Sirin
18:10 05-03-2012 Бесконечное детство
ЭЛИСОН ГОПНИК, психолог, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, автор книги «Ясельный ученый»:


«Мир превращается из сельскохозяйственного и производственного в информационный. Людям придется все больше учиться. Лучший способ справиться с этим — продлить период, предназначенный для обучения, — детство. Современные знания о строении мозга и модификации генов, а также распространение образования позволят нам приблизиться к этому. Мы сможем оставаться детьми всю жизнь — или по крайней мере очень долго.

У человека самое продолжительное детство из всех живых существ. Ребенок свободно исследует окружающую среду, не заботясь о выживании. Взрослые используют знания, полученные в детстве, чтобы спариваться и добывать пропитание. Дети, по сути, исследовательский отдел человеческого вида, а взрослые — производственный отдел и отдел маркетинга. В начале жизни человек прекрасно схватывает все, что угодно, но практически ничего не может сделать. В конце он менее гибкий, ему тяжелее учиться, но легче планировать и действовать.


«Эффект Флинна»: средний уровень IQ увеличивается каждые 10 лет приблизительно на 3 пункта. В развитых странах процесс идет быстрее.

[изображение]

Эти перемены отражают изменение мозга. В молодом мозге больше связей, он пластичный, но не эффективный. С взрослением и опытом неиспользуемые связи отмирают, а работающие — усиливаются. Недавние исследования в неврологии показывают, что пластичность мозга можно продлить или даже включить заново у взрослых. И уже изобретена самая мощная технология изменения мозга в человеческой истории — школа.

На протяжении тысячелетий дети использовали свои способности к обучению, чтобы понять фундаментальные вещи об окружающих их предметах, людях и языке. Лет в шесть они становились подмастерьями. Постепенно под руководством взрослых, подражая им, они приучались к взрослым навыкам своей культуры: охоте, приготовлению пищи, мореходству, изготовлению новых детей. Повзрослев и устав от беззащитного статуса, дети начинали независимую жизнь, уже обладая необходимыми навыками.

Школа изменила эту программу, позволив нам дольше оставаться детьми и потреблять информацию, от которой нет никакой непосредственной пользы. Школа предполагает, что обучение важнее действия, а важнейшее умение — это умение учиться. В то же время школа продлевает зависимость.

Среднее образование неумолимо расползается по планете. Сто лет назад в школу не ходил почти никто, в наши дни мало кто учится после совершеннолетия, через сто лет мы будем учиться до тридцати лет и дольше. Более того, новые неврологические и генетические техники дадут нам возможность сохранять пластическое состояние мозга, а информационная экономика сделает это состояние желанным.

У этих перемен есть радикальные последствия. Даже школа революционизировала человеческое обучение. Коэффициент интеллекта растет удивительными темпами. Продлевая период незрелости, мы сделали себя гораздо умнее. Неврологические и генетические методы могут еще ускорить этот процесс. Мы склонны считать, что здесь есть только хорошие стороны — кому не хочется стать умнее?

Но, возможно, нам придется выбирать между открытостью, необходимой для обучения, и концентрацией, требуемой для действия. Детские мозги хороши для школы, но не для принятия решений и продуктивного труда. По некоторым данным, уже сейчас подростки стали нерешительнее, а патологии поведения вроде импульсивных или тревожных реакций бьют все рекорды. Фундаментальные взрослые навыки, которые раньше мы усваивали как подмастерья, например, приготовление пищи или забота о ближних, просто нельзя приобрести в школе. (Вы наверняка видели массу людей, которые в жизни не заботились о детях, и учатся быть родителями по книжкам «Мой малыш»). Когда все мы будем детьми, кто будет нашими родителями? Кто будет взрослым, когда все мы станем малышами?»
Комментарии:
Silvara
13:24 22-05-2012
в развитых европейских странах уже в порядке вещей до 30 лет получать образование и жить с родителями. ну а в 67 приблизительно уходят на пенсию, и там получают свой гарантированный (небольшой, но стабильный) кусок хлеба, опять ничего не делая. получается, что из 80 лет жизни только 35 - года каких-то активных действий.
я считаю, что это очень разленивает людей.
мне трудно, конечно, сформулировать вменяемую философскую концепцию по этому вопросу, поэтому могу только за себя сказать =).
сама ни на какую пенсию уходить не собираюсь, буду работать до упора. с 19 лет живу отдельно от родителей, они меня не содержат. я, честно, в свои 23 года живу с такой большой ответственностью, что чувствую себя сильно старше сверсников и даже родителей, которые не могут на себя взять столько ответственности за свою жизнь. все ждут, что их будут тянуть и обеспечивать.

