Об акции: отвезти к Поклонному Кресту во Пскове освященную севастопольскую землю с Херсонеса - места крещения Владимира, с Балаклавы, Малахова кургана и т.п. - места боев Первой Обороны, с 35й ББ, Сапун-горы и т.д. - места боев Второй Обороны. Псковщина, по мнению автора Креста, видела все 5 великих империй на территории России, начиная еще с доправославного времени; эта же земля - родина княгини Ольги и князя Владимира. В общем, такое себе единение земель и времен России.
Итак, о том, что меня приглашают в такую экспедицию в качестве пресс-атташе, я узнала недели за 1,5-2 до начала. И по моей просьбе даже получила официальную бумагу с приглашением - чтобы на работе спокойнее отпустили в отпуск.
На состоявшейся за пару-тройку дней установочной встрече я увидела весь, кроме священника и еще одого "возможного кандидата" (кстати, он поменялся), предпалагаемый к поездке комплект. Уже тогда я поняла, что поездочка предстоит веселая.
Как минимум два атамана (потом оказалось 3), два пресс-атташе, бородатого облика человек, тогда говоривший вполне умные вещи, ну и предполагаемый священник.
О чем я должна предупредить? Я некрещена и по умолчанию уважительно отношусь к обрядам православной церкви, к священникам и к верующим. Я вполне осознавала, что едем и везем землю к Поклонному Кресту - это полюбому связано с религиозной обрядовостью, да и фраза о том, что нам _подготовлены_ ночевки в монастырях, как бы намекала... но происходившее превысило все мои ожидания
Карта примерного передвижения от Севастополя ко Пскову
выезд был назначен на 6 утра, подразумевалось, что на месте сбора надо быть минут без 15-10 - для верности. Машина пришла в 6:10 Багажник уже оказался забит, сумки пришлось ставить под ноги.
Мы поехали к арке, сфотографировались около нее и поехали... за украинскими армейскими пайками - один из спутников решил таким образом внести свой вклад в поездку. По его словам надо было просто "заскочить в Бахчисарай и забрать". Как оказалось, нам пришлось больше получаса крутиться по селам бахчисарайского района, затем подобрать там мужичка и уже с ним ехать в Бахчисарай. Загрузить в уже забитую машину ооло 50 картонных коробок с украинским армейским пайком - это было весело.
Что касается самого пайка - это пестня... группы "Ленинград". несколько пакетов с галетами - не знаю кому как, по мне - маца мацой , две банки перловой каши - жуткая гадость, от одного запаха можно умирать, банка килек в томате - кильки как кильки, банка колбасного фарша - много жира и желатина с запахом мяса, пара пакетов растворимого бульона, пара пакетов растворимого чая, пара пакетов с повидлом, много сахара, несколько карамелек - подавленных и потекших во _всех_ пайках, салфетка и три пластиковых ложки Все это в картонной коробке где-то 20*15*10 мм. В общем, бОльшую часть дороги мы были обложены этими пайками вплотную.
После Бахчисарая мы двинулись в Симферополь. По дороге, дабы машинный проигрыватель не простаивал, поставили фильм о святителе Луке, к мощам которого планировалось заехать в Симферополь. На самом деле очень интересная и сложная судьба, да и просвещаться в дороге таким способом - очень неплохо. В Симферополе заскочили в два храма - кафедральный и храм при женском монастыре, быстренько помолились, поклонились мощам - тут у меня что-то дернулось: одно дело предложить всем поклонться-приложиться, а совсем другое - гнать в обязательном порядке - и уползли к машине завтракать. Потеряв еще около получаса, выехали.
Не знаю почему, но водитель, он же руководитель делегации, он же руководитель фонда Поклонного креста в Севастополе - Сергей Зуев - выбирал не трассы с более-менее нормальным покрытием, а дороги второй-третьей степени, да еще и такие, что меня, давно уже не укачивавшуюся в транспорте, стало подташнивать. Пришлось на ближайшей остановке покупать эвкалиптовые леденцы и больше спать
Особых интересностей по дороге не было, так что я позволила себе дремать. В Киев мы явились уже в темноте (но при этом мы неплохо обогнали стандартное время для такого путешествия: 11 часов вместо 16), нас даже встретили и проводили до Лавры, где, как оказалось, ничего не бронировалось и не ожидало нас - заселялись в режиме обычных путников. Самое смешное, что в Лавре, давно и прочно ставшей не монастырем, а туристическим объектом, все еще осталось дофига запретов. В соответствии с коими меня утащили от остальной кампании, но не просто так, а в Архиерейский отель. От корпуса, где расположили остальных, он отличался трехместными (а не 8-10) номерами. Меня подселили третьей к двум пожилым дамам, усердно молившимся. Удобства на этаже. На двери номера 00 висят правила, гласящие, что женщины, не в юбках и не в платках будут изгоняться из гостиницы и с территории Лавры. Я фыркнула: юбок у меня и так в гардеробе почти нет, что уж говорить про дорогу, а вместо платка - кубанка. Но монах, сидевший "на ресепшене" очень осуждающе прошипел что это оччень нехорошо, обязательно надо юппку и платочек. Правда выгнать не выгнал, да и на вопросы о разрешении фотографировать на территории отвечал нормально.
Попробовала поснимать, но ночью, без штатива, да в направлении вверх - сложно.
Благо, спать дамы не мешали, они легли раньше, а я еще сидела и воевала с отправлением отчОта за день по списку СМИ.
На утро был назначен молебен в одной из церквей Лавры, специально для нашей кампании.
Ах да, я забыла. На каждый выход мы брли с собой три капсулы с землей и две иконы, что ехали с нами.
Попытались загнать меня на исповедь - увернулась
Т.к. молебен был специально для нас, то разрешили снимать, так что мне было проще. После завершения обряда началось самое интересное: быстрый сбор к поездке занял не меньше 30-40 минут К нам подошло еще пара киевских товарищей, поболтали, сфотографировались и, наконец-то, двинулись дальше.
Далее по плану оказался Чернигов - какая в том была жизненная необходимость - я так и не поняла, но мы заехали в женский монастырь. Там был храм XII века, но закрытый, и действующая церковь, переделанная, как мне показалось, из столовой или спортзала. Скорее всего, визитом в этот монастырь мы были обязаны нашему "руководителю", у которого были живы воспоминания, как он вез паломников, провел за рулем больше суток, а заехав в этот монастырь выпил бутылку вина и упал спать прямо на траве - проспал около суток, качая храпом окрестные деревья. Затем, покружив по улочкам Чернигова, мы подъехали к кафедральному собору - там было то же самое - строем в храм на поклонение.
В храме встретились с киевским казаком, который недавно был в Севастополе и ему понравилась часовня и строящаяся церковь Ушакова.
Кстати, повеселило объявление на дверях храма (может, где-то это и нормально, но я такого раньше не видела): "Храму очень нужны овощи: буряк, картошка и т.д. По всем вопросам обращаться в храм". Как по мне - не место такому объявлению на дверях религиозного заведения.
Следующий пункт - украинско-белорусская граница. Как оказалось, у нашего "подготовленного-ко-всему" руководителя страховка не сответствовала необходимой, не было какой-то важной печати и вообще поездка была неправильно оформлена. Но, видимо, акция по доставке земли не была напрасна - ему удалось очаровать/уговорить белорусского таможенника чтобы тот его пропустил, но пришлось переоформлять страховку. Последствием такого въезда стало то, что если он решит выезжать через другой КПП или количество пассажиров выезжающих не совпадет с количеством въезжавших - кранты и бооольшой тухес.
