Алекс Лочер
08:56 17-01-2011 Непал-2010. День двенадцатый: Намче Базар – Лукла (7.10.2010)
С перерывом в полтора месяца продолжаю-заканчиваю отчет. Простите за паузу, камрады – так сложилось, к сожалению.

Итак, как мы и договорились накануне, утром четверга мы, завершая горную часть нашего путешествия, вышли из Намче Базара в сторону Луклы, чтобы назавтра (если позволит погода) улететь в Катманду.  Я, честно говоря, чем дальше тем больше сомневался в правильности этого решения – мне всё-таки  хотелось побольше побыть в горах: я уже ощутимо жалел, что два дня назад я смалодушничал и решил отменить поход на Чхуккунг Ри или Дингбоче Ри, согласившись возвращаться в Намче досрочно. Но решение есть решение, приняли мы его вполне сообща и добровольно, никто меня никуда идти не заставлял и за язык не тянул – так что вперед, в смысле, вниз.  Гид наш, Дипак, кстати, тоже явно рвался уже поскорее от нас избавиться: на словах, правда, говорил что-то в стиле «мне всё равно, как решите, так и будет», но по повадкам было видно, что мы ему уже изрядно поднадоели.

Путь домой

Дорога, кстати, предстояла весьма неблизкая: если помните, мы переход «Лукла – Намче Базар» по дороге в горы одолевали аж два дня (1, 2). Но тут, во-первых, большую часть пути придется идти вниз, а не вверх, как тогда, во-вторых тогда мы были ещё расслабленные и неакклиматизировавшиеся, а сейчас вполне себе натренированные и привычные к высоте и долгим переходам, так что за день должны осилить. Но всё равно – идти предстоит долго, да и прийти в Луклу надо не очень поздно. Дело в том, что наши обратные билеты на местный самолётик по маршруту Лукла-Катманду куплены, разумеется, на девятое число – ибо именно тогда по первоначальному плану мы должны были улетать. Обменять на более ранний день их не проблема, и именно так все и делают (т.е. по сути это билеты практически с открытой датой), но для этого необходимо явиться в офис авиакомпании накануне вылета. И если мы хотим завтра куда-то лететь, то в Лукле сегодня надо быть до закрытия офисов.
С ранним выходом, однако, как всегда не вышло: сборы вещей, ленивый завтрак, расчеты за лодж – в общем, вышли в половине девятого утра, когда все уважающие себя треккеры уже давным-давно на тропе. Ну да ладно, рюкзаки за спины, палки в руки – и вперед.

[изображение]
Начало спуска. Обгоняем группу немецких, вроде бы, пенсионеров. Некоторые – совсем бабульки, лет 70-75, не меньше.

Настроение, во всяком случае у меня, довольно-таки дурацкое. Как верно описал это состояние Игорь, «вроде как конец фильма: всё вроде уже кончилось, и то что происходит – это затянувшиеся титры». Если бы по окончанию трека ждал перелёт домой – было бы предвкушение возвращения домой, если бы еще один трек или хотя бы какое-никакое «приключение» - было бы ожидание «продолжения пути». А тут как-то странно: до дома ещё четыре дня, а трек вроде как и кончился, и непонятно, чего делать дальше. Поэтому идём молча. Впрочем, Витя молчит скорее потому, что у него еще со вчерашнего дня прилично болит колено, а Игорь с Димой вообще довольно немногословны, когда идут по тропе.

С горы, на которой расположен Намче, спустились довольно быстро и как-то почти незаметно – часа за полтора, при том что по дороге туда это маршрут занял вдвое больше и вымотал нас донельзя. К сожалению, погода с самого начала была неважная, и клубящиеся тут и там облака полностью закрыли любые виды: как и предсказывал вчера Дипак, посмотреть на Эверест напоследок не удалось: со смотровых площадок не было видно ровным счетом ничего.

[изображение]
Панорама моста Ларджа перед деревней Монджо. Кликабельно.

Пересекаем подвесной мост Ларджа – и оказываемся в знакомых, более-менее населенных местах реки Дудх Коши. Снова вьющаяся вдоль берега дорога, прыгающая подвесными постиками через реку то туда, то сюда, снова возделанные поля и деревни. В деревнях кипит жизнь. То ли сказывается приближение праздника – через неделю начнется главный непальский фестиваль Дасаин, то ли еще что – но на улицах деревень много праздного люда всех возрастов, в том числе и играющих во всевозможные игры: довольно много карточных (сидят прямо на земле у обочины дороги) и каких-то настольных – некий настольный миниатюрный кёрлинг, где надо скользящими фишками кучно попасть в мишень по центру доски-поля.