что-то потеряла мысль )))

а, IQ передается по наследству и увеличивается в следующих поколениях, если конечно, родители друг другу ровня, а не мезальянс.
Sirin
00:50 23-05-2012
Silvara спасибо за развернутый комментарий, очень интересно. я и не знал, что ты столь самостоятельна.
я вот, к сожалению, не могу позволить себе жить отдельно от родителей, по ряду причин, и чувствую, что это меня разленивает. свои таланты по готовке и усовершенствованию квартиры, например, я проявляю летом, когда родители живут на даче, а я один. с их возвращением креативность затухает.
о западных людях стоит еще упомянуть, что даже из этих 35 активных лет они значительную часть проводят на больничных, на антидепрессантах и консультируясь у различных психологов. например, знакомый моей знакомой, норвежец, поработал лет пять страховщиком, получил нервный срыв и уже несколько лет не работает, исправно получая пенсию от государства как пострадавший на работе)
криворук
14:51 23-05-2012
По-моему, можно и в бурситетах учиться, и к психологу ходить без отрыва от производства. Насколько я вижу, в Германии многие пашут лет с 20 где-то, а на пенсию выходят в 70. Итого 50 лет на коне. Хотя да, burnout (сгорание на работе) - это любимая тема разговоров в метро -- кто круче работает, кто больший стресс переживает и у кого после этого гастрит запущенней.
Silvara
00:33 28-05-2012
Sirin у меня тоже проблемы с жильем, собственного нет, приходится жить с посторонними людьми (а это a cup of rage каждый день), но ситуация очень развила мои социально-коммуникативные навыки.

к психотерапевту я бы сама ходила, но дорого очень. существуют бесплатные групповые занятия, очень полезно, на мой взгляд. очень много людей (так называемых "простых" людей) живут, общаясь только с ближайшими родственниками и коллегами, друзья - удел "интеллигенции". даже мои родители, которые до кучи образованные, не имеют друзей. все праздники справляют в тесном семейном кругу, в дом никогда не приходят друзья, потому что их нет! вот таким людям очень полезно хоть в какие группы походить, чтобы хоть пообщаться с другими людьми, увидеть другие взгляды на мир. это хорошо выводит из депрессий и жалости к себе.

а русские тоже очень любят болеть, а еще больше они любят лечиться и выискивать болячки, чтобы со смаком обсуждать нетрадиционные виды лечения, гомеопатию и чистки организма от шлаков.

Люди, которые любят свою работу, занимаются своим делом, никогда не сгорят на работе. лентяи - сгорят. в этом даже находят удовольствие, и видно стремление поскорее выйти на пенсию - сесть кому-нибудь на шею, детям, например, рассказывая сказки, как всю жизнь положили на тебя, карьерой пожертвовали, а ты теперь им должен.

но отправлять на работу как можно раньше - я не поддерживаю. лет до 18 у человека должно быть нормальное детство с Диснейлендом и приготовленным капиталом на Гарвард (беру по максимуму). хотя бы это детям надо обеспечить.
Dummy
11:17 12-06-2012
пост твой и комменты к нему напомнили мне вот что:

многобукв, но стоит прочесть: http://soznatelno.ru/avtor/petranov...0-19-47-58.html

про ответственность у детей, ответственность у родителей и вообще.