3_62
23:26 30-08-2011
Все же хорошие у меня камерады. Я серьезно, кстати. Умеют походя поднять бездонной глубины вопрос (см. комментарии)

С одной стороны шутки в духе "Что курил аффтар?" в начале второго десятилетия 21 века нашей эры безусловно петросяноугодны и безблагодатны. По многим причинам. И своим явным несоответствием реальному положению дел: ну, не добавляет никакая трава таланта и оригинальности мышления в организм употребившего, если их там не было изначально. И попытками сведения сложного к примитивному. И социальная группа, склонная к воспроизведению подобных шаблонов, никакой симпатии не вызывает. Я сам из этих, мне можно верить. И просто как-то перестало быть смешно за последние 15 лет.

С другой стороны, как верно заметил один камерад, есть же какая-то сермяжная правда в том, что для юмористического описания загадочного и пугающего используется образный ряд, связанный с употреблением психоактивных веществ?

Юмор, вообще говоря, является одним из способов адаптирования ужасного к повседневному, через некое подобие кратковременного буйного помешательства (смеха) и переживание в этом состоянии ужаса в ослабленном виде. Прививка от страха, ага. О чем нам может сказать навязчивое использование наркотических аллюзий для описания странного, непонятного и иногда пугающего?

Во-первых о том, что народ наш сир, но мудр, и, что бы там не лопотала пропаганда, на спинномозговом уровне он правильно понимает роль шаманской травы в своей жизни как психического адаптогена широкого спектра действия. От простого снятия стресса и релаксации, до того же самого кратковременного управляемого помешательства, с целью поиска новых элементов психической реальности или, что чаще, адаптации к реальности повседневной уже проявившихся. В том числе и ужасных, конечно, от надвигающегося финансового кризиса до факта собственной смертности.

Во-вторых очень интересна история вопроса. В ответ на одни и те же признаки нестандартного поведения (с поправкой на реалии, конечно) наши современники среагировали бы условно так: "да ты ж упоротый!", наши близкие предшественники - так: "да ты ж сумасшедший!", а более дальние предки примерно так: "да ты ж одержимый!". При этом степень звериного серьеза заявления прямо пропорциональна дальности возврата по временной шкале. Современник, задавая риторический вопрос "да ты норкоман штоле, сцуко?", осознает заведомую ложность своих предположений, преподносит их как шутку. Публичное высказывание такого предположения обычно не имеет последствий для их объекта, по крайней мере никто не требует предъявить наркологический сертификат и не бежит звонить Ройзману.

Совсем иначе обстояло дело с предположением о чьей-то психической болезни. "Дурак! Больной! Чокнутый!" - наши дедушки и бабушки бросали эти слова в лицо другому как тяжелую обиду, и реагировать на них принято было соответственно. Появление психиатрии как ветви медицины - заслуга индустриального общества, а в обществе жесткой стандартизации трудно придумать проступок худший, чем несоответствие стандартам. Даже просто прослыть "дурачком" значило быть вытесненным на социальные задворки, официального же диагноза и психиатрии вообще боялись как огня. Боялись, надо заметить, не напрасно, хотя это уже совершенно другая история.

С представлением о странном и непонятном как о проявлении инореальных сил, а о чужом нестандартном поведении как об одержимости этими силами, все более-менее понятно и так. Обвинение в одержимости было серьезным и последствия могло иметь кучерявые, от отторжения социумом и обязательного прохождения экзорцистских психопрактик, до ритулаьного уничтожения обвиненного каким-нибудь мучительным способом. Привычка в странном, непонятном, пугающем видеть проявления потустороннего даже закрепилась в языке в виде аппеляций к дьяволу или богу, восклицаний "чертовщина какая-то" и т.д., полностью утративших свое семантическое наполнение, как в "спасибо" уже никем не осознается изначальное "спаси тебя бог". Правда, существование того же, к примеру, института юродивых на Руси, намекает, что все было не столь однозначно, но общая картина хорошо задокументирована и лишний раз ее воспроизводить нужды нет.

Тут вырисовывается общая тенденция умягчения нравов, проявления большей терпимости и даже любопытства к чужому нестандартному поведению, но это и так довольно очевидно. По настоящему интересно тут другое. Если "одержимость" обозначает захват контроля над личностью некими сторонними силами (тут уместно вспомнить Юнга, считавшего невроз "фрагментарной личностью"), а "чокнутость" - выход из строя механизма в результате некой поломки, то под "накуренностью" понимается временная добровольная контролируемая диссоциация личности. Этот малозаметный переход от пассивной позиции к активной может являться маркером происходящего на наших глазах пересмотра человеками собственной роли в собственной же психической реальности. Здесь нестандартное поведение перестает восприниматься как результат чужого пагубного влияния или болезни, а превращается в активное исследование и трансформирование себя и мира.

Ничего особенно нового в такой активной познавательно-созидательной позиции нет, ее внятно сформулировали еще отцы психоделической революции. Но вот то, что мы, кажется, присутствуем при внедрении такой позиции в массовую культуру - это, блядь, Прорыв с большой буквы Пэ.
Комментарии:
Sirin
20:05 31-08-2011
во-первых, это ты так позитивно воспринимаешь намек на употребление веществ, большинство же, я думаю, не сильно отличает наркоманов от сумасшедших, а то и в худшую для наркомана сторону отличает; и мечтает всех наркоманов, пидаров и черножопых собрать и на стопервый километр; ну и во-вторых, даже у тех, кто с симпатией говорит "отсыпь, че курил", нет никакого желания понять чужой полет мысли, там максимум толерантность, не более. а в интеллектуальной сфере толерантность хуже чем ненависть.
Distemper
02:51 01-09-2011
ниасилилмногабукв тышокурил?
Кар-Карон
13:04 01-09-2011
Sirin. Большинство? Большинство почему-то и откуда-то знает, что такое "пятка" и "измена", на мало кто отличит продуктивные симптомы от дефицитарных (без интернета :) или консультации у специалистов)

сумасшедший - находится в состоянии измененного состояния, перманентно или приступами (причем симптомы очень зависят от диагноза)
"накурившийся" - - находится в состоянии измененного состояния, только приступами (причем симптомы очень зависят от сорта/качества травы, и психофизического состояния курившего)
Так что отличить их сложно... А вот наркоманов и сумасшедших сравнивать некорректно.

Также, напоминаю
- наркоманом является также любой, кто зависит от веществ, которые разрушают организм и не может без этих веществ обходиться (включая кофеин, никотин и кислород). Есть также "государственное" понятие наркомании - "заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в [название документа, обычно "Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"], подлежащих контролю в [название_страны]"
- сумасшедшим является тот, чьи мысли и поступки не укладываются в понятия здравого смысла социума, в котором он находится... (например - людоедство)

Далее, фраза про "курил" очень сильно зависит от того кем и куда она применена, а также абсолютно не означает нежелание понимать чужой полет мысли... Но, впрочем, является отличным тестером на тоннельное зрение и соответствующий (негодный, ИМХО) способ мышления. А вот когда дело касается ценностей - терпимость очень сильно зависит от того, что этими ценностями является. Кому-то честь и гордость превыше жизни, а кому-то лапки кверху, лишь бы жить.
Я за первых.


Ну и да, неприемлю позицию стопервого километра, проблемы нужно решать раз и навсегда, а не "с глаз долой", "лишь бы мне не мешали" (а потом "не будь героем", ну и т.д. по Никитину :) ).

Ах, и еще. Нет такого понятия как интеллектуальная сфера (в отрыве от действительности), а отсутствие "терпимости" (толерантность) - в вещательных умствованиях приводит к тому, что все работают на "передачу", и никто на "прием".
Хикки_коморный
08:53 02-09-2011
отходя от темы: самое забавное, что большинство реально упоротых обвинит в этом окружение, так что чутка одержимости все-таки имеется. хотябы идеей что "невиноватый я, это всё они меня довели до цугундера" а уже под "они" будут родители, друзья, клоун Пеннивайз и бесодемоны.