V-Z
12:32 31-10-2010 Предел. Юг и Восток
[изображение]

Юг

Юг – суровая земля, с мягкой сменой времен года, немногими обитаемыми местами с большими промежутками – и их становится все меньше по мере приближения к бескрайним пылающим пустыням, отмечающим подходы к Стихийному Полюсу Огня. За полосой пахотной земли вдоль побережья ландшафт быстро становится сухим и пустынным – жестокие и неумолимые места, которым часто соответствуют их жители. Обитатели городов и ферм не менее закалены разумом, несмотря на более мягкую среду. Жестокость пустынных земель наложила отпечаток на все области, и чужеземцам лучше бы об этом помнить.
Рядом с морем климат медленно переходит в тропический лес на востоке, а дожди учащаются. Дальше к югу оливковые деревья и трава уступают место кустарникам и гибкой поросли, затем – ущельям, где случаются внезапные наводнения, а затем – песку и обнаженному камню и редким оазисам. Юго-восток – по большей части луга, превращающиеся в джунгли по мере удаления на Восток; гиены и тираноящеры бродят по равнинам, где местные пасут скот и племена воюют друг с другом.
Юг живет торговлей, особенно прибыльными продажами драгоценных камней, огнепыли, наркотиков и рабов; торговыми центрами являются Гем, Парагон и Кьяроскуро. В каждом из этих огромных городов, трех крупнейших на юге, живет больше миллиона человек, и жизнь почти всех из них неким образом зависит от торговли. Их обеспечивают жестоко притесняемые крестьяне, которые за стенами выращивают пищу для городов, а также производят сахар, табак, шелк, хлопок и марихуану на экспорт. Далее к югу – кочевые племена, враждующие друг с другом и крадущие друг у друга имущество, чтобы выжить, странствующие между оазисами на лошадях, верблюдах или более странных существах. За ними – пылающие пески, где камни и огнепыль вьются на ветру.
С концом Первой Эпохи многие славные города Юга пали или были разрушены: либо перестала действовать могучая магия, защищавшая их от засухи и песчаных бурь, либо дракорожденные сразились там с оставшимися соларами. Вторжение фейри во время Великой Чумы было все же более разрушительным, так как фейри были безразличны смертные удобства или пища. Пахотные земли были разрушены, оазисы уничтожены, припасы стерты в пыль, и смертные, жившие там, никак не могли исправить дело. Обитаемые части Юга уменьшались лига за лигой, и пустыня занимала их место. Пустынные племена росли, принимая отчаявшихся беженцев и делая их рабами или членами племени. Оставшиеся города стали диктатурами или приняли странных новых правителей, пытаясь восстановить силу и отогнать пришельцев.
Типичный южанин темнокож, у него светлые, черные или рыжие волосы. Многие стригут волосы как можно короче, а в диких местах обычны бритые головы и хорошо подстриженные бороды. Тщательный уход за волосами – норма среди городских богачей и длинная борода обычно служит знаком самоотречения – обычно святости и безумия. Шелк носят те, кто могут его себе позволить, остальные одеваются в хлопок. Лишь беднейшие кочевники носят шерсть, а кожаная одежда считается приглашением дурной удаче. Южане обычно очень суеверны, придают огромное значение знакам и знамениям, и любой южанин может рассчитать собственный гороскоп. Они обычно ежедневно совершают подношения предкам, духам удачи, покровителю города и так далее. Структура семьи патриархальна, а брак – дело контракта, весьма сложного юридически.
Глубоко в южных пустынях живут племена кочевников, странствующих меж оазисов на лошадях и верблюдах. У каждого племени – свои обычаи, но один закон признают все: осквернение оазиса или отравление его вод карается смертью. Некоторые из племен на самом дальнем юге скрещивались с варварами Вильда, и они скрываются под покрывалами, проезжая мимо других племен, дабы не показать дефектов и мутаций. В тенеземлях юга, вроде Ручья Эбеновой Вуали, призраки и нежить ездят по дорогам, к которым привыкли при жизни, и впереди них пустынные ветра несут запах гниющей плоти.
