Смешная девчонка
01:45 12-01-2004 Документальный театр
В газете "Московский студент" вышла моя статья:

ДОСЛОВНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!
"Кто зашёл в Театр.doc, тот опомниться не смог…" (из театральных протоколов)

Если студент старается идти в ногу со временем, то он, конечно, что-то слышал про инновационный театральный проект под названием "Документальный театр". Эта, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день идея была привезена в 2000 году в Москву из лондонского театра "Ройял Корт", который экспериментировал в своих спектаклях при помощи техники Verbatim, что означает дословно… То есть используются подлинные события и реальные тексты реальных людей. Эта техника предполагает общение с "информационными донорами". Их речь фиксирует диктофон, запись расшифровывается и тщательно изучается. Участие актёрской группы на стадии сбора материала для будущего спектакля очень важно. Актёры видят реальные образы своих героев. И они должны стараться быть максимально на них похожи: мимикой, жестами, голосовыми модуляциями.
Документальные пьесы, как правило, посвящены самым актуальным проблемам современной жизни. Наверное, поэтому за два года проект "Документальный театр" стал чем-то вроде общественного движения и объединил театральную молодежь различных российских городов: Москвы, Екатеринбурга, Иркутска, Челябинска, Тольятти, Кемерово, Новосибирска, Орла и др. В феврале 2002 года при поддержке различных серьёзных организаций в полуподвальном помещении дома 11-13 в Трёхпрудном переулке был открыт "Театр.doc" – крошечная площадка и зал на пять рядов, где участники проекта – молодые драматурги, режиссёры и актёры – превращают репортажные интервью в спектакли. Однако стоит заметить, что достижения англичан не копируются, а по-своему совершенствуются, адаптируясь к самобытному русскому климату. От внимания молодых докдраматургов не ускользает ни одна жизненная драма: героями пьес становятся бомжи, шахтёры, женщины-заключённые, фэны и даже работники телевидения. Несмотря на общую технику Verbatim, работы получаются очень разными, и от очередной премьеры всегда можно ждать чего-нибудь новенького. А от зрителей нет перебоя, заходят все – и белые воротнички, и клубная молодёжь… Всем рады!
Начну с самого экстремального спектакля с почти знакомым названием "Большая жрачка". Нетрудно догадаться, что речь пойдёт о телевизионном ток-шоу. Авторы проекта А. Вартанов и Р. Маликов работали на телевидении и многое записали на диктофон, поэтому уверяют, что производственный процесс передан абсолютно верно. Перед началом представления нервных и беременных просят выйти из зала. На сцену выходит молодой человек a-la Виталий Малахов и просит пришедшую на ток-шоу публику широко улыбаться, громко хлопать по сигналу, не разговаривать и выплюнуть жвачку в специальные контейнеры – после записи её можно будет получить обратно. Последний штрих – уборщица обходит ряды, протягивая пластиковый стаканчик, и съёмки начинаются. "Большая жрачка" – кусочек реальности: герои спектакля находятся в поиске шокирующего сюжета для прайм-тайма, а зритель, тем временем, приходит в шок от того, что видит на сцене: работа над ток-шоу состоит из непрерывной болтовни, пьянства, драк и откровенных сцен. В спектакль включены репетиции будущей передачи, где актёры изображают подсадных статистов, которые, в свою очередь, должны изображать реальных людей с их проблемами… зеркало в зеркале… На наших глазах происходит смешение реальности и гротеска, которое приводит к настоящей потасовке с ломанием стульев, размазыванием паштета "Нежный" и дикими воплями. Те, кто не покинет зал с самого начала спектакля, должны будут переварить сверхъестественное количество бранных слов и вдоволь надышаться сигаретным дымом. Любителям острых ощущений рекомендую занять место в первом ряду – это реальный шанс поучаствовать в шоу.