На выезде с таможни к нам попросился мужичок - подбросить - разговорились, он оказался начальником смены таможни. Рассказал и про драконовские правила: белорусские таможенники абсолютно невыездные, не имеют права называть свою полную должность и звание, даже ФИО не могут раскрыть. Даже намек на взятку ведет к вылету с работы и прочим очень неприятным последствиям. Он же рассказал, что не все так гладко в Белоруссии, мол поля это только около дороги ухоженные, а чуть вглубь от дороги - все заброшено. Что сам он в таможню подался не от хорошей жизни, и до этого был колхозником. Не знаю, может это и так, но безукоризненно чистые обочины, отсутствие рекламных и прочих щитов, очень неплохие дороги и ухоженные поля вдоль всех дорог - это намного лучше, чем у нас. А еще в Белоруссии очень мало заправок
В темноте белорусской ночи мы доехали до города Орша и... стали искать там монастырь. Пропетляв около часа по частному сектору мы нашли целых два: женский и мужской. В женском вышла игуменья и послала нас... на все четыре стороны, ибо в 10 часов вечера сестринство уже давно почивает и принимать гостей не намерено. В мужском, страшно запущенном, кстати сказать, никто даже не подошел к воротам. Пришлось ехать в город, где руководитель поймал каких-то ППСников и долго их насиловал, в итоге добившись информации о гостинице с неожиданным названием "Орша" В гостинице начальство делегации, а это кроме Зуева еще и священник, столкнулось с интересной проблемой - после разборок Батьки с Россией запретили принимать к оплате рубли. Обменять негде. На мой зевающий вопрос "а есть ли банкомет" начайники просто отмахнулись. Но вроде договорились с ресепшеном, что если не найдем денег сейчас, то сидим в гостинице до того времени, пока не откроются банки и мы не поменяем деньги. Пошли заселяться и в холле гостиницы я увидела... не поверите - банкомет! И он мне даже дал денег белорусских.
Краткое отступление: блин, это первый в моей жизни опыт, когда банкомет выдает суммы от 10000. на меньшее он даже не рассчитан. Но еще интереснее, что примерный курс белоруского рубля к рублю российскому: 100 к 1, а к гривне, соответственно, 400 к 1, и эти самые мелкие 10000 белорусских рублей это 25 гривен.
Моя способность оплатить ночевку вот прям просто так с куста быстро подняла мой рейтинг у начальников, а меня поразила: никто из остальных 7 человек тупо не додумался взять с собой карту, работающую на территории других стран. Потраченное мне, кстати, вернули - российскими рублями.
Интернет тоже довольно дешевый, но вай-фай слабый. Подготовив отчет за день, пришлось спуститься вниз - только в холле гостиницы ловилась сеть - купить карточку на 3 часа за эквивалент 10 украинских денег и довольно спокойно отправить отчет и проверить почту. на большее меня уже банально не хватило - глазки закрывались.
Зато я знала, что в одном из соседних номеров спутники устроили цЫрк: они взяли у девочки-администратора утюг и... разогревали на нем перловую кашу из пайков
Как ни странно, но спала я на всех новых местах довольно спокойно, за исключением, может быть, Лавры, но там все время соседи вставали и уходили раньше меня, так что волей-неволей я просыпалась.
Увиденная утром Орша мне понравилась - тихо, спокойно, никто никуда не торопится. ЧИСТО!
Но мы все же поехали снова в женский монастырь - ибо воля руководителей. Утром нас встретили более душевно - опять же устроили молебен. Правда, пришлось подождать завершения заупокойной службы. Отец Александр, служивший в храме лично мне показался молодым и, возможно, не очень опытным - из широких замахов кадилом то и дело летели искры, а в итоге, угли вообще потухли и пришлось приостановить службу чтобы разжечь их Пока ждали угли - потрепались. Казаки повсюду: дед священника был из уссурийских казаков, правда, сгинул в репрессиях. Главенствующую роль в молебне для нас отец Александр уступил отцу Стефану, да и фотографировать разрешил. После церемонии нам открыли закрытую на реставрацию Ильинскую церковь - более старую и имеющую очень интересные иконы в своей коллекции.
Например икона в деревянном киоте - создана на средства оршанских военных, вернувшихся благополучно в Русско-Японской войны. Или икона, написанная свободным художником в Москве по заказу прихожан оршанской воскресной церкви "в память о чудесных событиях 17 октября 1888 года".
Удовлетворив тем самым религиозное рвение, мы снова вернулись к дороге - на Псков.
Белорусско-российская граница состояла из скучающей дамы в камуфляже, которая очень обиделась на вопрос водителя - а будут ли еще таможенные посты впереди.
Граница была заметна даже без дамы - покрытие дороги стало явно хуже, да и обочины очень замусорены. С рекламными щитами все не так грустно как у нас, но кое-где попадались.
С удивлением поняла, что Псков мы оставили побоку и пошли, как оказалось, на Савво-Крыпецкий монастырь. Как уже стало понятно, никто нам ночлеги по ходу движения не организовывал заранее, так и тут в наличии был только совет обратиться к дьякону Михею - он может разместить.
Не могу не отметить, что появляется монастырь очень эффектно - после безграничного пространства болот и лесов вдоль дороги, мелькающих среди всего этого деревушек на 3-5 домов и названий типа "Скоморохова гора", вдруг поднимаются белые стены, а за ними подсвеченные золотые купола с крестами.
Территория монастыря довольно велика и, учитывая то, что восстанавливается монастырь всего 19 лет - заметно неосвоенна. Есть корпуса с кельями, есть небольшие огородики, массивный центральный храмовый комплекс и стена в процессе восстановления. Озеро со святым источником, крест в озере и купальня на берегу - такой себе комплекс услуг
Вышепоименованный дьякон Михей оказался на службе, так что нас опять же потащили в храм, к иконам и помазанию. Затем нас венули обратно к стене. А почему? А потому, что одна из секций этой стены и является гостиницей для паломников. Правда, она еще в процессе постройки и канализация не подведена, так что об удобствах типа душ - можете не заикаться, удобство типа рукомойник обыкновенный - у дверей на улице, остальные удобства типа дыра в полу, но с освешением и бумагой - за 25-30 метров по лужам в темноте. Зато отвели на ужин. Монастырь самого строгого правила мяса здесь не едят от слова вообще, но зато чай настолько сладкий, что слипается все, что можно. И безумно вкусный свой хлеб.
Краткое лирическое: о погоде. Для меня было прохладно, но терпимо: около +5 градусов, но накрапывающий время от времени дождик и общая болотистость местности никаких веселых мыслей не вызывали.
Подъем на следующий день назначили на 5 утра: в 6 начиналась большая служба, посвященная празднику иконы Казанской Божьей Матери. За каким интересом - фиг его знает, но разрешили фотографировать, кроме церемонии причастия. Служба была длительной, несколько раз я вырывалась на улицу - поснимать восходные виды, но вот утром был честный 0 и долго там пробыть сложно было, особенно не в куртке, а в кителе. Кстати, об одежде: в монастыре самого строгого правила о том, что по идее, можно было бы и форму с юбкой сделать, в форме вопроса-совета высказался только один человек.
Часов около 9 нас обрадовали завтраком: мне нормально, а 7 здоровых лбов, поедающих манку с вареньем - это весело. Зато потом они сумели меня удивить: к тому самому сладкому чаю бутерброд из хлеба с вареньем, посыпанного сахаром. Как говориться, я умир весь
После завтрака была небольшая, но очень интересная экскурсия по монастырю - дядечка, что ее вел, заведует церковной лавкой и очень глубоко знает историю. Новейшая история Крыпецкого - это воистину подвижнеческий труд отца Дамаскина, буквально вручную восстанавливавшего его из руин. Почитать историю можно на офицальном сайте монастыря, пересказывать ее долго. Кроме всего прочего, нас завели на колокольню, где я поймала... первый снег осенне-зимнего сезона 2010-2011 Он, конечно, быстро таял на коже, но тем не менее, щипался как настоящий. Быстренько, пока объектив совсем не забило поснимала и убежала.
В середине дня мы наконец уехали из этого безусловно интересного места, и вернулись во Псков. Сначала заехали в Псковский Кремль - а зачем? А там находится кафедральный собор с... интересной коллекцией икон и мощей И, конечно же, обязательно надо приложиться. И хотя территория самого храма открыта на 2 метра от входа, но сумели уговорить охранников - и нас пустили внутрь - к иконостасу и внутреннему убранству. Иконостас, конечно, потрясает - 7 уровней, больше 40 метров общей высоты, но это мегапаломничество уже стало напрягать.
