21:04 07-11-2010 Сунгай. Бобровые места. Ч. 4.
На последний день после завтрака осталось поставить всего три КП-шки. И пройти вверх по реке больше, чем в первый день, если считать по прямой. Зато менее извилистым путём. Ну, в конце концов, оставалось ведь ещё воскресенье... На худой конец, как любит говорить Шеф.
Утром вышли на бобровый лесоповал! Иначе не назовёшь. На большом пространстве то и дело попадались поваленные стволы (живых деревьев, между прочим, ни одной сушины среди погрызенных!), попадались широкие утоптанные тропы от заготовленных "дров" к берегу. Река шумела сливами плотин и была широкой до неприличия. "Бобровое водохранилище", хе. Переходить её петли, правда, не составляло труда: хоть по плотинам, хоть по поваленным деревьям. На сей раз пошли по двум деревьям, лежавшим мостом над руслом. Ветки, правда, мешались. Миновали место стоянки туристов: куча консервных банок, сваленных под ёлку, и половина железной печки посередь полянки. Хрюндели, блин. У берега на берёзе заметили странные точки, окружённые колечками полусгнившией древесины.
- Дятел старался?
- Скорее, сок добывали: наставили проколов, а в большую дырку ниже жёлоб воткнули. Так что не дятел, а — долбодятел.
Долбодятел - тоже неологизм Шефа.
...Бобровый лесоповал продолжался долго! Видели лежащие стволы с двумя, тремя... как их? - надгрызами? - через равные промежутки. Ни дать ни взять спиленную лесину на чушки разделывали, да не докончили!)))
- Они тут что, соревновались?
- Свадьбу играли!
- Бобровая столовая!
- Эти деревья — бубль-гум для бобров! Жевачка такая.
- Бобр-гум!
Карабкались на лесной склон. Спускались с лесного склона ближе к берегу.
- Зачем?
- А место красивое показать!
...Места и впрямь были красивые: сблизившиеся крутые склоны берегов со щёткой леса и река змеёй в неширокой долине меж ними, блестящая на изгибах, шумящая на выложенных камнями мини-порогах. В просвете туч проглядывало солнце. Бобровые места как-то закончились. Может, им не нравятся вот такие каменистые участки?..
"Пунктирная" дорога к середине пути с нами разошлась, и мы после небольшого перекуса и передыха полезли на горку ставить очередную КП. Если не считать горы Тамхан недалеко от бухты Итэрхей на Байкале, куда мы когда-то лазали, - мы впервые карабкались на горку без лыж и не зимой.))) Лишь чуточку легче, и то не факт, что из-за отсутствия лыж.))) Немного запыхались, но по-хорошему запыхались, а не как раньше . С середины высоты подъём стал совсем пологим, а лес стал больше не ельник с берёзами, а осинник с плетями вьющихся растений. Как в Искитимском районе! Казалось, вот сейчас покажется Шеф на велосипеде дорога, ведущая к Дзержинке.))) Ну, разумеется, такого не случилось.
На верхушке был квест: среди одних осин найди берёзу для КП. Нашли! Прикрепили. Полакомились мороженой калиной, сладостями для перекуса и пошли дальше — траверсировать по вершинам до дороги. На северном склоне земля забелела — там густо лежал снег. По щиколотку. Подъём — и снова вокруг весна, капель, зелёная травка из-под опавшей листвы... Вышли на дорогу - она оказалась неучтённой, но вполне действующей. Прошли немного, потом свернули по азимуту в нужную сторону. Поднялись на высоту — она даже на приведённой нами карте отмечена, только цифры не написано. Четыреста с чем-то, в общем, метров. Поднялись, миновали, дальше пошли... Опа! Снова та же дорога, и совсем рядом с местом КП... Нехорошо. Увидят, снимут. Нафиг... Ну, пошли дальше в кусты, пока не исчезли из виду с дороги, там и повесили берёзе украшение.)))
Для последней КП требовалось спуститься к истокам Ветлового Сунгая и отыскать там стрелку. Прошли по дороге — она вела в нужную сторону, и открылся такой потрясающий вид!.. Вся ложбина реки как рельефная карта, с тёмными полосами логов, где текут ручьи — истоки Сунгая. А дорога бежала дальше вниз, потом карабкалась вверх по следующей горе, виляла в сторону и скрывалась меж берёз.
Спускаясь, встретили ещё одного туриста, из Барнаула. В возрасте, усатый. Забавно: удостоил разговором не поздоровавшегося с ним первым руковода, а идущего последним Илью — самого, видать, представительного из нас.)))
