V-Z
15:02 29-03-2011 Dragon Age II
Персонаж: Адриан Хоук, маг
Перенесенный Страж: Альрик Амелл, человек-маг
Вторая часть «Века Драконов» от первой отличается, но все же не так сильно, чтобы весь процесс казался совершенно новым. Однако сходу заметно влияние второго Mass Effect; не совсем ясно – для чего.
Что же конкретно переменилось, что стало лучше, что – хуже?
Изменилась система развития персонажа. В случае с воинами стало гибче – появились новые ветви, и теперь для «удара эфесом» не обязательно избирать именно двуручное оружие. Появились ветки, равно используемые воином любого направления.
Самих навыков по числу, вероятно, стало и меньше – но у каждого есть улучшения, от одного до трех. Трудно сказать, насколько это хорошо: например, дабы «Ледяная хватка» или «Дробящая темница» парализовали, нужно взять их улучшение, изначально им такой финт недоступен. Некоторые заклинания и таланты исчезли вообще, но появились новые, в том числе и множество пассивных (в двух стихийных ветвях отмечу финальные навыки, которые навсегда усиливают заклинания огня и холода или земли и электричества). Специализации доступны без квестов (вот это, как ни странно, минус; они мне менее ценны теперь, и зачастую нелогично смотрятся).
Однако при этом серьезно ограничили напарников – как в навыках, так и в инвентаре. Героя можно выучить на кого угодно – но из Карвера и Фенриса не сделать «щитовиков», из Авелин – «двуручницу»; Изабеллу нельзя сделать лучницей, Мерриль – целительницей. С инвентарем – та же картина, что в Mass Effect 2: одеяние/броня не меняются в течение всей игры. Они могут изменить внешний вид, по ходу игры можно найти улучшения, усиливающие доспех или добавляющие рунные ячейки… но поменять сам доспех нельзя. Сапоги, шлемы, перчатки спутникам тоже недоступны; к счастью, им можно менять амулеты, кольца и оружие (исключая Варрика, но ему и не надо особенно). Подобранное оружие нельзя дать кому угодно: например, Изабелле можно вручить лишь те мечи, которые подходят для «парного оружия»; сражаться теми же клинками, что доступны Авелин, она не способна.
Это, на мой взгляд, определенный минус. Хотя нельзя не признать, что Мерриль в «романтическом» варианте доспеха выглядит прелестно.
Изменились битвы – по крайней мере, внешне. Все проходит куда быстрее, динамичнее и кровавее. Магия, кстати, выглядит более впечатляюще; например, «Конус холода» теперь – это не конус изморози, а область метровых ледяных шипов. Поневоле понимаешь, почему магов так боятся…
Изменилась шкала отношения. Вместо «-100 – +100» теперь есть шкала «дружба-соперничество». Причем вторая отнюдь не означает разрыва отношений; просто это соратник, который с тобой не согласен. Что-то вроде общения Росомахи и Циклопа – вечные споры в сочетании со взаимным доверием. Даже роман возможен при стопроцентном соперничестве. Несколько раз высокие дружба/соперничество будут влиять на решения, принимаемые сопартийцами; из-за этого их можно потерять или сохранить. Замечу также, что когда отношения доходят до предела в любую сторону – они застывают, и больше никак не сдвигаются. Видимо, мнение о Хоуке сложилось уже окончательно.
На мой взгляд, это плюс. Не обязательно теперь постоянно подыгрывать несогласному спутнику, опасаясь драки с ним.
Изменилось, казалось бы, самое малое – система подарков. Их значительно меньше, и каждый инициирует диалог, в ходе которого можно получить усиление дружбы или соперничества. Изменилась также система создания зелий и прочего: это можно делать лишь дома или на особых лотках; ингредиенты теперь не кончаются – но их попробуй отыщи.
Сильно изменилась система диалогов. Теперь у нас есть «массэффектовское» же колесо реплик, озвучка героя… и вот тут сложно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны – обеднен выбор «того, что хочет сказать игрок». С другой же… все куда лучше, чем кажется. В частности потому, что избираемые реплики меняют характер Хоука, и это становится заметно; например, мой персонаж с определенного этапа умудрялся проявлять чувство юмора даже в самые мрачные моменты. Более того – вроде бы «казуальная» разметка реплик теперь помогает избежать нежелательных романов – просто не надо выбирать «флиртующие» фразы.
Но сильнее всего изменилась история. Предупреждаю всех – дальше идут спойлеры, пусть я и стараюсь свести их к минимуму.
В первой части и аддоне герой был Серым Стражем, спасавшим мир от порождений тьмы. Он мог быть совершенно любой личностью – но при этом все равно мы видели эпическую историю спасения как минимум королевства от гражданской войны и Мора. В «Пробуждении» было то же самое, разве что тема межлюдских распрей ушла на второй план. Тут же все иначе. Мрачноватый тон задается с самого начала: с первых фраз разговора Кассандры с Варриком становится ясно, что случилось нечто нехорошее, и Хоук если не вызвал это «нехорошее», то напрямую участвовал во всем происшедшем.
