Персонаж: Алистер Шепард, солдат (перенесен из первой части)
Ко второй части я приступил сразу же после окончания первой – и потому сравнивать впечатления получилось сразу, по свежим следам, так сказать. Вообще, общее впечатление осталось весьма положительным, начиная со вступления… Право же, начинать игру с гибели главного героя – это необычно. Нечто подобное было в «Готике» и NWN 2, но там-то все рушилось в конце игры, и потому в продолжении/аддоне обнаружить героя, стукнутого камнем по макушке, было неудивительно.
А вот тут с гибели и возрождения все лишь начинается. Изменений много, и далеко не все они мне пришлись по душе.
Изменилась ролевая система, причем сильно – фактически, свелась к боевым навыкам, что мне не нравится. Например, я в упор не понимаю того, как теперь считается убеждение. Ушел в небытие инвентарь – и вот этого мне жаль. Все же интересно было любоваться на разнообразие экипировки, подбирать толковое оружие каждому из спутников, снаряжать дополнительными модулями вооружение, а заодно лишний раз погружаться в мир – сравнивать товары разных компаний. Здесь этого нет, оружия всего с десяток наименований, броня так вообще ушла в небытие (добавления из DLC не считаю). Более того – почему-то даже с помянутыми добавленными доспехами нельзя отключить шлем, за что в первой части отвечала одна кнопка. Простейшая же и полезная эстетически вещь… увы, нет. Не знаю, почему.
Крайне не понравилась идея с термоэлементами – потому что, по сути, это все те же патроны. И мне их постоянно не хватало. Ограничение охлаждением из первой части казалось более к месту, создавая ощущение будущего… тут увы.
Замечу правда, что вот идею дать каждому из спутников лишь пару доступных ему видов оружия – одобряю. В конце концов, и в первой части тот же Гаррус у меня все равно пользовался лишь штурмовой винтовкой и снайперкой.
К сожалению, очень сильно подрезали побочные квесты – теперь их, считай, раза в два меньше. И ушли в прошлое путешествия по планетам, которые иногда завораживали; более того, послеквестовые отчеты лишний раз напоминают о работе на «Цербер», что раздражает. А вот то, что собираемые по планетам ресурсы наконец начали получили существенное значение – это весьма хорошо, хотя геологоразведка из первой части нравилась больше. Здесь же себя каким-то Галактусом чувствую. С этим же связан, увы, пропавший «Мако».
Однако хорошего в
Mass Effect 2 куда больше, и сейчас об этом поговорю подробнее.
Новая «Нормандия» комфортнее прежней, хотя и меньше похожа на военный корабль… ну так он уже и не военный. Командир наконец-то обзавелся каютой – теперь хоть ясно, где он отдыхает. Правда, картина, когда в еще незанятые отсеки командира корабля не пускают, вызывает недоумение – а кого еще туда должны пускать?
Куда больше взаимодействия с экипажем – в первой части поговорить можно было, по сути, лишь с Прессли, Адамсом, доктором Чаквас и Джокером. Здесь же постоянно что-то слышишь: бойцы в кают-компании обсуждают оставшуюся дома семью, в столовой дискутируют о происходящем, инженеры Донелли и Дэниелс – вообще источник веселого настроения… Ну а совместная пьянка в медотсеке запоминается.
Джокера надо упомянуть отдельным пунктом – в первой части он все-таки был больше на вторых ролях, а тут без Джеффа Моро мало что сделаешь: в определенный момент мы вообще все будем видеть его глазами. Ну а его пикировки с Эди и последующее примирение – еще один источник хороших ощущений.
Весьма порадовали «прерывания» диалогов – причем каждое оставляет интересные ощущения. «Красные», правда, динамичней, и зачастую очень облегчают жизнь.
Личных квестов у команды в первой части почти не было, имелось только три задания от Гарруса, Врекса и Тали. А вот тут у каждого есть что-то свое, хорошо проработанное… и при этом имеющее значение для дальнейших приключений. На это, кстати, многие жалуются – мол, сплошные личные проблемы… Но, в общем-то, Mass Effect 2 и посвящен сбору команды для точечного удара – а значит, оной команде должно быть комфортно.
Окружающий мир радует деталями, не касающимися похода против Собирателей. Вот два крогана спорят о том, есть ли рыба в бассейнах Президиума. Вот бармен-матриарх шугает посетителей. Вот турианин и кварианка обсуждают такие детали бытия последней, от которых у Тали бы шлем покраснел. Вот сержант читает рядовым лекцию по ньютоновской физике в армейском стиле (And that means, that Sir Isaac Newton is the deadliest son of a bitch in the galaxy!). Вот волус мучает продавщицу-асари тонной вопросов, а его соплеменник учит другую асари играть на бирже. Вот пара саларианин-асари выбирает оружие в магазине… Масса мелких деталей, создающих ощущение живого мира.
А еще… Я настоятельно рекомендую проходить Mass Effect 2 персонажем, перенесенным из первой части. Потому что он тянет за собой ворох последствий решений и происхождения Шепарда, о которых сам уже можешь и забыть. И я не о глобальных, вроде конфликта с Врексом, спасения или нет Совета, погибшего на Вирмайре… Например, можно дернуться, когда внезапно к тебе подойдет асари и заговорит голосом королевы рахни, передавая внушающие надежду новости. Или когда в баре налетишь на преступницу, которую убедил отказаться от криминального пути. Или когда столкнешься с Конрадом Вернером… гм… да, его точно не забудешь.
Многие детали не выскочат навстречу – но скользнут в новостях. Например, о том, что на конкретной планете открыт мемориал Шепарда, или что капитан Ханна Шепард отказалась от адмиральского звания. Или что «Терра Нова» празднует годовщину спасения колонии от батарианского астероида.
После этого невольно начнешь вести себя осторожно – кто знает, какие решения и как отзовутся в третьей части?
Остались и любимые компанией неоднозначные моменты. Мы видим новую сторону гетов, смотрим на Мигрирующий Флот изнутри… кстати, именно там встречается не очень влияющий, но заставляющий задуматься момент. Адмирал Геррель защищает Тали – но он же желает истребить всех гетов. Адмирал Корис выступает против нашей кварианки – но он единственный, кто надеется на мир с творениями его народа.
Есть и неожиданные откровения – например, о сущности Собирателей. А «самоубийственная миссия» оставила сильное впечатление; особенно она такое оставляет поначалу, когда еще не знаешь, кто и как может погибнуть, и немало моментов заставляет вздрагивать – когда кто-то соскальзывает по рушащейся платформе, отлетает на стену, получив заряд в грудь… Может ухватиться за руку или подняться, оправившись. А может и рухнуть в бездну или сползти по стене – в первый раз никогда не знаешь.
Команда по большей части новая, но и прежних не забыли. Встречи с Лиарой и Эшли оставили странное впечатление; некогда жизнерадостная асари теперь стала жестче, сосредоточена на охоте за торговцем информацией. А с Эшли разговор сложился не лучшим образом… однако Алистер остался ей верен.
Зато вот Врекс на Тучанке порадовал. Вернулся-таки к насаждению пацифистско-объединительной политики, пусть и по-крогански («На этих землях – мир, дружба и взаимопонимание. Кто против – урою»). И вообще лучше всех принял.
Кстати, о команде. Персонажи у Bioware вновь вышли необычными.
Гаррус Вакариан. Все тот же турианин… но не совсем такой же. За прошедшие два года Гаррус стал жестче, опаснее, совсем отошел от дисциплины своего народа. Но общаться с ним по-прежнему интересно, давать ему себя прикрывать – тем более. А спокойный юмор Вакариана никуда не делся. Вот только фразу, когда разговор временно нельзя проводить, ему зря дали одну – гаррусова «калибровка» уже вошла в поговорки.
Личный квест Гарруса – охота за предателем. И я все же не дал ему выстрелить… не ради Сидониса, пусть даже тот действительно и так наказан. Ради самого Гарруса – чтобы тот не ожесточился окончательно.
Грант. Новый кроган в команде… совершенный кроган, выращенный, чтобы быть эталоном. И именно потому ему так трудно найти свой путь; впрочем, мотивы у Гранта незатейливы, а побуждения – прямолинейны.
Личный квест многим не нравится – потому что он по большей части являет собой мордобой. Но… собственно, а чего вы еще ждали от крогана, тем более подростка?
Джейкоб Тейлор. Бывший солдат Альянса, ныне – оперативник «Цербера». По моим ощущениям – обычный солдат и исполнитель, не слишком сильно заинтересовавший.
Личный квест его связан с поисками отца – но вот тут счастливого воссоединения не выйдет. И после квеста Джейкоб становится интереснее – потому что куда яснее выглядят его принципы.
Джек. Она же Субьект Зеро или Подопытная Ноль – биотик дичайшего нрава и облика. Пожалуй, по экзотичности внешности она превосходит всех, даром что человек. Честно говоря, именно из-за нрава она не пришлась мне по душе; поскольку такое ощущение, что для того, чтобы оторвать кому-то голову, ей требуется лишь некоторое желание.
Как ни странно, личный квест Джек – едва ли не самый мирный, но и атмосферный. Субьект Зеро сталкивается со своим прошлым, и именно потому путешествие по заброшенному комплексу запоминается. Нечасто услышишь, как она с болью говорит о прошлом.