После храма началось веселье - поиск гостиницы, ибо в монастырь возвращаться было никак - позарез нужна была связь. В связи с предстоящими 4 выходными днями гостиницы были просто забиты - было по 1-2-4 номера в каждой, куда мы заезжали. Наконец, мы нашли гостиницу "Кром" - там оказались номера, но только неотапливаемые. Собственно, это было странно, ибо соседние вполне отапливались, и это уже обеспечивало одну теплую стену. нехарактерные для начала ноября +7 на улице тоже особо стены не вымораживали, а еще был замечательный дядечка-инженер, который решил сделать девушке приятное и на номер, где была я - отдал тепловентилятор
Честно говоря, это были единственные несколько часов, когда нас никто никуда не гнал и можно было хотя бы выйти по ближайшим окрестностям прогуляться. Первым делом пошли в инте-кафе, там обнаружили, что с нами пытались выйти на связь псковские казаки - оставили им координаты и мой номер телефона. Кстати, из-за дикого ритма и остановок в монастырях я не смогла даже купить местные карточки - так и ездила с украинской. Час интЫрнета в ВИП-зале стоит 60 рос.рублей, в наших я уже сто лет не была, так что сравнить не могу. Но интернет шустрый, да и вип-зал давал защиту от буйных игроков в игры, что сидели в общем.
Прогулка по Пскову ограничилась, к сожалению, парой кварталов, ибо пошел дождь и я не хотела мочить фотоаппарат.
Зато чуть позже после того, как мы вернулись в номер, прибежал местный походный атаман - замурчательный дядька, со своими, конечно тараканами, но поговорить с ним приятно.
оказалось, что как раз утром этого дня было большое мероприятие у того Креста с телевидением, городским начальством, и партийными митингами, и что нас ждали именно на него. А на следующий день уже начинаются выходные, ничго не работает и никого не будет. Что нам приготовили большую программу, в том числе и экскурсии, а мы вот так вот - не приехали... В общем, договорились, что он попробует своих людей поднять и к 10 быть на Кресте.
Чуть позже появились московские делегации - они тоже к нам.
Произошел общий совет. В ходе которого я узнала очень много новых вещей. Самая веселая состояла в том, что мы едем, оказывается, _на закладку часовни у Поклонного Креста_ и именно туда везем севастопольскую землю. Что никакая это не общественно-политическая акция, но исключительно религиозная, такой себе Крестный Ход. Да и хочет наш руководитель выехать из гостиницы не позже 7 часов. Зачем - тогда никто не понял, учитывая, что с местными мы договорились на 10 (от Пскова до Креста максимум час), да и ожидаемая питерская делегация раньше не появится. В общем - классический апофигей акции - кто в лес, кто по дрова.
В итоге все же было решено, что выезжаем мы в 7, но до 10 точно ждем всех на Кресте.
Следующим утром стало понятно из-за чего весь сыр-бор. Священник наш хотел отслужить у Креста молебен, но проблема в том, что на чужой территории он может служить только с разрешения/благословения местного священноначалия, а разрешения этого у него, естессно нет. Поэтому чтобы не светиться мы приедем пораньше, проведем молебен тихо сами с собой, а затем подождем всех и проведем типа как общественную акцию с участием священника, но без обрядовых церемоний.
Типичное бредствование, но выбора-то фигли.
Утром, естественно, на сборы всех потратили около 20 минут - уже прогресс - и поехали. Естественно, дороги никто не знал, так что чуть в Эстонию не забрели, но потом все же нашли искомое. Провели молебен, бросили по горсти земли (ее везли с запасом ). Во время прохождения рядом поднялась полная радуга - все дружно приняли ее за хороший знак. А я приняла ее за то, что шел слепой дождь и фотоаппарату от него было не сильно весело.
Потом подъехали москвичи, питерцы и псковичи, последние - при параде, с шашками Организованной толпой прошли к Кресту, тоже возложили землю, пофотографировались, увидели второй раз радугу... Провели кратенький митинг, ибо погода вполне себе шептала, и поехали на экскурсии. Нашу машину увели казаки, а москвчи и питерцы пошли по своему маршруту - с ними был тоже местный экскурсовод.
Сначала был Псково-Печерский монастырь. Самое смешное, что он также как и Лавра дико туристический, но там меня поймали и заставили намотать на себя какую-то тряпку, условно юппку. Зрелище было то еще - форма, а поверх брюк - тьяпочка. настроения мне это не улучшило, как и брызгающий время от времени дождь.
Правда, тут наши псковские друзья уболтали начальство монастыря и нам открыли "Пещеры, зданые богом" - нерукотворные пещеры, в которых уже несколько столетий существует кладбище монахов, священства и защитников Псковской земли. Очень интересен камен, из которого сложен холм, где находятся пещеры - это слежавшийся песок, не смотря на то, что если провести по нему рукой, он будет по чуть-чуть сыпаться, забить в такую стенку гвоздь бывает нереально. Кладбища там действительно есть - стоят прямо в отгороженных пещерах гробы - просто так стоят, гниют... а ни запаха, ни неприятных ощущений - ничего. В одном из ответвлений - храм. Много где стоят цветы - из-за 100%-й влажности они просто не вянут, а стоят очень долго.
опять же, из уважения к гостям, нам открыли закрытые храмы, одного я избежала, но во второй потащили почти силком - им хотелось сфотографироваться. Не, храмы изумительно красивые, но ни одна красота, которой тебя пичкают насильно, не будет в радость. Благо хоть монах-проводник оказался вполне интересным человеком, поддержал беседу, отвечал на вопросы.
Уходя из монастыря мы попали под такой дождь, что китель просто намок практически насквозь. Решила не заморачиваться и сменить его на куртку - заодно и теплее
Следующим пунктом поездки стал Старый Изборск - крепость-музей. Нас поприветствовала директор музея, тоже посетовала, что ждали вчера, но выделила молодую девочку-экскурсовода, попросив на обратном пути завезти ее в город. Оная просьба вызвала бурю эмоций, ибо городов мы могла предложить много - вплоть до Севастополя. Всю экскурсию подтрунивали на эту тему.
Нас повели на башню, откуда можно было посмотреть на окрестности, окрестности ответили чувствительным ветром с дождиком, так что долго мы там не задержались, затем были Словенские ключи - Ключи 12 Апостолов - считаюся лечебными и чудодейственными. 12 источников, что круглый год имеют температуру воды около 7 градусов и интенсивность выброса около 4 литров в секунду. впадают источники в озеро, где круглый год живет пара лебедей, а на зимний период прилетают еще и гости с соседних областей.
Обойдя и полюбовавшись на стены и башни Изборска мы пошли... в церковь на территории. строем.
Зато потом нас от администрации музея накормили блинами и чаем - было приятно и очень вкусно.
Затем началась гонка со временем, ибо нам бы как бы домой возвращаться, а все чаще слышатся варианты - а не остаться ли еще на одну ночь тут, тем более, что псковичи предлагают изумительные условия: спортзал, маты, спальники, но с баней.
В общем, пока решали, продолжили экскурсионную программу.
Заехали опять в один из храмов, к благочинному. Куда и в какой - не знаю, зевнула и осталась в машине дремать. Говорят, что благочинному тоже пожужжали на уши на тему часовни у креста и оставили ему на ответ.хранение капсулы с остатками севастопольской земли. Долго, слава Силе не задерживались.
Казаки псковские очень любят часовни строить, и к одной такой строящейся повезли нас - показать. Часовня планируется быть посвящена иконе Донской Божьей Матери, ставится деревянным срубом, но, прстите меня, пока что напоминает туалет на холмике у дороги.
Следующий пункт легендарен, в смысле, что его святость для местного населения пришла из легенд - вроде как в реке есть камень, на котором любил сидеть маленький Володя, в будущем - князь Владимир, Креститель Руси. Дорога туда пролегала по каким-то селам-перелескам, и дорогой называлась исключительно условно - у меня было жуткое впечатление, что где-то на этих колдобинах останется убитая подвеска, и мы застрянем не на час и не на день. Часовенка у дороги, крест над рекой в полуторах сотнях метров от часовни и смутно виднеющийся в реке камень - вот и все святое место. Такое святое, что я именно там, похоже, надломала каблук сапога, погружаясь в местную грязь и опавшую листву почти по щиколотку.
Уже становилось темно и появились высказывания о том, что а может хватит? нам еще сегодня на Оршу выдвигаться. На что был получен суперский ответ: мы делаем это для вашего блага - чтобы вам было о чем писать. Вот тут я и офигела окончательно.