Ещё мне запомнился "проект без вранья" ("Пидарасы!"), приуроченный к 40-летию встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией. Автор пьесы – Дмитрий Минчёнок – написал о скандальной выставке в Манеже, после которой Хрущёв сформулировал своё понимание увиденного предельно просто: "Это же педерастия в искусстве, а не искусство". В спектакле – вечные темы свободы личности, свободы выражения, отношений с властью…
Но в "Театре. doc" случаются и более тихие показы. Правда, от этого они не становятся менее захватывающими. Так, например, в спектакле "Преступление страсти" героини режиссёра Галины Синькиной, собиравшей материалы для своей пьесы в Орловской колонии строгого режима, - заключённые, совершившие убийства. Во всём действие принимают участие только две актрисы. Но простая, на первый взгляд, форма пьесы, доверительная беседа психолога и заключённой, позволяет зрителю подслушать множество сокровенных признаний. Кто может удержаться от того, чтобы не посмотреть в замочную скважину?
…Или в картонную коробку, где живут двое мужчин и женщина – уроженцы республики Молдова. Синдром "за стеклом" проник и на театральную сцену. Только в спектакле ("Война молдаван за картонную коробку") всё гораздо прозаичнее. Это не игра, а суровый закон большого города. Днём – низкооплачиваемая работа, ночью – подвал, жизнь вне общества и санитарных условий, стычки с милицией и непрошеными гостями.
А вот внимание драматурга Елены Исаевой, в отличие от большинства авторов документальных пьес, привлекают не деклассированные элементы, а напротив – хорошие, милые люди. Её работа "Про мою маму и про меня" получила первую премию на престижном драматургическом конкурсе "Действующие лица". В основе пьесы обычная история взросления. Школьные увлечения, попытки матери как-то пристроить "гениальность" своей дочери: спортивная секция, драмкружок и литературная студия. Диалог, в который иногда вклиниваются телефонные разговоры матери со своим любимым…
Из недавних работ хочется отметить спектакль по пьесе Игоря Бауэршимы "Norway.Today", о странной тяге двух людей к самоубийству. Ради этого они знакомятся, уезжают в Норвегию, прощаются с миром… Но забываются и отказываются от смерти ради любви.
Екатерины Нарши "Правила выживания леопардов в городской среде". Объектом пьесы становится тоже социум, но… кошачий! Да, речь идёт об обычных дворовых кошках московского района Щукино. Автор поясняет: "Жизнь бездомных кошек похожа на человеческую, в том смысле, что она такая же дурацкая и такая же короткая… Жизнь, любовь, лето заканчиваются без всякого предуведомления…" Что ждёт зрителя в этом спектакле, могу лишь предполагать… Так как сама только собираюсь на него отправиться. Знаю только, что, несмотря на выбор темы, Нарши не отошла от принципа документальности – кошачья драма разыгрывалась на её глазах в течение нескольких месяцев: остались многочисленные фотографии тех самых "леопардов".
Конечно, обо всём не рассказать. Кроме репертуарных постановок проходят фестивальные показы, бывают интересные гости, проводятся семинары… Спектакли "Театра.doc" играют и на других московских площадках. Это, конечно же, очень яркие работы: "Красной ниткой" и "Кислород". ("Кислород", кстати, был признан лучшим фестивалем "Новой драмы"; в клубах проходит на "ура".)
О новой драматургии говорить можно сколько угодно, но, по-моему, этот жанр сам настолько красноречив, что лучше обращаться к первоисточнику. Театр прописан по адресу: метро "Маяковская", "Тверская", Трёхпрудный переулок, д. 11-13, стр. 1. Кстати, проект "Театр. doc" некоммерческий, а значит, у любого студента есть возможность полакомиться театральными новинками. Для особо любознательных существует сайт http://www.teatrdoc.ru, где можно выкачать тексты некоторых пьес, узнать об авторах проектов, посмотреть афишу показов. Там столько новых идей!

Фотография из спектакля "Война молдован за картонную коробку"
Комментарии:
Гостьяизнастоящего
18:16 14-01-2004
Здорово, но я бы подредактировал чуток... уж звиняй... жаль в Питере такого театра нет... А в Москву я пока не собираюсь
Смешная девчонка
22:27 14-01-2004
ой, а что бы ты подредактировал??? интересно с проф. т.з.