Засеяные поля

Игроки

Дети с любопытством смотрят на проходящих мимо треккеров

Витя, несмотря на больное колено, убегает куда-то вперед, и, несмотря на все наши с Игорем попытки его догнать, скрывается из вида.  К одиннадцати утра приходим к деревне Монджо – той самой, где мы ночевали по дороге наверх. Вити тут нет, да и времени еще не так много – так что привалов не делает и продолжаем путь, намереваясь остановиться на обед лишь в Пхакдинге.  Погода постепенно становится все хуже – несмотря на то, что мы спустились уже более чем на триста метров ниже Намче Базара, становится только холоднее и холоднее, солнца нет, дует довольно противный ветер с юга. На подходе к Пхакдингу вообще начинается дождик – первый раз за всё время трека. Вообще, конечно, грех жаловаться: погода всю дорогу была отличной и портиться решила только тогда, когда, слава богу, уже все что нужно было увидеть, мы увидели. Единственное, что настораживало – так это необходимость завтра улетать: а ну как этот дождик не кончится?

В Пхакдинг приходим к часу дня – здесь, в какой-то небольшой лодже нас дожидается Витя в компании с теми самыми американскими треккершами, с которыми мы шли синхронно почти весь трек. Останавливаемся на обед. Тут случается небольшой микро-конфликт с Дипаком: тот предлагает нам обедать в той же лодже, где и все остальные, несмотря на то, что там за столом почти нет свободного места, и явно будет тесно. Ребята отказываются – вокруг полно лодж с точно такой же едой – и предлагают расположиться в любой из них, но нашему проводнику это явно не нравится: он хоть и соглашается, но всячески демонстрирует неудовольствие. Судя по всему, гиды имеют какие-то «бонусы» от владельцев лодж за то, что они «останавливают» своих треккеров именно у них. На мой взгляд это совершенно нормальная практика – но не в ущерб же здравому смыслу и явно обозначенному желанию треккеров, т.е. нас?
Словом, Дипак был недоволен – но говорить ничего нам не стал. На беду, ему под ноги подвернулась местная собака – какой-то живущий при лодже пёс, пришедший к столу клянчить еду. Ну и Дипак оторвался на зверушке: от все души отвесил ни в чем неповинной собаке здоровенного пинка – так что та аж взвизгнула и убежала прятаться в дом. Мне, честно говоря, было очень неприятно это наблюдать. И представить себе на месте Дипака добродетельного Денди – тоже: при всём моём неодобрительном отношении к любой религии, я не представляю себе, чтобы верующий буддист  мог бы так ни за что обидеть ни в чем неповинное живое существо, как это сделал убежденный маоист-Дипак.

В Пхакдинге

Мани-камни на тропе

Небольшой водопадик – кажется, я снимал его и по пути наверх.

Обедали долго – дождик за это время то прекращался, то начинался снова. Но, наконец, решили продолжать путь, невзирая на погоду. Стоило только одеть дождевики и непромокаемые чехлы на рюкзаки – как дождь кончился и начало стремительно яснеть. Так оно обычно и бывает.
Где-то в часе ходьбы за Пхакдингом пришли в тот чайный домик, где я две недели назад оставил свой iPad. Останавливаемся тут на передышку и чаепитие. Выясняется, что тихаус и наличествующий при нем небольшой лодж принадлежат сестре нашего портера – Лапсанга. Его радостно встречают двое племяшек – и не отлипают от него все время, пока мы пьем чай с местными сладостями. Когда мы вышли на последний бросок в сторону Луклы (я на всякий случай тщательно перепроверил наличие планшетника в рюкзаке), дети долго нас провожали и потом еще махали что-то и кричали Лапсангу издалека: чувствуется, любят они дядю. Впрочем, Лапсанг этого явно заслуживает: немногословный, улыбчивый, трудолюбивый – настоящий шерпа.

Долина реки Дудх Коши

Предзакатное

Наконец, в 17:15 пересекаем ворота на границе Луклы. Еще пара сотен метров – и достигаем лоджа Hotel Mera – того самого, где мы переупаковывали вещи, переодевались и готовились к выходу на трек 12 дней назад. Здесь мы тогда оставили часть наших вещей, ненужных на треке, а так же авиабилеты – и здесь нас ждут комнаты, в которых мы проведем крайнюю ночь в горах. Усталые заваливаемся внутрь.

На улице Луклы

...

Трек завершен. Позади более 140 км горных троп, пройденных за 12 дней, множество ярких и незабываемых впечатлений. Сбрасываем вещи в комнате – и лавиной наваливается ощущение пересеченной финишной черты. Интересно, в прошлом году у меня такого не было: год назад, когда мы с Катериной сидели в Джомсоме, расслабляться и праздновать конец пути было не время – шансы улететь были очень призрачными из-за непогоды, и мы вполне себе готовились идти еще несколько дней пешком. А тут – очень отчетливо это ощутилось: сидишь, даешь отдых усталым ногам – и прокручиваешь в голове каждую минуту пройденного маршрута.

Дипак побежал заниматься билетами на завтрашний рейс, Витя остался в комнате – отдыхать и лечить больное колено. Мы же с Игорем и Димой сидели в обеденном зале лоджа и пили местное пиво – за пройденный маршрут и за то, чтобы впереди было еще много маршрутов.