Далеко к западу от других городов-государств, на другой стороне Огненных Гор от Ан-Тенга находится Лэп. Он получил имя от своего местонахождения: сама гора вырезана в форме отшельника, медитирующего, скрестив ноги, и город лежит на его «коленях». Это сельскохозяйственный центр, производящий в основном маис и тыквенные, и немалую часть урожая зерна он экспортирует на Благословенный Остров. Лэп – данник Царства, и им правит избираемый совет старейшин. Близость сил Лорда Смерти по имени Первый и Покинутый Лев (сил, что наполняют Огненные Горы подобно личинкам в старом трупе) не слишком успокаивают Лэп и Царство.
К югу – собственно, южнее всех крупнейших городов Юга – находится Гем, центр шахтерской торговли, которым правит Ранкар Седьмой, наследственный деспот. Ранкар обладает королевской монополией на все ремесла, связанные с драгоценными камнями. В этом городе все гранильщики, оценщики и продавцы камней – королевские рабы, и все дела с камнями идут через них. Любого, кто пытается покупать или продавать камни в частном порядке, штрафуют, обращают в рабство или казнят, в зависимости от положения оскорбителя и цены участвующих камней. Город находится достаточно далеко на юге, дабы по большей части быть свободным от власти Царства. Ныне он вовлечен в жесткую торговую войну с более северным Парагоном, который недавно начал расширять операции с шахтами камней.
Сам Гем построен в склоне потухшего вулкана. Хотя он и большую часть года защищает от прямых лучей солнца, он не может блокировать удушающую жару разгара лета. Таким образом, весь город спит на пике дня и вновь просыпается на закате. Лавовые туннели превратили в подземные улицы, рынки и роскошные покои богачей; бедные живут в переполненных домах. Самый знаменитый рынок Гема – знаменитый погруженный базар, открытый днем и ночью, освещенный добываемыми в местных шахтах оранжевыми и желтыми светокамнями и большими зеркалами. На рынке постоянно находятся купцы и торговцы, и там – истинное сердце Гема, павильоны торговцев драгоценностями деспота. Купцы-рабы, сидящие под обширными навесами из сияющего прозрачного шелка, продают и покупают драгоценные камни со всего Юга. Они даже предлагают редкие кристаллы-ясалы, нефрит пяти цветов и редкие опалы снов, способные записывать сны любого спящего, касающегося их.
Монополия на драгоценные камни принесла деспоту фантастическое богатство, а аристократическим домам приходится довольствоваться менее изобильными источниками. Каждому дому была дарована монополия на определенный популярный товар или услугу. Семья Арбани контролирует местное производство огнестеков. Дом Салак владеет городскими борделями и салонами снов. Дом Иблан властвует над торговлей золотом и серебром. Семья Чиркла управляет гладиаторской ареной и тренировочными школами. Дом Трасти повелевает игорными домами и общественными банками.
Помимо торговли камнями, Гем – также крупнейший рынок наемников на всем Юге. Деспот более чем рад доступу к наемным войскам, при помощи которых держит власть, и он активно поддерживает коммерсантов в области наемничества. Теперь, по ухудшении торговой войны с Парагоном, он нанимает все больше людей, обдумывает освобождение городских гладиаторов и осторожный найм Возвышенных.
Восточнее, на берегу Внутреннего Моря, находится отлично организованное город-государство Парагон. Он выстроен на руинах исполинского города Первой Эпохи и им правит нестареющий бог-король, известный под именем Совершенного. Его власть абсолютна, ему повинуются и поклоняются все жители Парагона под страхом мучительной смерти. Сам город выстроен по строгому плану, а дворец Совершенного находится точно в центре. Он упорядочен, но суров, выстроен из сияющего белого мрамора и черно-зеленого базальта, и все, кроме немногих, носят тусклые, приглушенные цвета. Лишь Совершенному и магистратам-дворянам дозволено носить золото или одежду ярких цветов.