Легион. Гет в команде – такое после первой части представить было трудно. А вот есть же! И узнаем немало интересного о гетах и тем, как их занимает Шепард; в том числе выясняем и собственное имя «Властелина». Вообще, спор о том, насколько близок к органическим существам по эмоциям Легион – один из самых жарких, как помнится.
Личный квест Легиона связан с расколом его народа и возможностью сделать очередной выбор. И это точно может отозваться в будущем.
Миранда Лоусон. Генетически совершенная дама, улыбчивая убийца, офицер «Цербера»… Иногда Миранда выглядит куда более опасной, чем Джек, при всем буйстве последней. Однако же красоты у нее не отнимешь, тут сказать нечего.
Личный квест Миранды прибавляет к ее характеру неожиданные детали. Трудно поверить, что она может искренне любить родного человека, и при этом держаться вдалеке, но стараться защитить… Трудно – но это так.
Мордин Солус. Наряду с Гаррусом – самый любимый персонаж второй части. Гениальный сверхбыстроговорящий саларианин, ученый, врач, бывший спецназовец, неплохо разбирающийся в чужой культуре… и это при том, что салариане живут меньше людей. Как он все успевает? А вы пообщайтесь, и послушайте. Даже на фразы, которыми он отказывается от разговора, сценаристы не поскупились («Позже. Сейчас разрабатываю биооружие. Не для нас, конечно. Не думал, что надо уточнять, но Джокер почему-то нервничает»; «Анализирую состояние зубов команды. У всех из «Цербера» ампула с цианидом в зубе. Примитив. Световую гранату в глазном нерве разрядить сложнее»; «Вычисляю метод лечения чесотки, обнаруженной у члена экипажа. Наблюдается лишь у варренов, передается только половым путем. (вздох) Вывод неутешителен»). Его песенка – это вообще что-то…
И тем большая оторопь берет, когда выясняется, как Мордин причастен к кроганскому генофагу; полностью же тема раскрывается в его личном квесте. Это одна из тех самых этически непростых ситуаций: потому что, даже понимая всю жуть сотворенного саларианами, после общения с кроганами осознаешь правильность их выкладок – оба раза.
Самара. Асари на борту – и сильно отличающаяся от Лиары. Термин «justicar» заставляет вспомнить Вархаммер; в общем-то, в ряды Серых Рыцарей Самара бы духовно вписалась. Опасный мощный биотик, спокойная, скованная кодексом… и оттого весьма впечатляющая.
Личный квест Самары заставляет задуматься о том, у кого из них с Мордином больше жути в прошлом. Солусу хотя бы не пришлось сделать целью жизни охоту на собственную кровь.
Тали'Зора нар'Райя. Знакомая по первой части кварианка – но именно во второй ее образ раскрывают по-настоящему. И обстоятельства двух встреч, и беседы с ней, и то, что Тали теперь может ответить на симпатию Шепарда – это все заставляет по-новому взглянуть на Тали'Зору (которая пока что осталась наиболее симпатичным мне женским персонажем обеих частей).
Личный квест Тали дает нам массу нового о кварианах и Мигрирующем Флоте, позволяет куда лучше понять этот народ. Но одно дело – понять, другое – согласиться.
Тейн Криос. Дрелл, профессиональный убийца, чья жизнь подходит к концу… Чем-то они схожи с Самарой – потому что Тейн тоже следует кодексу, правда, уже совсем религиозному. Беседы с Криосом находятся в числе самых интересных в игре, хотя бы из-за периодически накатывающих на Тейна воспоминаний. Хриплый низкий голос идеально подходит к горьким рассказам и тихим искренним молитвам.
Личный квест Тейна связан с семьей, точнее – с сыном. И производит немало впечатлений мелкими деталями; право же, тут уже остается впечатление полицейского триллера.
(уточню: в DLC имеются еще Заид Массани и Касуми Гото, но поскольку оного контента у меня пока нет, сказать я про них ничего не могу).
А базу Собирателей Алистер Шепард взорвал. Почему? Не из желания досадить Призраку – хотя договор с ним исполнен. Из осознания того, что пользы от нее может и не быть, а вот вреда – немало.
В заключение: что бы я хотел увидеть в третьей части? Раскрытие темы покровителей ханаров, больше общения с гетами-ортодоксами… Возвращение Эшли в команду.)
И также – то, мимо чего проходили мимо. Кроганскому генофагу уделили немало места… а как же способ укрепления иммунитета квариан? Не менее серьезная тема.
Ну и последнее – мне искренне хотелось бы «вживую» пообщаться с адмиралом Стивеном Хакеттом.
Фоновая музыка Mass Effect 2 - Samara