Некоторое время назад приобрел я новый альбом
Animal ДжаZ - "Эгоист"(2009). Послушал, однако, я его буквально сегодня.
"В Моде ночью упитый эмо-юнец мне напророчил, что всем конец..." ("Можно все").
Помню, когда альбом только вышел, знакомый поклонник коллектива мне его отрекомендовал приблизительно такими словами: "так себе, весь альбом в духе "Каблуков"(песня с одного из предыдущих альбомов)".
И потом в Интернете не раз натыкался на такие "опопсели"-отзывы, ну как обычно.
Ни верить на слово Интернет-критикам, ни строить каких-то предположений и ожиданий я благоразумно не стал. Хотелось только одного, весьма банального - чтобы при всех возможных новшествах осталось как можно больше того, за что я преданно люблю творчество этой группы. То есть - фирменного сплава хорошей разноплановой музыки и отличной, образной, интересной лирики, с сильным эмоциональным зарядом.
Небольшое лирическое отступление.
Есть, кстати, две мелочи, которые, как приятный сюрприз, доставляют бонусное удовольствие от хорошей музыки (и вообще любого художественного произведения).
Первая - это явные и неявные отсылки к наследию прошлых поколений. И с этой мелочью связан забавный парадокс - многие люди такие отсылки воспринимают на грани с плагиатом. По сути, это одно и то же - заимствование. Но отношение к такому заимствованию зависит частенько от отношения к исполнителю. Ненавистники группы Amatory, например, любят напоминать, что рифф для "Черно-белых дней" группа якобы уперла у металкорщиков Chimaira. Поклонники же отечественного производителя возражают, что не "уперла", а выразила таким образом респект и уважуху идеологическим наставникам. А рифф - ну да, похож.
(Для меня же все проще: отсылка, цитата - это когда "вместе" со своими наработками, так сказать. А плагиат - "вместо". Ну, не о том речь.)
Вторая мелочь - это самоцитирование, отсылка к собственным ранним вещам.
Чтобы обе эти мелочи произвели позитивный эффект, есть лишь одно обязательное и очевидное условие - не очень много и к месту.
"Нечего терять тому, кто не искал..." ("Домино")
Так вот, собственно, в "Эгоисте" все это присутствует. В той или иной мере. Обогащенное и сдобренное немалой долей электроники, парой весьма удачных самоцитат ("Этажи", к примеру: "...в том кафе, где ангел пел нам джаз и падал...") и рэпером Влади из "Касты" (без которого, кстати, "Можно все" потеряла бы не так уж и много).
То тут, то там проскакивают довольно четкие ассоциации (Red Hot Chili Peppers, Queens of the Stone Age, а в "Молоке" мне и вовсе почудилась тень Deftones с их "Teenager"). Причем не в смысле "хммм, где-то я это уже слышал", а в плане общего звучания, так сказать. Не "похоже на", а скорее "в духе".
С "Эгоистом" получилось совсем уж забавно: практически сразу эта песня вызвала отчетливую и стойкую ассоциацию со сценой твиста из "Криминального чтива".
Не знаю, намеренные это цитаты и отсылки, или случайные - да это и не важно. Важно, что применяются они очень удачно, к месту и грамотно.
Но это все нюансы и мелочи, приятные бонусы. Главное - альбом вполне оправдал мои ожидания (при практически полном отсутствии их, ага). Однако я понимаю теперь, почему альбом называли "опопсением".
Быть одиноким круто, если есть кто-то, кто тебя любит...("Сами")
"Эгоиста" можно заподозрить и даже обвинить в некоторой вторичности, посредственности, упрощенности, легкости, утрате тяжести и мощи, - если очень хотеть. Но мне не хочется.
Animal ДжаZ никогда не отличались особой "тяжестью и мощщью", а эксперименты со звуком, на мой взгляд, были вполне успешны. Не знаю, как насчет нового уровня или там ступеньки в развитии группы, но эти новшества украсили и разнообразили звучание, помогли передать то, что группа хотела передать - и будет с них.
Да, этот альбом, пожалуй, слабее, чем тот же "Шаг.Вдох" - если их вообще можно сравнивать. "Эгоист" менее яркий и энергичный, более взрослый, он такой... усталый, что ли. Усталый и оттого иронично-ехидный, раздраженно-циничный и слегка злой. "Эгоист" - о повзрослевшем герое "Шага.Вдоха", как-то так. "Шаг.Вдох" - о двоих. "Эгоист" - преимущественно об одном.
Остались поэтами, расстались поэтому, утратили номерки, променяли кеды на каблуки... ("Мы")
В общем и целом - это все те же Animal ДжаZ, обновленные, но сохранившие узнаваемые и фирменные фишки. А все его "пороки" оправданы настроением и, если угодно, концепцией работы. Так что – мне очень понравилось. Пусть несовершенный, но все же отличный альбом.
”Эгоист” рисует цельную картину и рассказывает вполне складную историю – и делает это достаточно ярко, интересно и эмоционально. И история эта, как это водится в случае со мной и "зверскими джазменами", во многом задевает что-то личное, оставляет эмоциональное послевкусие...
И ты опять убит холостым выстрелом и навсегда останешься один... ("Клетка")
...в наушниках давно тишина, но нужно еще немного помолчать. Просто помолчать.
Забавно, полез на их официальный сайт проверить правильность цитат - обнаружил, что 27 марта у них новый альбом вышел, "Animal ДжаZ" называется. Заказал, не раздумывая, но, думаю, придется ему немного полежать, пока я этот "переварю".
В ритме Animal ДжаZ - Можно Все (feat. Влади)