Все простолюдины Парагона и новички, желающие стать гражданами, должны пройти ритуал подчинения – они держат королевский скипетр Совершенного и клянутся в верности трону. Каждый, дающий клятву верности, получает на ладони знак – печать в виде ока, нанесенную мягко светящимися алыми чернилами – и он остается видим в течение оставшейся жизни человека. Это чародейство не только позволяет Совершенного смотреть глазами и видеть ушами любого гражданина, где бы он ни был, но также заставляет гражданина следовать клятве или умереть в мучениях. Все простолюдины должны поклясться повиноваться приказам Совершенного или его магистратов; никогда не пытаться вредить магистратам, аристократам или Совершенному; повиноваться всем законам города. Граждане могут подать прошение о дозволении покинуть Парагон, и им это позволяют, но клятва все равно их сковывает.
Парагон – стойкий союзник Царства, так как бессмертный Совершенный ценит стабильность и желает избежать разлада и перемен. Он поддерживает не слишком много связей с обычными человеческими правителями, но завидует богатству Гема и презирает Три-Хана Кьяроскуро и аристократов Варанга. Он особенно не доверяет Небесным Возвышенным, и любой солар, которого нашли во владениях Парагона, будет доставлен в город и принужден поклясться в верности. Гражданство свободно дается всем, кто просит, но сам город тих и в нем недостает радости – подданными Совершенного правит постоянный страх.
Еще восточнее, в плодородной прибрежной полосе вдоль Внутреннего Моря находится Кьяроскуро, крупнейший и старейший город Юга. В Первую Эпоху это был крупнейший и наиболее процветающий порт Юга. Он был полностью выстроен из магически обработанного стекла, и сияющие разными цветами башни, высотой более чем в двадцать этажей, возвышались над улицами из киноварного стекла. Теперь почти все величественные башни лежат в руинах, обломки усеивают многие улицы, а обычные караваны (а не летучие магические экипажи) путешествуют по трем огромным багровым дорогам, ведущим в город. Но волнорезы Первой Эпохи из синего стекла все еще защищают гавань, десятки кораблей прибывают и уплывают каждый день, а в городе и вокруг него живет почти миллион людей. Среди павшего величия Первой Эпохи десятки тысяч пытаются найти свою удачу, и город – торговый центр всего Юга.
Старый центр города – богатейшая часть современного Кьяроскуро. Он наименее пострадал, и большинство зданий сохранили по крайней мере некоторые обитаемые части. Многие жители также живут в огромном новом городе, выстроенном на окраинах и обломках оригинала. Беднейшие жители города обитают в потрепанных хижинах, слепленных из обломков сияющего стекла руин. Крупный квартал чужестранцев – море палаток и временных строений, где некоторые торгуют, а другие ищут работу. Многие вливаются в бесконечный поток караванов и торговых экспедиций, регулярно отправляющихся из Кьяроскуро во все уголки Юга.
Кьяроскуро правит Три-Хан, наследственный вождь кочевников-делзанн, которые первыми заново заселили город после конца Первой Эпохи. Делзанне составляют более четверти населения, и их власть в Кьяроскуро пока что нерушима.
Дабы сохранить независимость Кьяроскуро, Три-Хан стравливает Великие Дома дракорожденных друг с другом и поддерживает связи с Гильдией. Ныне Кьяроскуро – открытый город, где каждый может покупать и продавать все, что хочет. Налоги и пошлины остаются справедливыми благодаря тому, что любой купец или капитан корабля может выбрать, какому сборщику налогов платить деньги, и результатом становятся сделки и умеренное взимание налога. Небесным Возвышенным запрещено появляться в городе. На практике же, пока они разумно прячутся или оказываются полезными Три-Хану, их не будут чрезмерно ограничивать. Различным существам всех мастей, от духов и изгоев до даже фейри, разрешено селиться в Кьяроскуро.
К юго-востоку, в плодородных речных долинах, находится четвертая крупная сила Юга – города-государства Варанга. Они правят узкой полосой от Внутреннего Моря до дальних просторов Юга, и контролируют сухопутную торговлю между Дальним Югом и Юго-востоком. В каждом из семи крупных варангийских городов – от пятидесяти до двухсот пятидесяти тысяч человек. Хотя по отдельности они меньше соперников, но в целом Варангийская Конфедерация так же богата и густонаселена, как и любой другой южный мегаполис. Сочетание исключительно плодородной равнины, где находятся города и обширные минеральные запасы Юга превращают Варанг и его столицу Йен в пересечение торговых путей. Варанг – союзник Царства, и это позволяет ему сохранить независимость на Юге.
Варангийский календарь – наиболее точный и сложный в Пределе. В его астрологии смешаны солнечный, лунный и звездный циклы, и они равно развиты. Эти две дисциплины определяют положение в жизни почти любого варангийского гражданина. Огромные часовые башни отбивают время в каждом городе, богачи носят украшенные карманные часы с пружиной, а местные астрологи при помощи сложных гороскопов рассчитывают касту и подкасту почти каждого человека, рожденного в этих местах. Место в обществе зависит от каст родителей и точного часа и минуты рождения. Каждый час отдан особому набору профессий, но каста родителей и порядок рождения определяет, где именно в иерархии профессии человек окажется.
Варангийцы верят, что знание и принятие места в мире позволяет каждому совершенствовать внутреннюю природу. Дабы предотвратить общественные недоразумения и привить гармонию, у граждан есть скрупулезно разработанные правила одежды, позволяют точно опознать положение человека. К счастью, большинство варангийцев склонны прощать чужеземцам ошибки в распознавании различий. Однако чужестранцы зачастую раздражают приличных граждан тем, что могут носить что хотят и делать, что хотят. Города Варанга также построены так, чтобы соответствовать фундаментальным принципам космологического порядка, и функцию зданий отмечает краска ярких цветов или украшения, а не знаки. Гости всегда могут нанять проводников.
У чужестранцев, рожденных в непонятное время (или в непонятной касте) и других внекастовых в Варанге особая роль. В целом их презирают, или в лучшем случае терпят, но их могут нанять для исполнения заданий, которые выходят за границы касты, или которые правильно мыслящие варангийцы считают предосудительными. В числе таких – убийства, кражи, шпионаж и другие преступления. Известные варангийские внекастовые могут носить лишь оттенки серого и черного и по закону не могут заниматься должной кастовой работой.
В двух неделях пути к востоку от варангийского города Тальта, у подножия Летних гор и в вельдте ниже, находится воинственная страна Харборхед. Она – союзник Царства, но она постоянно враждует с варангийскими городами-государствами и почти готова начать с ними войну. Харборхед также пытается расшириться к юго-востоку и недавно начал несколько долгих кампаний против соседних племен джунглей.
Помимо обычных трофеев в виде земли и скота, армии Харборхеда забирают побежденных врагов в рабство, и такие рабы составляют почти четверть населения страны. По закону обращать в рабство можно лишь преступников, военнопленных и их детей, но их постоянный поток идет на рынки рабов в столице Киригасте, а оттуда – в Царство или по Югу и Востоку. В городах рабы служат богачам и среднему классу. На обширных фермах и скотоводствах они выполняют всю необходимую ручную работу.
Такая практика оставляет людям Харборхеда время на военное обучение, и каждый местный с детства учится применять оружие и драться. Хотя в армии могут служить и мужчины, и женщины, Королевская Гвардия – элитное военное подразделение из одних женщин, принимающих лишь самых сильных, быстрых и яростных молодых девственниц из Харборхеда. Вступить в Гвардию может любая молодая женщина, подходящая под строгие физические стандарты, но она должна поклясться не выходить замуж и не заводить любовников вне Гвардии, пока она в ней состоит. На время службы женщины-гвардейцы считаются священными невестами Ахлата, Южного Бога Войны и Скота. Нарушение обета целомудрия с кем-либо вне Королевской Гвардии карается смертью. Гвардия – особые ударные войска короля, они без устали тренируются и пьют кровь врагов.

