Сегодня мне вынесла мозг советская система воспитания детей.
Не знаю что с ней делать, но по-моему 30 человек в группе - это просто смерть. Сегодня я снимала группу в 13 детей и единственными методами общения воспитательницы с детьми был крик и приказы. Вот все 2 часа, что я там была она на них кричала и командовала. Для примера - когда дети вышли на улицу, воспитательница сказала им, чтобы встали у стенки, но это уже не требовалось - дети уже как это у нас называют "дисциплинированно" встали в линеечку у стенки. Это звучит ничего, но выглядело... Такое ощущение, что у них не осталось воли - только шаблоны поведения...
Может быть я преувеличиваю. Но мне стало страшно. Мне опять разсхотелось отдавать Полю в сад. Я не хочу, чтобы на неё кричали, чтобы её оскорбляли... "Опять мне перевязывать этот бант, сто раз уже завязывала тебе, я бы его вообще оторвала" - говорит воспитатель. Мне хотелось объяснить ей, что можно попросить родителей пришить бант в завязанном виде - это бы решило проблемму. Но суть не в банте, конечно, а в том, что воспитатель не знает уже других способов воспитания и не хочет уже, отчасти, наверное, потому, что система такая, что тут уже не до индивидуальности подхода.
Но всё равно мне непонятно зачем обзывать детей дураками, командовать ими и орать так истошно.
А потом она жаловалась, что уже больше не может и голова уже болит - она не пробовала меньше кричать, интересно?
В середине съёмки я попросила посадить детей рисовать. Во-первых это бы расслабило их, увело бы от криков, во-вторых расслабило бы воспитательницу - тут особо и не надо переставлять их и командовать - она могла бы отдохнуть. Но вместо того, чтобы раздать им листки, воспитатель дала им старые рисунки, которые, как ей казалось, должны красиво выглядеть на снимках. Пришлось объяснять ей, прорываться сквозь стену непонимания, самой выдавать чистые листочки и карандаши.
Потом было очень хорошо - воспитатель сидела в углу с мальчиком, который рисовать не хотел, а я поочереди подошла к каждому и познакомилась с ними - расспросила кого как зовут, что он рисует, какой у него любимый цвет и мороженое (люблю этот вопрос задавать и детям и взрослым - почти все улыбаются)
Это получились самые лучшие и естественные снимки.
Когда я ехала домой я поняла, что чувствую себя просто отвратительно внутри, несмотря на внутреннее спокойствие и улыбку, которые сопровождают меня в уже долгое последнее время. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что по какой-то детской привычке "встроилась" в систему. Ещё немного и я бы сама встала в шеренгу у стены и ждала бы когда мне разрешат бежать на пустые качели в 3х метрах от меня.
Очень грустно.
Я снова задумалась о Монтессори-садике. Правда, денег надо много. Значит, есть повод усерднее работать. Там прививают детям желание думать, искать свой путь, выход, решение; способность чувствовать свои желания и принимать ответственность за них. По крайней мере мне так чувствуется.
Надо туда попроситься работать, наверное, и попросить скидку.