Nessy
19:12 06-03-2011 Он поет по утрам в клозете....
=Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь - монета или запонка падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеется=.

«Через несколько дней я с невинным видом принес Лилиной тетке… …средство от бородавок. Друзья мои, студент был отомщен. Из теткиной бородавки вырос цветок, скромный полевой колокольчик. Он нежно подрагивал от теткиного дыхания. … Она так и жила с цветком до осени. Моральные муки терзали ее. Она прятала лицо в шарф, цветок любовно щекотал ей губы, и щекотанье это звучало, как шепот уныло прожитой молодости, как призрак какого-то единственного, чуть ли не топотом ног выгнанного поцелуя.»


[изображение]

=Дождь ходит по Цветному бульвару, шастает по цирку, сворачивает на бульвары направо и достигнув вершины Петровского, внезапно слепнет и теряет уверенность.

Я пересекаю "Трубу", размышляя о сказочном фехтовальщике, который прошел под дождем, отбивая рапирой капли. Рапира сверкала, развевались полы камзола, фехтовальщик вился, рассыпался, как флейта,- и остался сух. Он получил отцовское наследство. Я промок до ребер и, кажется, получил пощечину.

Я нахожу, что ландшафт, наблюдаемый сквозь удаляющие стекла бинокля, выигрывает в блеске, яркости и стереоскопичности. Краски и контуры как будто уточняются. Вещь, оставаясь знакомой вещью, вдруг делается до смешного малой, непривычной. Это вызывает в наблюдателе детские представления. Точно видишь сон. Заметьте, человек, повернувший бинокль на удаление, начинает просветленно улыбаться.

После дождя город приобрел блеск и стереоскопичность. Все видели: трамвай крашен кармином; булыжники мостовой далеко не одноцветны, среди них есть-даже зеленые; маляр на высоте вышел из ниши, где прятался от дождя, как голубь, и пошел по канве кирпичей; мальчик в окне ловит солнце на осколок зеркала…=

Юрий Карлович Олеша, "Зависть"

[изображение]
"Сам себя не нарисуешь - от художников не дождешься". Автопортрет Юрия Олеши
------------------------------------------------
Зы. Весь день перечитываю, балдею....

Комментарии:
Nessy
21:18 06-03-2011
А ведь его судьба действительно похожа на судьбу Венедикта Ерофеева: оба (грубо говоря, не считая Вальпургиевой ночи и Трех толстяков) - авторы одной небольшой книжки. Небольшой, но КАКОЙ! Зависть и Москва-Петушки! Еще, конечно, были Записные книжки, Ни дня без строчки и проч. Но вершина у каждого осталась одна.

Однажды один очень писучий атвор сказал Олеше: «Как же мало вы написали за свою жизнь, Юрий Карлович! Я все это могу прочесть за одну ночь», на что Олеша мгновенно ответил: "Зато я всего за одну ночь могу написать все то, что вы прочитали за всю свою жизнь!.."

Оба (и Ерофеев, и Олеша) горько пили....

Всегда щемит сердце, когда об этом думаю.
Innuendo
21:43 06-03-2011
Вторая цитата почему-то напомнила психоделику произведений Бориса Виана. Именно то, что мне в нем, Виане и нравится.
Nessy
22:19 06-03-2011
Innuendo Лилия, выросшая в легком Хлои? Да, интересно...Но Олеша придумал эту метафору первым, в 27 году )
kolyash
22:27 06-03-2011
"Зависть" не читал, но осуждаю. Достаточно того, что случайно посмотрел несколько фрагментов из "Строгого юноши" - фильма, снятого Абрамом Роомом по мотивам этого романа.

И "Три толстяка" мне тоже активно не нравятся. Именно из-за всё той же своеобразной, раздражающей меня эстетики.

Не могу указать, что же в этой эстетике плохого. Скорей всего, ничего. Просто, видимо, у меня аллергия на это. И лечиться, наверно, уже поздно.
Nessy
22:30 06-03-2011
kolyash Между Тремя толстяками и Завистью - дистанция огромного размера, несмотря на то, что написаны были практически одно за другим
Кстати, Олеша был тогда совсем молодой, около 30 лет
Nessy
22:31 06-03-2011
kolyash Глянь его "Ни дня без строчки"

=Когда , начитавшись Морозова , я с апломбом заявил критику Дмитрию Мирскому , что древнего мира не было , этот сын князя , изысканно вежливый человек , проживший долгое время в Лондоне , добряк , ударил меня тростью по спине !

— Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…
Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Все-таки перетянуть человека тростью тяжело физически, главное, морально.
— Да-да, Акрополь построили не греки, а крестоносцы! — кричал я. — Они нашли мрамор и…

Мы с ним помирились… и он объяснил мне, в чем мое, а значит, и Морозова , невежество. Я с ним согласился, что древний мир был , хотя многие прозрения шлиссельбуржца до сих пор мне светят.

Как бы там ни было, но то, что он создал свою систему отрицания древнего мира, гениально. Пусть сама система и невежественна, но сам факт её создания, повторяю, гениален, если учесть то обстоятельство, что Морозов был посажен в крепость на двадцать пять лет, то есть лишён общения с миром, по существу, навсегда.

Ах, вы меня лишили мира? Хорошо же! Вашего мира не было!=
kolyash
22:56 06-03-2011
Nessy

Революционер Николай Морозов - предтеча академика Анатолия Фоменко, насколько понимаю...

Был членом исполкома "Народной воли" и вышел из неё из-за теоретических разногласий. А разногласия заключались в том, что руководство этой организации считало террор мерой временной и чрезвычайной, от которой после победы революции надо было отказаться. Морозов же предлагал использовать террор и в будущем светлом обществе - как постоянный регулятор политической жизни в России. Собственно, Ленин и Сталин и применили это на практике.
Nessy
23:12 06-03-2011
kolyash Вот Олеша и пытался как-то выступить на писательском съезде против сталинского режима, после чего все его творчество (кроме Трех толстяков) было предано забвению. И я не знаю, как он лагерей избежал...

А про свою эстетику он писал:
«Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику»
Charly
09:32 07-03-2011
Прекрасная книга! Люблю.
Nessy
10:55 07-03-2011
Charly