Ламповый предусилитель «The End» на 6Н9С для бас гитары и не только…
Акт 2. Лица те же.
Более ранний «акт» (пост) я удалил за ненадобностью – он был просто «разминкой».
Итак, предусилитель для бас гитары, немного предыстории:
Играя на своей бас гитаре на разных примочках и комбиках, я пришел к выводу, что мне просто необходим ламповый предусилитель – только на лампе исправлялись некоторые огрехи звучания самого инструмента, причем не всякий агрегат мог с ними справиться. И хотя гитара у меня не самый «отстой»: у меня 20-и летний Ibanez Blazer Bass Custom made, я слышал советы сменить инструмент… Ни за что! И вот я решил довести все до логического конца: сконструировать ламповый преамп для бас гитары.
Концепция агрегата:
Преднамеренный отказ от ламп серии 12AX7 - они надоели мне самим фактом своего существования: куда не плюнешь, везде стоят они, соответственно, звучание разных агрегатов однотипно - они же родные братья.
Отказ от использования ОС (обратных связей) – «ламповое масло» – именно то, что придает индивидуальности в звучании.
При выборе базовой схемы учитывать желание моей левой ноги – мне нужен не «правильный», а «индивидуальный» звук, получить который я могу, только реализуя сумасбродные идеи.
Допустимость использования полупроводников – если в последующих трактах, как то: микшер, компрессор, лимитер, цифро-аналоговый преобразователь и прочая, прочая, стоят полупроводники, то почему они не могут стоять и в моем предусилителе?
Вопрос чем заменить 12AX7 отпал сам собой, когда я надыбал 20-30 штук новеньких 6Н9С. А почему бы и нет? Почему нельзя использовать их? В Hi-End усилках используют такие лампы, и такие схематические решения, что искажения достигают нескольких процентов, а цена несколько тысяч баксов – тут-то где логика?! Вот представьте себе: вы любуетесь на «Джоконду» через треснутые розовые очки от кутюр. Представили? И много вы увидите «правды» в таких очках? Другое дело, когда вы играете на инструменте, и от того как и на чем воспроизводится ваша игра, зависит как вы играете, ваша манера, интонация, штрихи, нюансировка звукоизвлечения, ваша индивидуальность! Эту единственную «обратную связь», я допустил при разработке предусилителя, чью полную схему привожу в комментариях.
Основа схемы – это мю-каскад на лампе
b. Лампа
а 1/1 служит для раскачки лампы
b 2/2;
а 2/2 – это буфер между основным и последующими каскадами для предотвращения взаимовлияния. Далее, на микросхемах А1-А4, идет фильтр высоких частот Чебышева 8-го порядка. Частота среза - 35 Гц, граничная частота среза, по уровню -60 дБ - 20 Гц. Фильтр расчитан в программе
Filter Wiz PRO V3.0g - очень рекомендую. Он необходим для правильной оцифровки сигнала, когда вырезает то, что слышать мы не можем, но вносит свой достаточно весомый отрицательный вклад в правильность работы цифро-аналогового преобразователя (при использовании ФВЧ, THD всего тракта, на частоте 1000 Гц, в два раза меньше, чем без оного). А5 – буфер-делитель сигнала. А6 – буфер на выход сигнала. А7 – буфер для индикатора сигнала на микросхеме К157ДА1. Разрывы SA2 и SA3 – это гнезда под 6,3 мм джек, а тумблер SA1 – обход фильтра. Темброблок я решил не ставить ваще! Примитивный, на три ручки, слишком «тупой» для тонкой работы, а качественный параметрик или графика у меня есть в отдельных рэковых блоках.
В общем, получился универсальный предусилитель с фантомным питание (на схеме не показано, как и другие блоки питания) и ФВЧ. Полное THD всего тракта, на частоте 1000 Гц, составляет 0,2248%, а частотный диапазон, по уровню -3дБ, доходит до 200000 Гц.
Теперь моя прелесть довольно. Назвать агрегат решил The Пизде…
The End.
Фотографию готового агрегата выложить не могу (фотика нет), а вот «в процессе конструирования» - пожалуйста: