Персонаж: Алистер Шепард, солдат-коммандо
Про эту игру я слышал давно, но не касался – мощностей на тот момент не хватало. Что ж, теперь хватило, и я с удовольствием ее прошел и пройду, пожалуй, еще пару раз.
Mass Effect – игра на удивление кинематографичная; в некоторых местах определенно создавалось впечатление, что смотришь НФ-фильм, только с немалой долей интерактивности. На мой взгляд, это ощущение обязано двум вещам. Во-первых, тут по традиции со времен КОТОРа озвучены все персонажи… но впервые я вижу озвученного главного героя (а если героиня – то голос ее уже знаком будет). Во-вторых, новая и весьма интересная мне система диалога – когда выбираешь лишь направление, а коммандер Шепард выдает развернутую фразу, не обязательно ожидаемую игроком.
В результате и создается четкое впечатление фильма, что мне весьма понравилось.
Приятно так же и то, что выбор происхождения и результатов военной карьеры хоть и немного, но влияет на игровой процесс – для каждого происхождения предусмотрен квест, для каждой карьеры – старый знакомый. Видно, на чем
Bioware тренировалась перед
Dragon Age.
А еще весьма интересен мир. Да, видны заимствования – но, увы, сейчас НФ-вселенную без них, пусть и ненамеренных, создать очень сложно. Тем не менее, мир игры получился по-настоящему интересным и живым, с массой уникальных подробностей. Например, оружейная система мне пришлась весьма по душе. Каждой же необычной детали мира – будь то бесконечные патроны, биотика или еще что-то – есть развернутое и правдоподобное объяснение в кодексе.
Экшен-составляющая у меня нареканий не вызвала, кроме одного – ее могло быть и поменьше. Но все же мы играем за солдата на военной операции… чего еще ждать? И, что интересно,
Mass Effect действительно вызвал у меня ощущение оной операции, последний раз испытанное в
Republic Commando.
Замечу, кстати, что прохождения за разные классы, как и положено, отличаются. Проходил солдатом – и при этом чаще всего пользовался штурмовой винтовкой или снайперкой, последняя понравилась особеннно. Наличие «Розенков Материалс», к слову, весьма порадовало.
Отдельно радуют несюжетные планеты. Базы на них, увы, спланированы почти всегда одинаково (но иначе вряд ли бы быть могло), а вот сами планеты различаются. И кому как, а вот мне преодолевать препятствия на «Мако» было интересно. Вообще, сдается мне, что этот грузовичок – чудо техники не хуже «Нормандии»; потому что ездить на колесах по почти отвесным стенам и выделывать на не самой легкой машине акробатические кульбиты… м-да. Это действительно необычно.
Шкала добрых и злых поступков в Mass Effect разделена на две отдельные… что, в общем-то, и логично. В конце концов, хорошее и дурное уживается в каждом человеке, не правда ли? Лично мне не удалось дойти до конца полностью геройским путем.
Обычную для себя базовую сюжетную схему сценаристы Bioware наполнили немалым числом неожиданных поворотов сюжета – причем еще и в картине мира. Что нам известно в начале? Протеане построили ретрансляторы и Цитадель, потом бесследно исчезли в полном составе, Сарен нашел брошенный корабль Жнецов и подчинил его себе… а вот все это окажется ложным. Кусочки правды открываются по ходу дела, но полная картина все же еще не сложилась – хотя немалая ее часть уже видна.
Как всегда, Bioware не отказалась от возможности коснуться «правды обеих сторон». Причем если с Сареном согласиться трудно – то вопрос о конфликте квариан и гетов неоднозначен. Да, с гетами мы постоянно воюем, а кварианка нам помогает – но именно сородичи Тали сотворили гетов и первыми нанесли по ним удар. Не менее сложный вопрос – кроганы и генофаг; впрочем, эта тема куда лучше раскроется во второй части.
И, что уже традиционно, в игре хорошие яркие спутники.
Гаррус Вакариан. Турианин-детектив, бывший сотрудник СБЦ, ныне – наш товарищ. Пожалуй, едва ли не самый понравившийся мне спутник; ну нравится мне Гаррус и способностями, и характером. А еще – вечными проблемами с уставом, что, конечно, не по-военному… но понять можно. Этим и выделяется его личный квест с доктором Салеоном – потому что, хотя поступать стоит по закону… но Гарруса, желающего всадить саларианину пулю в голову, очень хорошо можно понять.
Кайден Аленко. Первый спутник, биотик… и, похоже, таящий в себе много интересного. Это если судить по рассказам о прошлом, жестком обучении, ненавистном турианине, подружке детских лет… Нельзя сказать, чтобы я много с ним общался, но Кайден – искренний, честный и хороший характером солдат. Что и проявляется на Вирмайре.
Лиара Т'Сони. Асари, биотик, ученая… и, похоже, очень увлекающаяся натура. На полвека она погрузилась в изучение протеан, потом так же бросилась в охоту за Сареном… после окончания МЕ она с такой же страстностью будет разыскивать пропавшего командира, а затем – сядет на хвост Теневому Посреднику. Но вот почему-то у Алистера с ней не вышло глубоких отношений, хотя о культуре асари узнал немало интересного.
Тали'Зора нар'Райя. Единственная, чьего лица мы не видим за две игры… и при этом умудряющаяся оставаться обаятельной. По ощущениям – самая юная из команды (и, вроде бы так и есть). Разговоры с ней – настоящий кладезь сведений о культуре и быте квариан. А симпатию она, похоже, вызывает у всех – включая инженеров в двигательном отсеке.
Урднот Врекс. Кроган-наемник с черным чувством юмора, прямолинейными манерами, умением держать слово («сказал – убью, значит – убью!»), и богатым прошлым. Разговоры с ним приносят немало новых знаний о кроганах и Врексе лично. Кто бы мог подумать, что когда-то он был пацифистом, пусть и в кроганском стиле? А история с асари-коммандо чего стоит… И хотя сам Врекс утверждает, что ему плевать на генофаг – но на Вирмайре выясняется иное. И это, пожалуй, один из самых напряженных моментов игры.
Эшли Уильямс. Вторая спутница, дама сердца Алистера Шепарда. Поначалу Эшли воспринимается обычным солдатом… однако, пожалуй, неожиданного в ней куда больше, чем в Лиаре. Постепенно выясняется и горечь по поводу деда, и то, что резковатая зачастую Уильямс к месту цитирует наизусть Теннисона и Уитмена, и что она способна на нежность, хотя и непросто это признать… И потому выбор сердца был сделан без особых колебаний.
Замечу правда, что толком поговорить со спутниками удается лишь на «Нормандии». В поле – не выйдет даже в спокойной обстановке; да, это уступает NWN и BG… да и друг с другом спутники почти не общаются, разве что в лифтах.
В заключение скажу о тех выборах, которые делал в течение игры.
О выборе в романе уже говорил. Соответственно на Вирмайре была спасена Эшли. С Врексом разговор был решен мирно –кроган отказался от конфликта. Сарен покончил с собой, поскольку Алистер помог хоть немного, но освободиться из-под контроля «Властелина».
Королева рахни – отпущена. Потому что она не имеет никакого отношения к войне, да и вообще, похоже, война началась не по их воле.
А вот Советом пожертвовал. Потому что… ну потому что большую часть времени пользы от него было немного, а бюрократической твердолобости, недоверия и наездов – хоть отбавляй. И ради их спасения жертвовать флотом своего же народа, с учетом еще очень даже целого «Властелина»… нет. Вот только экипаж корабля Совета жаль. Эта троица не заслужила того, чтобы ради них гибли солдаты.
Новым же советником стал капитан Андерсон. Да, у Удины больше опыта в дипломатии… но ему, в отличие от капитана, нет доверия.
Общий вывод – отменная фантастическая игра, пусть даже ролевой части тут несколько меньше, чем хотелось бы.
Фоновая музыка Mass Effect - Love Theme