Последним, к счастью, пунктом экскурсии стало посещение Ольгиного поля - по легендам, это наследные вотчины той самой княгини Ольги, что почитается святой. Нашли храм Илии Пророка и его то ли охранника, то ли батюшку, который с удовольствием (думаю, ему просто скучно) открыл храм и пообщался. Я везла с собой севастопольские и церковные магниты из своих фотографий - как раз последний с крестом во время водосвятной церемонии на Крещении этого года и подарила отцу Владимиру.
но с бОльшим удовольствием я пообщалась с тамошним сОбаком - Мухтаром, очень дружелюбным и ласковым псом.
Уже особо не скрываясь, я рассчитывала во что мне обойдется дорога домой если я сейчас доберусь до местного ж/д или аэропорта, ибо ночевать еще одну лишнюю ночь, при условии, что можно спать в машине по дороге на Оршу, я не собиралась. Мне еще на работу. Видимо, это подействовало, ночевать не стали, псковичи вывели нас на трассу, мы распрощались, договорились о следующих встречах и втопили на Оршу. Именно втопили - выехав около 18 часов, в полночь мы были в гостинице. Разница во времени подарила нам лишний час дополнительно
Попытались провернуть тот же трюк с банкоматом, но его, похоже, выпользовали, так что оставили паспорт Зуева в залог и расползлись спатки, уговорившись выезжать в 11.
В 11 в холле никого, конечно же не было. Минут в 20 двенадцатого появился посланец Зуева с просьбой сходить поменять рубли Пошли, заодно своих чуток поменяла, купила пару сувениров хоть белорусских.
Дорогу, опять же, почти не помню, ибо плеер и дрёма.
В Киеве снова ночевали в Лавре, все было почти так же, только вечером пару раз стрельнула штатив у спутника-фотографа - сделала несколько кадров. И соседками по комнате были молодые девочки. Одна зело церковная, но заметив ноутбук, поинтересовалась интернетом, я с телефона (больше никак) открыла ей интересующий сайт, интересующих ее новостей там не было, но ситуация позабавила. Вторая девочка, похоже, была просто туристкой, использующе Лавру как относительно дешевую гостиницу.
К назначенному времени отъезда никто, кроме нас не собрался. Так что я еще и местную церковную лавку посетила... лавку, ага... минисупермаркет с радиочастотными системами против воровства. Купила несколько магнитов и батарейки в плеер
Порадовал ларек, торгующий едой на территории Лавры. Клаптик бумажки, приклеенный на стекло: "наливать чай и кофе в свою посуду НЕ БЛАГОСЛОВЛЕНО".
Наконец, выползли и поехали... в монастырь, расположенный на соседней улице - прикладываться к иконе, а заодно удачно попали - именно тогда открыли доступ к мощам создательницы этого монастыря. Зато на мраморные иконы-барельефы посмотрела - хоть что-то интересное. Потолкались в толпе, но наконец выехали. Шли по Одесской трассе, потом на Николаев, Херсон и т.д.
Над Бугом, проехав очередную высокую точку на дороге, вдруг остановились - "сфотографируйте эту красоту!" Не, я не спорю, красиво, очень... но мои сапоги выбрали именно этот момент чтобы высказать свое фе - у меня отвалился каблук на правом сапоге Так и хромала все оставшееся время...
В качестве расслабона нам на видаке включили мультики: "Простоквашино" и полную коллекцию "Ну, погоди!"
Но приехать без приключений мы не могли - на Инкерманском подъеме водитель углядел перевернувшуюся машину и пошел предлагать помощь. Все "коллектив" был очень этому рад... Правда, оказалось, что "пострадавшие" не пострадали и вообще были в таком состоянии, что сами могли на бровях ходить.
До дома я в прямом смысле доползла...
А вообще. Мне понравилось. очень. действительно понравилось - экстрим-туризм это тоже круто. Конечно, напрягли обряды и целования стекол, но все это можно перетерпеть, закрыв глаза. Хотелось побольше времени на посмотреть города, в которых останавливались, на пообщаться с людьми... Но и так, для первого блина неплохо
Напоминаю:
91 фотография, 2048 по широкой стороне
кто меня вКонтакте знает - там
отдельный альбом с подписями
официальный отчОт моего авторства.