И порождения тьмы здесь появляются редко; зато во всей красе предстают грехи, столь милые демонам. Конфликт магов и храмовников обозначен был давно, но в первой части он был лишь одной из сюжетных линий, важной, но не первоочередной (даже в случае с персонажем-магом). Здесь же оный конфликт – в центре событий; ни рыцарь-командор Мередит, ни Первый Чародей Орсино не желают уступать, и у каждого есть веские причины. Причем, замечу, на фоне Мередит Грегор выглядит образцом законопослушности и терпимости; подозреваю, его бы ужаснуло происходящее в Киркволле. А кроме того – есть еще кунари, которым непонятно что нужно, но уходить из города они не желают.
И вот в такую обстановку попадает семья ферелденских беженцев вместе с женой погибшего рыцаря. И старшему сыну или дочери этой семьи и предстоит сыграть критическую роль в событиях.
В игре нет эпического размаха первой части – но происходящее ощущается куда более личным. Ранее личная заинтересованность у Стража возникала лишь при столкновении со знакомыми из прошлого, а квесты спутников были почти что не связаны с основной сюжетной линией. Теперь же все иначе – немалая часть квестов и сами поступки сопартийцев влияют на оную линию, а приключения Хоука затрагивают его семью самым прямым образом. Зачастую это приводит к жутким ситуациям и выборам, о которых пока что я говорить ничего не буду. Замечу только, что в игре есть минимум один момент, вымораживающий ничуть не меньше песенки Геспит на Глубинных Тропах и ее рассказа о случившемся. Выбор в финале действительно кажется своим – а не сделанным из чувства долга.
Территория приключений ощутимо меньше. Раньше команда странствовала по целому королевству, потом – по одной крупной области. Здесь же доступен лишь Киркволл и его окрестности… но этого все же хватает. К сожалению, разнообразия мало: районы Киркволла не настолько сильно отличаются, а облик пещер и складов повторяется беспрестанно. Это начинает раздражать, но все же не настолько… тем более, что персонажи не прочь подшутить над постоянными возвращениями на одно и то же место, особенно в случае с Расколотой Горой.
Большое спасибо разработчикам еще за три детали. Во-первых, Bioware в кои-то веки отошли от своей любимой схемы; Хоук не состоит ни в какой особой организации, противник не сказать чтобы всегда очевиден и однозначен, сюжет привязан не к местам, а к личностям и актам. Это радует.
Во-вторых, наконец, у героя есть веские причины заниматься массой побочных дел, которые вроде как не по чину были «спасителю Галактики/королевства/учителя». В первом акте Хоуку нужно накопить определенную сумму – тут будешь браться за любой контракт. В последующих – появляется личный интерес и вполне понятное стремление помочь своему городу.
В-третьих, исполнена моя давняя мечта – есть-таки квест на устроение личной жизни сопартийцев. Правда, всего один, но заряжающий хорошим настроением.
Собственно, надо бы, наконец, сказать и об оных сопартийцах.
Карвер/Бетани Хоук (на артах – внешность по умолчанию). Ставлю вместе, так как доступен будет лишь один из них… но они отличаются. Карвер – воин-«двуручник» – вечно соперничает со старшим родственником, но в определенные моменты может проявить братскую заботу (и проявляет). И тем сильнее его появление/выбор в финале. Его трудно из соперничества перевести в дружбу – но это того стоит. Бетани, хоть и близнец Карвера, но отличается – восторгается старшим родичем, и довести ее до стопроцентной дружбы очень легко. И она также останется на стороне Хоука… кровь сильнее присяги.
(В случае с Адрианом – Карвер ушел в Стражи, вернулся, чтобы помочь брату. Отношения не то чтобы полностью сложились… но соперничество смотрится теперь скорее «беззлобно-братским»)
Авелин Валлен . Женщина-рыцарь, названная в честь легендарной орлесианки. Стойкие принципы, непоколебимый характер, и специальность «оружие и щит» этому очень соответствуют. С годами Авеллин становится капитаном стражи, и чудесно себя чувствует на этом посту. Ее личный квест во втором акте – это нечто прекрасное, на мой взгляд.
(С Авеллин отношения поначалу не складывались – Адриан не то чтобы очень законопослушен (что и логично). Но благодаря личным квестам и пониманию – в результате вышла стойкая дружба. И Авеллин помогла – вместе со всей стражей)
Варрик Тетрас . Один из любимейших персонажей. Уже из-за необычного сочетания – гном-стрелок, пусть даже не лучник, а… а… гм. Назвать Бьянку «просто арбалетом» язык не поворачивается. А вдобавок Варрик постоянно радует фразами, едкими замечаниями, преувеличениями в историях и вообще мнением по поводу всего. Его довольно трудно описывать – его надо слушать.
(С Варриком Адриан сдружился моментально – благо сам та еще язва в высказываниях. Эти два авантюриста спелись мигом и на всю оставшуюся игру).
Изабелла . Вынужденно бывшая пиратка (знакомая, вероятно, многим по первой части – там она преподавала дуэлирование). Можно сказать, аналог Зеврана – и по специализации на парном оружии, и по тематике разговоров. Каким образом можно заставить фразу о кораблях или оружии звучать так, я не знаю. Но у нее получается. Ехидное обаяние, которому трудно не поддаться.