[изображение]

Восток

По мере удаления к востоку от Внутреннего Моря леса становятся все более густыми, тихими и враждебными. Деревья становятся выше, лесные звери – крупнее и опаснее, а почти разумное, почти злобное присутствие, ощущаемое в незнакомом лесу, становится сильнее. И наконец, проход преграждает вроде бы нескончаемая стена мертвых листьев, вдоводелов и суровой земли. Говорят, что если зайти достаточно далеко на восток, то земля станет невидимой под подлеском и корнями деревьев, а путешественник увидит лишь бескрайний собор деревьев, тянущихся вверх и вниз, от зенита до надира, святое зеленое совершенство листьев и воздуха – Стихийный Полюс Дерева. Варварские племена проживают свой срок на Дальнем Востоке в мире, оплетенном деревьями, не видя неба за листьями и земли – за корнями.
На юго-востоке леса становятся более тропическим, а к северо-востоку сосны и ясени душат дубы и клены. Все леса богаты полезными растениями. Они изобилуют не только съедобной и полезной растительностью, но также и множеством медицинских и лечебных трав. Здесь также есть немало смертельных растительных ядов, некоторые из них столь опасны, что заставляют сердце остановиться через несколько секунд после контакта с кожей. Лишь самые отчаянные исследователи или самые упорные купцы рискуют забираться в глубину леса и искать редкие растения. Странные духи бродят в дебрях леса, и сами деревья могут в гневе ответить на вторжение.
В Первую Эпоху меж деревьев сверкали города из золота и бриллиантов: прекрасный Ратесс, где правили Короли-Драконы, гордая Малесса Одиннадцати Башен, Сперимин, обитель чародеев, и затерянный северо-восточный Самиарен, где снег падал на янтарные мосты меж сосен, но жители могли спокойно ходить в тонких шелках, даже в разгар зимы. С закатом Сёгуната дракорожденных Вильд и фейри дотянулись до этих городов в глубине восточных лесов. Некоторые из них выстояли и выжили, пропав из современного знания. Другие же поглотили леса, и их жителям пришлось бежать на запад, спасая жизни и души. Болота покрыли некогда прекрасные улицы, а деревья растут сквозь хрустальные дома.
У типичного восточника коричневая кожа, цвет которой варьируется от легкого загара до почти что цвета древесной коры на Дальнем Востоке. Обычные цвета волос – светлый, рыжий и коричневый, и волосы обычно прямые, а не курчавые. Обычный восточник высок, и даже женщины ростом почти шесть футов. Восточные семьи обычно матриархальны, сосредоточены вокруг женщины и последовательных поколений ее отпрысков-женщин. Мужчин растят братья матерей, и брак необычен, но не то чтобы неслыхан. Все почитают духов леса. В некоторых местах почитают сильных местных божеств, а в других даже малые духи получают молитва и подношения. Восток опасен, но он дает так много возможностей торговцам и авантюристам, что бесконечный поток караванов течет туда в поисках утраченных сокровищ или нынешних богатств.
Далеко на юго-востоке находится Ратесс, одна из жемчужин Первой Эпохи. Тропические лозы свисают с экзотических деревьев в окружающих джунглях, и там охотятся племена, давно утратившие память о прошлой цивилизации. Легенды говорят, что это был огромный мегаполис, где правили Короли-Драконы, почитавшие Непокоренное Солнце странными и кровавыми обрядами. Теперь улицы покрыты трещинами и разбиты, здания оплетены растениями, а под ними бродят звероподобные рептилии, пристрастившиеся к вкусу человеческой плоти. Время от времени искатели преступлений рискуют собой в суровых реках, среди диких племен и ядовитых цветов, наполняющих сам город. Иногда некоторые возвращаются.
Еще восточнее – Махаланка, Город Тысячи Золотых Удовольствий, который в Первую Эпоху назывался Сперимином, и был пристанищем и полигоном чародеев. Теперь им правит Ракси, Королева Клыков, лунарка, пережившая Первую Эпоху и породившая тысячи обезьянолюдей, что служат ей. Город кишит этими детьми и выродившимися варварскими племенами, поклоняющимися ей как богине. Хотя они только берут в набегах нужное, а человеские племена, избегающие ее царства, находятся в безопасности, Ракси совершенно неудовлетворены.
