога, который изучает, как поданная фирмой реклама влияет на число посетителей. Чем больше биллбордов, тем больше поток посетителей. А поток в количество превращается интегрированием.

Да, кстати, совсем забыл.
У меня две младшие сестры. Одна занимается пошивом одежды. Она сама разработала программу, которая автоматически вычерчивает выкройку по меркам. Там было много математики, в том числе довольно сложной.
Другая сестра психолог. Я припоминаю, как она в уме прикидывала тригонометрию, чтобы определить, пройдет ли нужный шкаф из коридора под углом боком в дверь

Они обе закончили ФТШ: Физико-Техническую Школу.
poncha
10:27 01-07-2010
Stromboli Извини за глупые вопросы. Я видимо, сильно торможу сейчас.
Как именно интегрируется скорость по времени? Мы ведь не можем каждую секунду смотреть на стрелочку спидометра? Мы в уме прикидываем среднюю скорость автомоболя (с которой он двигался бОльшую часть пути), умножаем на время и прикидываем, какой путь проделал автомобиль. Где здесь интеграл? Время разгона я вычту из расчета из-за его незначительности.

Пример с посетителями. Как ты вычислишь поток посетилитей в данном случае? Какая у него формула?

Пример с пошивом одежды действительно интересный! Но я не возьмусь его обсуждать, т.к. в этом вопросе я значительно больший профан, чем в разговоре про скорость.
А вот примерение тригонометрии для прохождения шкафа - это забавно Мне казалось, что для этого достаточно иметь здравый смысл, а совсем не обязательно изучать тригонометрию в школе Не думаю, что для какого-нибудь средневекового человека (безграмотного и соответственно не владеющего азами математики в современном их понимании), это стало бы проблемой...
Stromboli
10:47 01-07-2010
poncha Мы ведь не можем каждую секунду смотреть на стрелочку спидометра?

Ну, это не совсем практический пример. Это скорее иллюстрация принципа: у нас есть прибор, который показывает скорость чего-нибудь, и эта скорость постоянно меняется, а нам надо узнать, сколько мы в итоге проехали (накопили, впустили, потратили и т.д.).
Хотя мы действительно можем снимать показания спидометра каждую секунду. А можем и чаще, если автоматику и бортовой компьютер привлечь. Главное потом суметь грамотно обработать полученные данные.

Накопленная со временем величина равна интегралу от скорости накопления по времени.

Как ты вычислишь поток посетилитей в данном случае?
Например, контрольным замером количества посетителей в разные дни тестовой рекламной кампании в соседнем городе. Таким способом получим влияние рекламы на кривую роста спроса.
А потом эту кривую в ключевом городе будем интегрировать по времени.

Мне казалось, что для этого достаточно иметь здравый смысл

Иногда здравым смыслом не обойдешься. Надо вычислять.
Кроме того, вот что собственно важно: чем лучше ты владеешь математикой, тем более точное и более смелое решение задач тебе под силу.

Плотник, который владеет только сложением, умножением и пилой, может построить сарай. Крупный дом только сложением и умножением не построить.
И это касается любого дела.

Я уж молчу о том, что человек, который не помнит теорему Пифагора или не понимает, какое отношение она имеет к жизни, не сможет угадать, можно ли данный шкаф повернуть в коридоре на 90 градусов
poncha
11:02 01-07-2010
Stromboli В том-то все и дело, что практических примеров, когда бы гуманитарию понадобилась математика - нет! Вычисление скорости решается умножением, вычисление влияния рекламы решается линейным уравнением, вычисление процентной ставки - делением, прохождение шкафа - здравым смыслом и т.д. Все бытовые вопросы можно решать без математики!

Но, конечно, есть профессии (и их много), которые тем или иным образом соприкасаются с некоторыми областями математики - это и архитекторы, и возможно закройщики, и проектировщики, и биологи (если у них какие-то исследования), и летчики, и много-много других.

Но все-таки, возвращаясь к первоначальному вопросу - математика далеко не всегда помогает в жизни даже тем, кто с интересом ее изучал!

Я уж молчу о том, что человек, который не помнит теорему Пифагора или не понимает, какое отношение она имеет к жизни, не сможет угадать, можно ли данный шкаф повернуть в коридоре на 90 градусов Я уверена, что если человек часто занимается тасканием шкафов, то и безо всякой математики он всегда будет лучше теоретика знать, куда и как повернуть шкаф, чтобы он прошел в дверь и встал на нужное место
Stromboli
11:17 01-07-2010
poncha Влияние рекламы ты линейным уравнением не выведешь. Там прямых линий на графиках не будет. Особенно если принять, что влияние рекламы не мгновенно, а рекламный бюджет доступен не сразу весь, а размазан по году.
Влияние данной процентной ставки (или вычисление оптимальной) ты тоже простой арифметикой не сделаешь. Здесь нужно возведение в степень и логарифмирование (его почему-то тоже очень боятся, хотя оно совсем и не сложное).

Я уверена, что если человек часто занимается тасканием шкафов, то и безо всякой математики он всегда будет лучше теоретика знать...
Во-первых, это не так. Я много раз наблюдал грубые ошибки "простых но опытных работяг", вызванные именно тем, что глазомер работает хуже математики.
А мой отец их наблюдает каждый день, он работает инженером на заводе и часто взаимодействует со слесарями, не отягощенными математикой.
Во-вторых, решать задачи надо не только тогда, когда они ежедневные и однотипные. Нередко нужно решать что-то только сегодня, только сейчас и именно здесь.

Я совершенно согласен, что можно прожить без математики. Живут же люди как-то.
Но есть определенный потолок, какие задачи ты сможешь решить прикидками, округлениями и здравым смыслом.
poncha
09:15 02-07-2010
Stromboli Влияние данной процентной ставки (или вычисление оптимальной) ты тоже простой арифметикой не сделаешь. Почему не сделаю?! Процентная ставка - это простое умножение (сумма процентов находится умножением исходной суммы на ставку, на кол-во дней и делится на 365). Где здесь высшая математика? Нахождение процентной ставки - это обратный процесс. Работа со сложной ставкой процента (с возведением в степени) - это очень специфический процесс, и обычному человеку он не нужен. Ему вполне достаточно работы с простой ставкой процента.

Но есть определенный потолок, какие задачи ты сможешь решить прикидками, округлениями и здравым смыслом. Согласна! Но этот потолок достигается только в профессиональных сферах! В обычной жизни сложная математика не нужна!
Stromboli
11:10 02-07-2010
poncha Согласна! Но этот потолок достигается только в профессиональных сферах!

А это уже важно. Использование математики в работе вполне дает сказать, что математика в жизни пригодилась.

В обычной жизни сложная математика не нужна!

"Без нее можно прожить" — вот так точнее.

Кстати, развивая тему процентов, я был бы рад, если бы бОльшее число людей владело степенями и логарифмированием. Потому что это повысило бы финансовую грамотность населения.
poncha
13:06 02-07-2010
"Без нее можно прожить" — вот так точнее. не согласна. Я считаю, что она именно не нужна - ее некуда применить
Stromboli
13:57 02-07-2010
poncha Так ведь речь не идет о том, чтобы именно сидеть с бумажкой и ручкой и делать расчеты.
Я имею в виду случаи, когда понимание математических принципов помогает интуиции принимать верные решения.
"Площадь поверхности трехмерных фракталов пропорциональна степени линейного размера с показателем 2,5" — думаешь ты, и на пятно, что в 5 раз больше, насыпаешь активированного угля вдвое бОльшей ложкой.

Математика в быту не столько помогает узнать точные значения величин, сколько подсказывает, как и с чем эти величины связаны.
poncha
10:34 05-07-2010
Stromboli "Площадь поверхности трехмерных фракталов пропорциональна степени линейного размера с показателем 2,5" — думаешь ты, и на пятно, что в 5 раз больше, насыпаешь активированного угля вдвое бОльшей ложкой.
Stromboli
10:46 05-07-2010
poncha