(С ней тоже быстро доросло до теплой и прочной дружбы, и в результате Изабелла и вернулась в нужный момент, и не бросила в конце. Даже на новый корабль пригласила, что о чем-то говорит).
Мерриль. Долийская волшебница, памятная, наверное, тем, кто DAO проходил за долийца. Исключительно милое существо, несмотря на пару недостатков, которые привели к отлучению от клана. Тем не менее, должен заметить, что намерения у нее были благие, и пострадала от них только она сама… если не учитывать квест третьего акта, который… неоднозначен. Но при этом Мерриль – все равно чудесное существо, что в диалогах, что вообще в поведении. Город и спутники ей откровенно любопытны, а вот всех горожан (даже в эльфинаже) она шокирует.
(С Мерриль отношения доросли до стопроцентной дружбы очень легко – благо интересы одинаковые, и Адриану она сразу понравилась. Собственно, они друг в друга влюбились и успешно прошли сквозь все испытания. Хотя эльфийка на правах хозяйки в знатном доме очень сильно озадачила соседей. Ну и архидемон с ними).
Фенрис. Еще одно неожиданное сочетание – эльф с двуручным мечом, способный на сверхъестественное посредством лириумных татуировок. Мрачный, не слишком разговорчивый, но способный на нерушимую верность своим близким. Завоевать его уважение, правда, непросто.
(С Фенрисом полной дружбы не вышло. Увы, Адриан – волшебник, всегда поддерживающий коллег, а Фенрис – бывший раб из Тевинтера… ну вы понимаете, как он любит магов. Тем не менее, в итоге его уважение Хоук получил, эльф встал рядом с ним в финале, сам себе удивляясь, а еще раньше заявил – «Ты лучший маг, какого я видел». Это… изрядный комплимент)
Андерс. Те, кто знал его по «Пробуждению», будут изрядно удивлены: за прошедшее время Андерс сильно изменился (было от чего). Вместо свободолюбивого насмешника теперь мы видим практически серьезного и пылкого революционера; трудно сказать, к лучшему или худшему такая перемена. Он… просто стал другим, и его даже узнать иногда непросто. Но зачастую он отпускает меткую шутку – и тогда вновь видим прежнего Андерса, способного язвить прямо в лицо королю и храмовнице. Ненадолго, правда.
Замечу, что Андерс – один из тех, чьи действия очень сильно повлияли на случившееся в Киркволле. Но пока об этом говорить не буду.
(С Андерсом поначалу отношения не складывались – Адриан не такой экстремист. Но постепенно, из-за личных квестов и проявления понимания, как и с Авеллин, была достигнута крепкая дружба).
Есть еще лучник Себастьян Ваэль – но он из DLC, которого у меня нет.
Не могу не отметить, что гости из предыдущей игры перечисленными не ограничиваются. Постоянный участник событий – рыцарь-капитан Каллен (который при всем своем экстремизме на фоне начальства выглядит мягким и терпимым). По побочному квесту может встретиться Натаниэль Хоу (хотя квест глючен). Есть и четкое объяснение тому, почему Флемет не опасалась смерти, и как вообще выжила. Можно увидеть и Алистера-короля в сопровождении с Теганом (вот уж кому власть характер точно не поменяла – так это бывшему храмовнику). Ну а когда квестодатель просит найти «эльфа из Антиванских Ворон» – трудно не понять, кто имеется в виду. На этот квест, кстати, рекомендуется взять Изабеллу. В са-амом финале мелькает Лелиана (вроде бы еще попадается в квесте Себастьяна, но, как сказал выше – его нет). И, конечно, есть Бодан и Сэндал; последний вновь порадует полным залом мертвых порождений и обращенным то ли в стекло, то ли в лед огром. Как? «Не колдовство!»
Правда, отмечу, что есть и недостатки – технические и логические. В некоторых местах – изрядные баги (например, квест с Натаниэлем или личный квест Мерриль в третьем акте, способный завершиться раньше получения. Впрочем, его можно потом пройти после беседы с Алистером. Почему-то). Логика зачастую уступает геймплею – например, магические битвы на улицах Киркволла. Но вот что мне решительно непонятно – это то, как семья Хоуков, где два или три внекруговых мага, умудрилась прожить семь-десять лет в Лотеринге, маленьком местечке с церковью и храмовниками – и не попасть к ним. При том, что Хоук-отец, вообще-то, беглый маг. Тайна сия велика есть…
Кстати, за что еще спасибо – мы наконец повидали во множестве кунари и начальство Стена. С этим народом связан ряд самых впечатляющих моментов второго акта; меня особенно зацепил квест с кунарийским магом.
Что до самого конфликта игры – тут выбор куда сложнее, это вам не однозначный враг в морде архидемона или Матери. Замечу правда, что мне Орсино показался достойнее, пусть и замешан в крайне мерзкую историю (впрочем, о степени его действительной вовлеченности судить трудно). В результате Адриан встал на сторону магов… и теперь в Тедасе наступили очень неприятные времена. Но были бы они лучше, если поддержать Мередит? Вряд ли…

