Обычные рейсы иногда преподносят "весёлые сюрпризы" . Вчера я выполнял рейс 121/122, Внуково-Мурманск-Внуково, и всё бы ничего, но вот погода севера "порадовала". 39 часов назад в Мурманске было -27 градусов, снег, ветер, пурга. Всего лишь 4 часа спустя отметка на градуснике поднялась до -3 ! Вылетал из Внуково практически в идеальных условиях: Тихо, морозно, безоблачно. Ночь. Через 1.40 спокойного полёта приступил к снижению и уже на 8000м. попал в жесткую болтанку. Ветер. Ветер менял направление на 180 градусов, то стихая до нуля, то усиливаясь до 200 км в час. Как на американских горках, самолёт то зависал в невесомости, то давил ощутимой перегрузкой. В какой-то момент компьютер выдал сообщение: OVERSPEED и практически отказался управлять самолётом. Это означало, что ветер так воздействует на машину, что автоматика просто не успевает реагировать на изменения скорости, пришлось переходить "на руки" т.е. отключать автопилот и автомат тяги и управлять самолётом самому, вручную. Чем ниже, тем резче порывы ветра, тем жёстче турбулентность. Мурманск дал фактическую погоду : Нижний край облачности 200 метров с вертикальной видимостью 90 и видимостью по огням полосы 1500 метров ( что в общем-то не критично конечно само по себе) Ветер 310 градусов 8 метров, порывы 17, временами видимость 500 сильный ливневой снег низовая метель, сцепление 0,34 (ну каток практически). На 1500 звёздное небо закончилось и воткнулись в плотную облачность. Моментально вспыхнул нестерпимо яркий экран ( от света фар отражающегося от облачности) , кабину залило даже не светом, а какой-то бело-жёлтой мутью.
Словно в документальных фильмах, про подводные пещеры, когда аквалангисты спускаются против течения и мириады светящихся частиц планктона рвутся им навстречу в лучах прожектора. Только здесь было всё в тысячи раз быстрее и это был не планктон, а снег, снег, снег. Вот уже и 700 метров,входим в глиссаду, а болтанка всё усиливается, скорость "гуляет" от минимальных, до максимальных значений (только успевай ловить!) Принимаю решение садится с закрылками в положении 30 градусов (запас по ограничениям скорости больше) Штурвалом приходится крутить как в роликах про F1. Снижаемся. Чувствую, что становится как-то совем не холодно :-) Ещё ниже, нет, пока в облаках и кроме мчащейся жёлтой, замороженной рвани за лобовым стеклом на встречу, не видно ни чего, да и смотреть то туда конечно совершенно некогда, всё внимание приборам. Необходимо заставить себя верить приборам безоговорочно, иначе.... От небольших перегрузок и болтанки , постоянно возникают иллюзии положения самолёта в пространстве, кажется, что самолёт летит с креном и куда-то вверх, но приборы показывают, что "всё идёт по плану", но уже через секунду, новые ощущения и совершенно иное представление о происходящем. На высоте где-то 400 сот футов (около 120 метров) проваливаемся в черноту, экран гаснет и впереди, немного справа появляются огни ВПП. Сначла мутно, или точнее-расплывчато, словно через зашкуренное оргстекло, угадываются огни приближения, затем всё чётче и чётче вырисовывается торец полосы и входные зелёные огни, а затем уже и вся полоса. Вид фантастический! Возьмите чёрный лист бумаги и нарисуйте на нём вытянутую трапецию жёлтыми точками. Не видно ни земли, ни неба, вокруг чернота и лишь эта нарисованная палуба авианосца в космосе. Болтанка слегка стихает и самолёт немного успокаивается, но всё равно его трясёт как в простуженной лихорадке. Уже низко, слишком низко! 50.., 30, 20 10.... Касание! (Ых! довольно мягко!) Не было видно ни чего кроме огней и льющейся слева на право снежной реки. Реверс, тормоза, остановился. Вот и приехали в Мурманск! Обратно было проще, разгон, отрыв, набор и два часа полёта впереди.
(с)
http://letchikleha.livejournal.com/113424.html#cutid1