Рика
23:41 09-05-2002 9 мая. Праздник! Праздник... Праздник?
Мне сегодня очень повезло - пришлось возвращаться домой около девяти вечера. Везение заключается в том, что автобус подъехал к м.Кутузовской как раз к началу салюта. И заторчал там в пробке.
Зрелище было великолепное - хотя из моего домашнего окна и видно получше.
Пробка тоже была великолепная. В своей огромности.
Зато была возможность рассмотреть послепраздничное действо во всех подробностях.
Стояли мы на мосту у третьего кольца. Полчаса, без малейшего движения. Мимо, постепенно увеличиваясь в размерах, тянулся бесконечный людской поток. Первыми, как ни странно, шли люди в форме - как в парадной военной, по одиночке, так и в камуфляжной. Взводами.
Затем шли семьи с маленькими детьми.
Потом потянулась борзая подвыпившая молодежь.
Автобус наконец тронулся. Мимо промелькнуло три машины с гаишниками. Запрудненный, в буквальном смысле слова, парк победы. Люди шли по тротуару, по газону, по парку, по трем рядам проспекта, заставленным машинами - шли по направлению к центру.
Те, кому нужно было, как и мне, ехать от центра, либо шли, либо ждали автобуса... И таких было очень, очень много...
К первой остановке, у въезда в парк, где через год таки откроется станция метро, автобус подошел, имея на борту с десяток пассажиров. Отъехал полупустым, по меркам часа пик, полуполным по меркам одиннадцати часов вечера. То есть человек двадцать еще влезли бы запросто, тридцать - с проблемами.
Начиная с этого момента борзые ребятки пытаются влезть в автобус. Делается это просто - стучится ногой, рукой, не знаю еще чем по автобусной стенке. Мимо проплывает жигуль с выбитым ветровым стеклом... С некоторой дрожью думаю о том, что будет, если кто-то от злости на водителя запустит в автобус пивной бутылкой.
Удары по стенкам становятся чаще. В определенный момент они следуют где-то каждые три секунды.
Следующая остановка. Конец парка.
Кажется, на остановке было человек триста. Может, пятьсот. Короче, на протяжении где-то ста метров, из автобуса видно, что полосой около десяти метров шириной, стоит сплошная стена людей.
На проезжей части - два серых брата-высокофуражечника, что-то с огромным осознанием собственной важности говорящие в рации. Это были последние два мента, которых я видела на протяжении всей последующей дороги домой.
Пробка еще не закончилась. Автобус движется рывками, пять метров - остановка, пять метров - остановка... И каждый раз толпа на остановке с надеждой колыхается в сторону нашего транспортного средства, затем, когда становится ясно, что двери не откроется, откатывается назад. Те, кто остается позади автобуса, все еще пытаются уехать, бегут за ним...
У всех людей на лицах - остатки надежды, что на этом автобусе удасться уехать... А я, с высоты своего окна, вижу, то люди уже не могут контролировать свое движение. Вижу людей, с какой-то тенью замешательства на лице, которых напирающие сзади почти несут под колеса...И с ужасом думаю о том, что будет, когда откроются двери. О том, что, увидев это, задние ряды чуть-чуть наддадут, кто-то из тех, кто впереди, кто чуть-чуть выпил, не допьяна, но все же, споткнется на высокой лесенке экаруса...
Со мной как-то раз была такая веселая ситуация, когда в час пик в метро передо мной бабуля оступилась на гребенке и упала. Меня на нее уронили. Кто-то упал на меня... К огромному счастью, дежурная выключила эскалатор - иначе не знаю, то было бы... Так что отделалась легким испугом.
А вот сейчас он несколько больше. В том чиле потому, что была дикая картина минского метро - отпечатки ладоней на потолке пятиметровой высоты. То есть двухметровый слой человеческих тел...
Все это проносится в моей голове за ту минуту, которую автобус ползет мимо остановки. Водитель оказался умным. И двери так и не открыл. К счастью многих людей, стоящих на остановке. Хотя, наверное, они этого так и не поняли.
Пассажиры облегченно вздохнули. Мы отделались еще десятком ударов по стенкам. Двое бугаев, обрадованных таким поворотом дел, начали выяснять отношения. Богатство языка просто умиляет. Диалог из двух фраз: "ты не быкуй" и "ётм".
Следующая остановка. драчуны вываливаются из автобуса. Автобус утрамбовывается. Толпы на тротуарах не редеют. В круглосуточном магазине - очередь за бухлом, человек пятнадцать.

Было очень неприятно смотреть сегодня на сцены из Каспийска. Но в то же время какой-то циничный червяк в моих мозгах отметил следующее - террористы не отличаются особой фантазией. Если бы сегодня в парке победы спровоцировали бы небольшую панику, жертвы исчислялись бы далеко не тремя десятками.
По тиви сегодня говорили об усиленных мерах безопасности... Однако все, что я видела, я описала здесь. Да, у третьего кольца стояло как минимум челвоек пятьдесят из правоохранительных органов. Да, на повороте стояли три машины гаишников. Да, на остановке было двое ментов...
И все.
Конечно, могли быть и люди в штатском. На эту тему промолчу - потому как не знаю.
И честно говоря, очень боюсь того, что когда-нибудь поклонная гора превратится в ходынское поле.