Также в этих местах находятся обширные болота, неинтересные зверолюдям и едва населенные фермерами, пополняющими там запасы скудных злаков. Хотя зверолюди Ракси не представляют угрозы, звери этих земель начали строить собственные планы; их возглавляют древние духи воды, деревьев и злобы. Они выходят ночью, убивают людей и сдирают с них кожу, а затем ходят в содранных и качающихся шкурах. Некоторые из них говорят о порабощении всех людей в джунглях, а другие ждут предсказанного спасителя, который растянет болота до Внутреннего Моря.
К северу находится Республика Чайя, граничащая с Землями Стервятников, в трех неделях пути к югу от Нексуса и в неделе пути от побережья. Чужеземцы, приезжающие в Чайю, изумляются идиллическому миру и гармонии этой земли. Чайя – один из наиболее плодородных и процветающих регионов Востока, страна мягких дождей, богатой растительности и обильных злаков, на границе глубоких лесов и холмистых полей. В республике насчитывается более ста восьмидесяти тысяч обитателей, живущих в нескольких огражденных стенами городах. Крупнейшее поселение – Ларджиин, и избранные представители каждого чайяанского города должны полгода проводить там. В остальном же он мало отличается от других городов страны.
Основные чайянские товары на экспорт на – изделия из дерева и местная ткань, и деревянные драгоценности в особенности высоко ценятся во многих странах. Чайянские здания обычно выстроены из дерева, и не выше четырех этажей; они построены с учетом огнеопасности. Фруктовые деревья обрамляют широкие улицы, а жители мирны и ответственны. Гнев, драки и насилие редки, и страна даже не заботится о том, чтобы поддерживать регулярную армию.
Однако каждое лето Чайя претерпевает пугающее изменение, когда зацветают огненные деревья. На этих среднего размера лиственных деревьях, обрамляющих каждую городскую улицу и растущих у каждого дома, высыпает большое количество алых цветов на несколько недель после пика Сияюшего Огня. Запах этих цветов – хмельной для всех, вдыхающих его. Для чужаков он умеренно эйфористичен, и снижает ограничения. Однако местные подвержены ему куда более сильно. В течение всего месяца цветения огненных деревьев, они теряют все ограничения, воспламеняются дикой страстью и подвержены эмоциональным взрывам и приступам безумного возбуждения. Они считают это божественным влиянием, и думают, что воплощенные боги ходят среди людей. Чужаки – особенно те, кто сумели сопротивляться запаху – часто становятся дичью, их считают неестественными и разрывают на части в диких оргиях насилия. Окружающие княжества испытывают перед чайянцами суеверный ужас и неохотно говорят о них, однако большинство людей предупредит вежливых путешественников, чтобы они не оставались в Чайе в разгар лета. По окончании сезона жители мало что помнят из совершившегося. Огненные деревья скверно приживаются за пределами Чайи, и рожденные там, лишившись аромата цветов на несколько лет, постепенно сходят с ума.
На северо-востоке находится Линован – там луга и лиственные деревья плещутся о леса из сосен и огромных красных деревьев. Линованцы постоянно воюют с хальтанцами, живущими глубоко в лесу, постоянно пытаются расширить свои луга и отодвинуть границу леса, вырубая деревья и убивая хальтанцев там, где могут. Хотя поля вокруг их городов и деревень плодородны, немногие линованцы пашут землю или сеют на полях. Вместо того они курсируют по рекам и выплывают в море в огромных каноэ, вмещающих до трех десятков воинов; назад они привозят форель и лососей, китов и кракенов. Время от времени они также пиратствуют, атакуя проходящие мимо корабли, кажущиеся легкой добычей. Постоянным торговцам выдают особо сплетенные флаги; их поднимают, проплывая близ линованских вод, и на такие корабли никогда не нападают.
У линованцев кожа цвета дубовых листьев осенью и прямые блестящие черные волосы с проблесками зеленого. Они одеваются в шкуры, древесную кору и шерсть с диких овец и коз, на которых охотятся в северных холмах. Они – стойкие союзники Царства, но отвергают Безупречную Философию и поклоняются Пяти Девам, Непокоренному Солнцу и духам океанов и рек. Из столицы Рубилака ими правит королева Аркаси, и она надеется убедить Царство дать ей воинов и дракорожденных для войны с хальтанцами.
