Не секрет, что об исторических событиях и периодах снимать фильмы и мультфильмы любят во всем мире. Одни периоды для этого подходят лучше, другие – хуже, зависит от выбранного жанра…
Для масштабного боевика эпоха Сэнгоку Дзидай подходит идеально – потому, что сама суть оного времени и заключена в постоянных битвах всех со всеми и еще с кем-нибудь. Но даже в этом случае можно снимать по-разному. Можно попытаться сделать серьезное пафосно-эпическое зрелище, рискуя скатиться в анахронизмы и пренебрежение самими историческими реалиями. Можно с точностью до мелочей соблюдать реалии – и рисковать выдать скучноватую картину. Можно попросту махнуть рукой на соблюдение реалий и даже не притворяться, что кто-то их собирался отражать.
Авторы
Sengoku Basara пошли как раз третьим путем, и об этом надо помнить – как и в случае с «Гуррен-Лаганном». И тогда не будут шокировать ни княгиня с пулеметом, ни помесь самурая, терминатора и мехи, ни шесть мечей разом, ни еще что… Благо сериал на яркие и неожиданные образы горазд.
И тем не менее – интереснее всего смотреть, держа в памяти тот факт, что практически все мелькающие на экране – либо исторические личности, либо пришедшие из легенд; вымышленных самими авторами можно по пальцам одной руки пересчитать. Если они вообще там есть.
Более того – даже историческая правда соблюдается в определенной мере, потому как большая часть показанных битв действительно наблюдалась. В реальности они шли, конечно, по-другому, но все же… Разумеется, на историческую достоверность
Sengoku Basara не претендует. А зачем ей? Не для того снимали.
Я хотел уделить внимание персонажам… но пришло в голову, что их проще всего описывать не по отдельности, а лагерями. Благо именно таковые играют в сериале важную роль.
Итак, кто же у нас на первом плане?
Белая армия Кэнсина. Тут примечательных личностей не так много – собственно, сам Уэсуги и его верная синоби Касуга. Верная, кстати, до предела – ибо влюблена, и от одного взгляда господина просто млеет. А уж если он что-то ласковое скажет… а если еще и прикоснется… М-да, реакцию ее вполне хорошо передает во втором сезоне вопрос Кейдзи: «Это что сейчас было такое?»
Сам Кэнсин выглядит, пожалуй, не менее женственно, чем его помощница. Тем не менее, впечатление обманчиво – при всей учтивости и вежливости (кстати, вполне себе исторической), это опасный боец, и прозвище Бога Войны носит не просто так. Впрочем, в бою его показывают редко – больше как лидера и военачальника.
Дружная семья Маэда. В этом сезоне нам их демонстрируют не так уж много – в основном это Маэда Кейдзи, странник, весельчак, любитель всего позитивного… владелец здоровенного меча, могучий телом и желающий преуспеть на ниве мощной дипломатии и склонения остальных к миру. Пожалуй, один из трех моих любимых персонажей, потому что светится позитивным отношением к жизни.
Не менее яркая фигура – Маэда Мацу с ее нагинатой, кухней и зверинцем. И все перечисленное ее без проблем слушается; вот с родственником проблем больше… Впрочем, если Кейдзи – выражение оптимизма, то Мацу – это прямо-таки опорная скала семьи. Поневоле вспомнишь «Аватар» и задумаешься о том, что ей очень подходит Земной зеленый цвет.
Как ни странно, эти две яркие личности – по сути, не Маэды. Поскольку Мацу – лишь жена главы семьи, а Кейдзи – приемный племянник его же. Кровный Маэда – Тосииэ – на фоне таких родственников несколько теряется… впрочем, он еще себя покажет. А пока можно сказать, что он – хороший муж, лидер и глава семьи – благо способен выбирать для нее путь.
Темное воинство Оды. Антагонисты сериала, весьма… экзотичная армия. Тем более, что в ней зачастую непонятно кого числить; союзников Нобунага предает весьма успешно и быстро. Пожалуй, уделю внимание и им прежде всего.
Азай Нагамаса – прямо-таки личность стереотипно-рыцарская, причем не из лучших стереотипов. Справедливость! Достоинство! Честный бой! Человек он хороший – но вот с шурином и сюзереном ему очень уж не повезло. К сожалению… зато все же повезло с любящей женой, пусть даже Оити – самый трагически-рыдающий персонаж сериала. И тем неожиданнее ее бессознательный финт в финале.
Токугава Иэясу смотрится… странно. Миниатюрен и эмоционален, при этом – пользуется популярностью у своих солдат, и в общем-то, проявляет благородство и честность. А вот его верный спутник и основная ударная сила Хонда Тадакацу неожиданно понравился, пусть даже и места у него на экране мало, а слов – так вообще нет. Тем не менее, чувствуется, что это – истинный воин.
Если уж говорить о приспешниках непосредственно Оды – то первым делом стоит глянуть на Акэти Мицухидэ, которому досталось больше всего. Остальных еще можно принять за японских феодалов, но этот шипастый абиссал… хм. И еще с косами. И ржет, вне зависимости от того – он режет или его режут. Пожалуй, одна из немногих личностей, которых хочется побыстрее ушибить чем-то насмерть – причем и зрителям, и персонажам.
Куда более эстетично и приятно выглядит княгиня с пулеметом, в смысле Но-химэ, жена Нобунаги, прекрасный киллерострелок. Искренне верна мужу, пусть даже он и пожертвует ей без раздумий. И смотрится очень даже неплохо в любых сценах.
Есть еще Обольд Многострельный Мори Ранмару, но про него сказать очень уж много нельзя. Только что ему повезло больше всех из компании Оды.
И, разумеется, есть сам Ода Нобунага, Демон-Повелитель… Вообще, тут у меня отношение смешанное. С одной стороны – его очень уж однобоко показывают; Ода-исторический был той еще личностью, но достаточно неоднозначной по результатам поступков, и вот хотя бы часть такой неоднозначности хотелось видеть. С другой же… нельзя отрицать, что по инфернальности и умении бить по восприятию сериальный Нобунага затмевает многих других. Одно его первое появление чего стоит – даже Масамунэ проняло, а это о многом говорит. Да и музыкальная тема у него, пожалуй, едва ли не самая впечатляющая.
Тем не менее – вот этот образ все-таки хотелось бы видеть более глубоким.
Драконья армия Оси. С этих воителей все и начинается. Неоднократно говорилось, что это войско смахивает на банду байкеров… соглашусь. Действительно похожи – даже с учетом доспехов господина.
Впрочем, у меня такое впечатление, что основная причина успехов – не столько в Драконе, сколько в его Правом Глазе, сиречь Катакуре Кодзюро, втором любимом персонаже. Поскольку практичен, сосредоточен, предусмотрителен, и вообще разумен и рационален. А также – верен господину до той степени, что может (пусть и с последующим покаянием) дать ему по голове, когда Масамунэ лезет на дело ему не по силам.
Хотя, справедливости ради, такое бывает нечасто – потому что Датэ Масамунэ, Одноглазый Дракон – личность могучая, которой все по плечу… по его мнению. Вообще, складывается впечатление, что если остальные хотят объединить Японию под своим началом – то для Датэ это лишь повод лихо погулять по всей стране и подраться со всеми, кто заслуживает внимания. Или подружиться с ними же. А потом опять подраться. И все по новой.
Причем это во всем проявляется, от манеры поведения до манеры речи. Одни дипломатические переговоры с Кейдзи чего стоят… Тем не менее, Одноглазый Дракон обаятелен – именно этой своей лихостью и уверенностью, что все решаемо. Надо только приложить голову… а лучше шесть катан. Разом. «Кодзюро, не вмешивайся!»
Тигры провинции Каи. Компания, контрастная не менее, чем воины из Оси. Первым делом в глаза бросается, конечно Санада Гендзиро Юкимура, пламенная душа! Действительно ведь пламенная, поскольку огнем владеет. И стремится к прямому бою, схваткам с противником, защите… чего-нибудь, по повелению наставника… Неудивительно, что они такие родственные души с Масамунэ – что друг с другом дерутся, что плечом к плечу. Вот если бы Юкимуре еще разумения прибавить, потому как пока что Юный Тигр демонстрирует непомерную отвагу и доблесть, к которой прилагается умение изрекать громко и ярко… но не всегда думать над воплощением…
Едва ли не полная противоположность – Тигр-старший, сиречь Такэда Сингэн. Могуч и телом, и духом, и разумом, впечатляет с первых кадров (особенно учитывая, что свою гриву с рогами он снимает лишь раз за сериал, да и то не сам). В отличие от Юкимуры, дерется не так уж часто, но если уж дерется… лучше не попадайте под секиру.
Что мне симпатично у Сингэна – у него отсутствует презрение к противникам. Он с уважением относится и к Масамунэ, и к Иэясу… не говоря уже о своем любимом враге Кэнсине. И заботится о своих людях и союзниках – что тоже дорогого стоит.
Тем не менее, представители Каи были бы неполны без моего любимого персонажа – Сарутоби Саскэ, который, признаться, мне иногда напоминает личность совсем иных времен – Отори Кейске с его врачебным отношением к истории. Сарутоби начисто лишен пафоса, практичен, ехиден (его беседы с Касугой иначе как «троллингом» не назовешь), и профессионален – появляется всюду, где надо, когда надо и как надо. И, кажется, едва ли не единственный, кто ни разу не схлопотал удара по своему организму за все двенадцать серий. Ну а чтобы оценить Саскэ – стоит хотя бы поглядеть на картину, когда у Сингэна с учеником начинается очередной раунд «Ояката-сама! – Юкимура! – ОЯКАТА-САМА!! – ЮКИМУРА!!! – ОЯКАТА-САМА-А-А!!! – ЮКИМУРА-А-А!!!!»… а синоби сидит себе на втором плане с зажатыми ушами или фэйспалмом, а на лице написано «великие ками, с кем я работаю…»
Что в целом можно сказать о
Sengoku Basara? Если вы хотите увидеть масштабное зрелище и могучих героев (
и найти вдохновение для сессии в Exalted), то сериал вам в помощь. Конечно, изучать японскую историю по нему невозможно. Однако… будьте уверены – если посмотрите, то имена исторических личностей вам накрепко врежутся в память.
Ибо эпичны.
Фоновая музыка Dai - rokuten no mao Oda Nobunaga