Вывод в общем и целом – Dragon Age II изрядно отличается от первой части… но ее проходить стоит. Более чем стоит.

Фоновая музыка Dragon Age - Leliana's Song
Комментарии:
Mechanical Priest
15:59 29-03-2011
выходит тут предусмотрена несколько вариантов финала?
после прочтения захотелось дождаться TES V... а в DA II играть расхотелось... первый тоже лежит на половину пройденный... все больше и больше задумываюсь перепройти DG II...
V-Z
16:22 29-03-2011
Mechanical Priest
Два - так точно. Но второй еще не знаю, точнее - не в курсе, что там в плане последствий.

А почему расхотелось?
Mechanical Priest
16:33 29-03-2011
V-Z
говорить что раньше трава была зеленее и деревья выше думаю не стоит... но по первой части мне не доставало той искры в сюжете, что так меня будоражила во времена прохождения второго БГ... поэтому такие и скептическое настроение на вторую часть... хотя все познается в сравнении... поэтому безусловно пробовать буду...
V-Z
16:35 29-03-2011
Mechanical Priest
Они просто весьма разные по истории - как и отмечал. Нет угрозы всему миру... зато есть нехилая возможность мировой революции.
Mechanical Priest
16:42 29-03-2011
V-Z
но мир и так и так приходится спасать... или революция все равно происходит но с различными исходами?
V-Z
16:45 29-03-2011
Mechanical Priest
Мир никто не пытается спасать, он от Мора уже избавлен. Игра - это вопрос о судьбе именно Киркволла, финальный выбор - повлияет на мир. В случае концовки за магов - будет восстание оных магов по всему Тедасу. В случае концовки за храмовников - пока не знаю.
Mechanical Priest
16:47 29-03-2011
V-Z
значит не исключается выхода третьей части?
Taisin
19:22 29-03-2011
Хорошая игра, но нафига они там изуродовали эльфов (и в частности Зеврана) ? вот нафига?...
V-Z
20:16 29-03-2011
Mechanical Priest
По-моему, даже предполагается) Но сперва - ME 3, а там посмотрим.)

Taisin
Гм, я бы не сказал, что настолько уж изуродовали - долийцы выглядят вполне прилично. Вот городские... хм. Хотя учитывая общекиркволлский бардак...
Dark Night
00:07 31-03-2011
обращенным то ли в стекло, то ли в лед огром.

В лед. Он еще персонажу руну холода вручает в качестве объяснения. )))

Вообще - мне игра нравится. Но чувствует моя пятка, что будет конец на стороне храмовников. Что-то не нравится мне вероятность построения второго Тевинтера в подчиненном городе.

Насчет эльфов. Долийские... ну, это привет "Аватару" и инбридингу. Зато Фенрик хорош, мерзавец! Видно в Тевинтере с эльфоразнообразием получше.

А пьяница-Алистер за которым приехал Тиган меня отдельно порадовал, дааа...
V-Z
01:11 31-03-2011
Dark Night
Гм, второй Тевинтер там вряд ли бы был - Орсино в течение всей игры старается все свести к миру и стабильности. Альтернатива - Мередит с ее деструктивными настроениями.

У меня Алистер все же был королем и ехидил Мередит)