Читала тут в отпуске Фромма "Кризис психоанализа". Вообще, мне просто нравится то, как Фромм пишет. Его слог (слог перевода, ок).
Пишет довольно сложные вещи зачастую - у меня мозг закипает. Но очень интересно, давно хотела почитать. Цитировать много сложно (да и то, что цитируется - скорее, чтобы потом вспомнить мысль, которую он развивает), потому что там тогда надо по полкнижки, чтобы хоть как-то понятно. Да и оно пока просто где-то в голове отложилось, само там теперь обрабатывается.
"Дело в том, что для него [Фрейда] только мужчина является полноценным человеческим существом. Женщина - всего лишь увечный, кастрированный мужчина. Она страдает от такой судьбы и может быть счастлива, только преодолев наконец свой "комплекс кастрации" благодаря обретению ребенка и мужа. Но женщина остается существом низшего ранга в других отношениях - например, она более нарцисстична и менее руководима сознанием, чем мужчина. Это странная теория, по которой половина рода человеческого есть всего лишь уродливый вариант другой половины, вытекает из викторианских идей о том, что желания женщины почти целиком направлены на вынашивание и воспитание детей и на служение мужчине. Фрейд ясно выразил это, объявив: "либидо - мужского рода". Принятие викторианской идеи о женщине как существе без собственной сексуальности было выражением предельно патриархального положения о естественном превосходстве мужчины над женщиной. Согласно патриархальной идеологии, мужчины более рациональны, реалистичны и ответственны, чем женщины, а потому от природы достойны быть их вождями и руководителями. Насколько полно Фрейд принимал эту точку зрения, видно из его реакции на требование политического и социального равенства для женщин, выдвинутое Дж.С.Миллом, мыслителем, которым Фрейд чрезвычайно восхищался во всех иных отношениях. Но здесь Милл оказался "сумасшедшим"; Фрейду было невозможно представить себе, что его любимая невеста станет конкурировать с ним в обществе, вместо того, чтобы пользоваться его покровительством".
"Чувство вины играет важную роль в социальном плане. Оно в ответе за то, что страдание воспринимается как наказание за греховность желаний, а не за пороки социальной организации. В конечном счёте чувство вины вызывает эмоциональную робость, ограничивая интеллектуальные, особенно критические, способности, при этом усиливая зависимость от установок социальной нравственности".