- А вы заметили, что усатые предпочитают заводить разговор только с усатыми? Вон, этот лишь с Ильёй заговорил.
Посмеялись над "закономерностью", тронулись дальше.
Отыскав требуемый ручей, пошли по его логу вниз — искать стрелку. Мелких ручьёв в него, кстати, вливалось не один и не два. Поди угадай, какой нужен? Ну, прошли дальше... течение стало медленным... появились характерные лежащие стволы... Бобры?!! Бобры... Вероятно, искомая нами стрелка им тоже приглянулась, и они построили там запруду. Но это, видать, пришлось не по нраву охотникам: в "дамбе" обнаружилась хорошая дырка, куда радостно утекал юный Сунгай. А на месте бывшего пруда осталась заболоченная земля. Деревьев тоже что-то мало лежало... Зато повыше наши ещё в процессе поисков приметили избушку! Вот кто бобровые дрова упёр! Когда мы после зарисовки плотины туда поднялись, вовсю уже горел костёр, а девичья часть компании знакомилась с записями тетрадки, найденной в доме. Записи в основном были об отмечаемых тут праздниках вперемешку с жалобами на бессовестно жгущих хозяйские дрова незваных гостей. Смеялись. Оставили в поленнице несколько самолично найденных и попиленных дровинок (рядом с заготовленными бензопилой чушками ого какого размера!). Двое пошли к увиденной нами стрелке ставить последнюю КП и вернулись уже в сумерках. Сидели, стояли у костра (за эти дни ничуть не потеплело, скорее, наоборот), грелись, говорили о всякой всячине. Мы для себя с удивлением узнали, что далеко не все туристы владеют приёмами первой помощи и навыками делать простейшие манипуляции вроде внутримышечного укола. И разговор не о новичках! М-да. Профессиональная деформация налицо... нам это казалось элементарным и обязательным для всех, идущих в многодневные походы.
Ну, ладно. Поговорили, дождались ушедших, поели что оставалось и пошли в последний переход — к станции.
Из лога быстро вышли на дорогу. Нам показалось символичным: каждый поход оканчивается марш-броском по наезженной дороге навстречу цивилизации.
Шли при свете фонариков, ориентируясь по джипсе и карте, и не сразу поняли, что чуть не прошли мимо: здесь не было переезда, а поезда проходили под нами, в тоннеле. Входы из которого отсюда видны не были. Поверили джипсе, спустились вниз, прошли — ага, вот тропа, а там белеет вход в тоннель. Вопрос: почему рельсов не видно?! Пошли ближе из любопытства. Увидели и рельсы. Тут же раздались свистки, и два товарняка с двух сторон ворвались в тоннель.
Поглазев на такое представление, повернулись и пошли по "народной тропе" наверх. Потом, не обнаружив перрона, вокзала и прочих признаков, двинулись дальше по направлению к Тогулёнку. Шли, шли... вроде уже и место прошли, а станции-то всё нету! Вдруг сзади поезд застучал, потом — стих на минуту... и застучал снова. Электричка, в другую сторону. Кинулись обратно. После прицельных поисков увидели жёлтую табличку на тему "не играй на рельсах", чуть дальше - "остановка первого вагона" и поняли, что перрон есть отнюдь не самый верный признак станции.)))
До поезда оставалось около часа. Сидели на рюкзаках, жевали остатки запасов, хлебали чай с термосов и смотрели на звёзды. Небо наконец развиднелось, и звёзд было — как в планетарии! Несметное множество. И Млечный Путь полосой пересекал небо...
Потом подошла наша электричка. Сели, грелись, говорили, смеялись... Ночью прибыли в Заречное — конечную остановку. Переждали в креслах до пяти утра — до следущего поезда. Подходили местные силы правопорядка и сказали, что спать в спальниках тута на полу нельзя, а вот в платных комнатах отдыха — можно.))) Так что спать пришлось в креслах. Ну так чо, нам впервой разве?)) Ночью силы правопорядка периодически курсировали по залу — проверяли. Гоняли бомжа со смешной кличкой Чунга-Чанга, гоняли зашедшую пьяно-буйную свадьбу, поглядывали на нас...))) А мы тихо-мирно спали в идеологически правильных позах сидя или на рюкзаках.
Потом спали на лавках электрички.
Потом — на лавках вокзала Алтайска (а таквааш бегала на ж/д мост встречать восход). Когда к нам присоединились двое из второй группы постановщиков КП?.. Во всяком случае, до Черепанова ехали уже вместе.
В Черепанове встретились с группой, ходившей в просто поход — не для марафона, и ехали в Новосиб уже большой кучей народу.)))
Но мы вышли первой — в Бердске.
Комментарии: