Tara
04:11 05-03-2012 На всякий случай.
Гражданское неповиновение: мифы и реальность

Автор этой статьи, часто общаясь с общественно активными согражданами, постоянно видит один вопиющий пробел в практических навыках борцов за гражданские права. Российские общественники ничего не знают про методы гражданского неповиновения. По большей части это происходит потому, что коммунистические учебники мировой истории намеренно умалчивали об этом эффективнейшем методе борьбы за свои права. Коммунисты видели в гражданском неповиновении прямую угрозу своему режиму. Эпоха социализма прошла, но белые пятна в овладении методами защиты своих прав остались. Итак, что же такое гражданское неповиновение? Какие ложные представления о нём имеют российские общественники?

Гражданское неповиновение – это демонстративное, массовое, намеренное нарушение законов государства. Но это такое нарушение закона, которое не приводит к насилию либо унижению кого-либо. Из самой сути гражданского неповиновения следует тот факт, что при нём нарушаются сугубо аморальные законы. Посудите сами – нарушение подавляющего большинства законов России – это заведомое насилие либо унижение кого-либо. Но есть маленькая группа законов, нарушение которых не приводит к насилию. Например – закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Если гражданин нарушит вышеупомянутый закон и проведёт несанкционированный митинг – этим самым он не принесёт абсолютно никому ни физического, ни морального вреда. Следовательно, данный закон можно отнести к группе аморальных и высосанных из пальца. Намеренное и демонстративное нарушение именно таких аморальных законов и называется гражданским неповиновением.

Одной из особенностью гражданского неповиновения является полное принятие гражданином последствий нарушения закона. Если человек намеренно нарушает закон в рамках гражданского неповиновения - он не стремится убежать от полиции, нанять адвокатов и уйти от наказания, уйти в подполье или избежать наказания. Человек, наоборот, стремится быть наказанным за своё нарушение закона в рамках гражданского неповиновения.

Россияне имеют очень много предубеждений против гражданского неповиновения. Первое из них – гражданское неповиновение – это мазохизм. Любое нарушение закона, пусть даже аморального, выльется в репрессии со стороны государства. Зачем человеку, защищающему свои права, намеренно терять ещё больше этих прав в случае репрессий?

Второе заблуждение – гражданское неповиновение непродуктивно. Если граждане будут подвергнуты репрессиям, то их моральный дух пострадает, а организации будут разрушены.

Третье заблуждение – при отстаивании своих прав должны страдать не мы – а государство.

Четвёртое заблуждение – режим уступит борцам за права только тогда, когда общественники напугают своей силой государство.

Причиной столь серьёзных предубеждений россиян против гражданского неповиновения является их пробел в изучении мировой истории. Учебники истории говорят очень мало про Ганди и про Мартина Лютера Кинга. Россияне просто не знают про 100% эффективность гражданского неповиновения. Почему же гражданское неповиновение смогло принести победу индусам в противодействии одной из самых мощных империй того времени – Британской Империи? Почему тактика гражданского неповиновения принесла неграм победу над расовой дискриминацией в Америке?

Можно много говорить о причинах, но я приведу коротенькую иллюстрацию из работы В.Киселёва «Опыт ненасилия в ХХ столетии». Чернокожие объявили бойкот общественного транспорта, так как было законодательно закреплено унижение чернокожих в автобусах.

«Начались массовые аресты. Было арестовано более ста участников бойкота, которых обвинили также и в организации "нелегального" общественного транспорта. Но страха уже никто не испытывал. Страх, который так долго сковывал сердца чернокожих южан, уступил место чувству собственного достоинства и самоуважения. Люди смело шли навстречу арестам. Кинг вспоминал: "Никто не боялся. Никто не старался избежать ареста. Многие негры добровольно пошли в контору шерифа, чтобы узнать, есть ли в списках их фамилии, и если их не было, уходили разочарованные. Когда-то запуганный народ сразу преобразился, кто когда-то дрожал перед законом, теперь испытывали чувство гордости, если их должны были арестовать за участие в борьбе за свободу". Суд над "нарушителями антибойкотного закона" получил международную огласку, продемонстрировав бесстрашие участников протеста и стал, по сути, обвинительным процессом против сегрегации».

Как видно из вышеописанного случая, основным результатом гражданского неповиновения является преодоление страха и появление чувства собственного достоинства. Гражданское неповиновение – это, в первую очередь, усиление духа и преодоление своего страха. И поэтому оно чрезвычайно эффективно в борьбе с нарушением прав граждан. Ведь любое нарушение прав основывается на насилии и страхе. Но чем можно испугать человека, когда он готов сам идти в тюрьму?

Россиян, которые были воспитаны примером Октябрьской революции, отпугивает в гражданском неповиновении фактор ненасилия. Ненасилие - это готовность принять страдание без мысли об отмщении, принять удар, не нанося ответных ударов. Участник ненасильственного сопротивления готов в случае необходимости стать жертвой насилия, но сам он никогда не прибегнет к нему. Россияне, борясь за свои права, не хотят выглядеть слабыми. И это их грубейшая ошибка. Ганди постулировал «Один лишь разум неспособен обеспечить людям основополагающие ценности жизни, для этого необходимо страдание. Страдание бесконечно сильнее закона джунглей, когда нужно обратить оппонента на путь истинный, открыть его слух, который иначе закрыт для голоса разума». Нужно помнить, что именно Ганди победил Британскую Империю.

Приведу ещё один отрывок из В.Киселёва.

«Тактике ненасильственных действий олбанский шеф полиции Лори Притчетт противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы. Сам Кинг был трижды арестован в ходе олбанской кампании за несанкционированное проведение демонстраций. Полиция не использовала здесь собак, дубинки и пожарные брандспойты для наведения "порядка". Свою жестокость полисмены проявляли в местах, недосягаемых для журналистских камер - в казармах и сараях, превращенных во временные тюрьмы. Национальная американская и международная пресса не раз выражала симпатии протестующим чернокожим гражданам Олбани, но от федерального правительства так и не удалось добиться реальной поддержки. С перерывами олбанская кампания длилась вплоть до лета 1962 г. По призыву Кинга реализовать гандистский лозунг "Заполним тюрьмы!" пять процентов чернокожего населения побывало за решеткой. Случись подобное в Нью-Йорке, то тюрьмы заполнили бы 50 тысяч негров. Позже доктор Кинг писал, вспоминая опыт олбанского движения: "Если в народе найдется пять процентов, готовых идти в тюрьму за праведное дело, несомненно, ничто не сможет помешать его окончательной победе"

Исходя из вышесказанного, гражданское неповиновение – это высшая форма проявления гражданского долга. Обычная форма проявления гражданской позиции – это соблюдение закона. Высшей же формой является намеренное нарушение аморального закона и полное принятие ответственности в виде наказания за нарушение. Считаю, что российские активисты просто обязаны изучить опыт Ганди и Мартина Лютера Кинга. Все мы понимаем, что вирус арабских революций придёт в Россию весной. И от нас зависит – будет он мирным, или приведёт к хаосу и насилию.
Бубнов Василий
Источник: bog2010.livejournal.com


Не могу сказать, что полностью согласна с автором статьи.
Особенно смущает лозунг "заполним тюрьмы". Ну, заполнят... и что? Эта власть стыда неймет совсем, а тюрем много - пятью процентами не обойдется.
Но конечно, хотелось бы ненасилия.

В любом случае, думаю что ничего не изменится еще долгие годы. "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков."
Комментарии:
Markovna
10:06 05-03-2012
И слава богу, что буйных не так много.
Потому как цивильно мы все равно не сумеем, а революции лично я не хочу.
Tara
11:04 05-03-2012
Markovna меня очень расстраивает качество тех буйных, которые есть - они ни коим боком к ненасилию не склонны.((
Кто ж ее хочет, кроме тех, кто точно знает как должны жить другие?..
Утреннее Солнце
13:27 05-03-2012
Markovna цивильно мы все равно не сумеем
откуда такое убеждение? когда-нибудь были условия для развития?
Markovna
13:35 05-03-2012
Утреннее Солнце жизненный опыт и хорошее знание русской истории
Tara
15:35 05-03-2012
Утреннее Солнце Потому что русский бунт - он бессмысленный и беспощадный.

Я все думаю, что если бы мне не дали понюшку ощущения, что от меня что-то зависит в масштабе страны, в начале девяностых, меня бы нынешняя жизнь более чем устраивала: сыто, тепло, и даже говорить можно почти все что угодно, и за это пока не сажают.
Но почуять дали, да и "хотеть большего" - мое самое основное дарование.))

Но там где от гражданина что-то зависит, там этот гражданин и ответственность несет. А кому это надо, кроме узкого круга, который страшно далек от народа?..
Народ же, в большинстве своем, желает "крепкой руки", чтоб можно было батюшке-царю жаловаться на "кто виноват", и чтоб кто-то говорил "что делать". Может этого народа и не 60 с гаком процентов, а чуть меньше, но все равно явное большинство.

Говорю ж, крепостное право тут рано отменили, и по указке сверху, не дождавшись готовности низов.
Пустыни тут поблизости нет, чтоб по ней сорок лет шляться. Так что массовые расстрелы, и перекрасить кремль в зеленый цвет, иначе ничего не поменяется в обозримом будущем.
Утреннее Солнце
13:31 06-03-2012
Tara И я с тобой полностью согласна, если помнишь. Поэтому и не пойму, откуда убеждение. Не было в последнее время возможности цивильно научиться. С 91-ого года по 93-ий - не срок.

А-а, типа бунт цивильный?! Мама дорогая, а такое бывает?
Tara
15:15 06-03-2012
Утреннее Солнце
Ну да, типа бунт. Оранжевые революции, и прочие ненасильственные методы. Ты хоть про что-то успешное, а не успешно сдохшее в этой стране знаешь?? И так чтоб оно не сверху шло? Вот и я не припомню.
Tara
16:47 06-03-2012
скрытый