Хотя время от времени линованцы нападают на соседние страны, их истинный враг – глубокий лес и живущие там хальтанцы. Дома великих линованских вождей выстроены из досок красного дерева, вырубленных из леса, а пленение хальтанцев – повод для большого праздника, прежде чем их по обряду казнят сожжением заживо. То же ждет любого линованца, помогающего Хальте или чужеземцев, совершающих серьезные преступления. Таких гостей считают союзниками хальтанцев.
Самые знаменитые творения линованских шаманов – их маски, которые носят сами шаманы или получают могучие охотники, воины, рассказчики или другие, широко признанные и сочтенные достойными. Эти маски вырезаны в гротескно зверином обличии и выложены мозаикой ярких камней и ткани. Каждая из них создается для конкретного человека и будет работать лишь с ним, и в каждую вплетена некая странная сила. Секрет их создания – тщательно охраняемая тайна линованцев, и ее открывают лишь старшим шаманам.
К востоку от Линована, в глубине хвойных лесов, живут таинственные хальтанцы. Подобно лесным варварам Далекого Востока, хальтанцы обитают на гигантских деревьях, покрывающих их страну. Однако, в отличие от этих дикарей, у хальтанцев сложное общество, свидетельством чему служат отличные изделия из металла, культивируемые растения, единое центральное правительство и разумные звери и птицы, живущие среди них. Их города и городки находятся на огромных деревянных платформах на ветвях ценимых хальтанцами красных деревьев, а Чанта – их столица – истинный шедевр красоты и чудо инженерии. По всей своей территории хальтанцы построили сложную сеть воздушных мостов на ветвях исполинских деревьев, соединяющих их поселения. Человек может пройти по лесу сотню миль и никогда не коснуться земли.
Хальтанцы обликом весьма похожи на линованцев, но их волосы отличаются темной сочной зеленью, а пальцы на ногах немного длиннее обычного. Определенно общая с линованцами у них привычка к вечной враждебности. Среди обычного хальтанского оружия – мечи, копьеметы и боевые бритвенно-острые стальные бумеранги. Их питомцы зачастую – сами по себе оружие, будь то гигантские древесные пауки, древесные кошки размером с рысь или еще более странные существа. Хальтанцы считают свои деревья святыми и обращаются с ними с любовью и уважением. Они желают расширить свой священный лес, и воины иногда отправляются в экспедиции на опушку леса, дабы посадить семена и раздвинуть границы. Хальтанцы также знамениты странными растениями, которые выращивают или собирают в самой глубине леса.
В более дальних хальтанских городах некоторые прирученные звери говорят и думают подобно людям. Эти существа, далекие потомки искаженных Вильдом животных, и у них есть многие права граждан. Также в еще более дальних городах живут затронутые Вильдом люди, у которых развились звериные черты. Хотя в целом хальтанцы питают отвращение к Вильду, они считают любое смешение человеческих и звериных черт святым (пусть и беспокоящим), и такие существа часто становятся священниками.
У хальтанцев давние договоры о взаимном невмешательстве с местными фейри. В результате фейри не тронут никого, кто находится на деревьях. Однако любой на земле – будь то хальтанец или чужеземец – становится добычей. Некоторые фейри даже живут среди хальтанцев, обменивая товары и услуги на право кормиться снами или чувствами.
Для торговли с Хальтой обычно требуются местные проводники, которые ведут гостей по деревьям к городам. Однако куда чаще хальтанцы сами посылают своих купцов в дальние земли. Некоторые отправляются на запад, доставляя твердую древесину, редкие специи и дорогие травы в Нексус, Гетамейн, Кьяроскуро и даже дальше. Другие идут на восток, в глубь леса, к местным племенам и возвращаются с уникальной резьбой и растениями. Хальтанские дрессировщики также путешествуют со своими питомцами по всему Творению, давая удивительные представления.