Порядковый номер
10:37 05-07-2012
Кости древних животных в Беларуси довольно регулярно, но потом они будто растворяются в воздухе
В каждой цивилизованной стране есть свой музей палеонтологии. Это норма. Исключение, пожалуй, Беларусь. Хотя у нас находят кости древних животных — да буквально несколько лет назад в газетах писали о находках, — но нет ни одного музея, где можно было бы увидеть полномасштабные реконструированные скелеты. Куда все исчезает? Об этом — наш разговор с одним из немногих специалистов по палеонтологии, кандидатом геолого-минералогических наук Юрием Заика.

— Насколько я знаю, сейчас самая крупная отечественная коллекция костей древних слонов, в том числе мамонта, который жил 25 — 27 тысяч лет назад и лесного слона, жившего 130 — 100 тысяч лет, находится в Зоологическом музее биологического факультета БГУ в Минске, — рассказывает Юрий Заика. — И это фрагменты скелетов, найденных в Минске при строительстве, в 2006 и 2008 годах. И это только то, что нам, тогдашней группе сотрудников музея, удалось выкопать и сохранить.

— А куда делись все предыдущие находки? Например, советского времени?

— Несколько экземпляров костей хранятся в Минском краеведческом музее, есть что-то в региональных музеях, в школьных. Но, конечно, это сотая доля находок. Часть их была вывезена из Беларуси. Но остальное было попросту выкинуто при переездах или уничтожилось из-за неправильного хранения. Увы, никому в Беларуси не интересно заниматься созданием палеонтологических коллекций. К примеру, в середине 1980-х годов, при снятии глинисто-песчаной толщи в доломитовом карьере Гралёво в Витебском районе, экскаватор наткнулся на полный скелет мамонта с бивнями. Работа была приостановлена в попытке найти специалистов, которые заберут кости. Однако за мамонтом приезжать никто не торопился, в том числе соседние музеи и университет. Тем временем скелет быстро разрушался под открытым небом, почти полностью растрескались бивни. В итоге то, что осталось от «гралёвского мамонта», было закопано в многометровом отвале. А еще чаще о таких находках вообще не сообщается, чтобы не нарушать график работ, и они тихо уничтожаются.

Как выкапывали минских древних слонов

— Однако еще не так давно мамонтов находили в Минске. Я помню эти сообщения!

— Да, в 2008-м на окраине Минска, на Машиностроителей, на левобережной террасе Свислочи, в песчаном котловане на глубине 5,5 метра строители обнаружили случайно «кладбище» мамонтов. Пожалуй, это была самая ценная находка мамонтов за всю историю Беларуси. Долго искали, кто бы эти кости забрал. Сообщение о находке в итоге пришло в Зоологический музей БГУ, двое сотрудников которого с помощью нескольких добровольцев на протяжении нескольких месяцев вручную раскопали останки целого стада.

Кости мамонтов залегали на глубине 5 — 8 метров от поверхности, в самом дне котлована, и еще глубже, поэтому для их поиска приходилось рыть шурфы. Кости были довольно хрупкими и большей частью разрозненными, только в некоторых местах лежали в анатомическом положении кости конечностей, кисти и стопы. Встречались скопления из нескольких одинаковых костей, например лопаток, или зубов. Особенно впечатляли находки целых полутораметровых бивней, бедренных костей и массивных нижних челюстей с зубами. Среди прочего найдены были куски челюстей с незавершенной сменой зубов и даже со следами прижизненных болезней. Вероятнее всего, здесь была своего рода братская могила, возможно, семьи мамонтов: извлеченные останки принадлежали примерно 19 — 20 особям возрастом от 2 до 50 лет, иными словами, от новорожденных мамонтят до стариков. Определенный позже радиоуглеродным методом абсолютный возраст показал, что жили они примерно 23 тысячи лет тому назад. Кстати, по меркам геологов мамонт жил почти сегодня: в Евразии он вымер окончательно всего лишь около 9 тысяч лет назад. Увы, завершить работу так и не удалось — с одной стороны раскопа уже возводилось здание, а с двух других возвышались стенки котлована, грозившие в любой момент обвалиться. По иронии, именно под них и уходил вглубь костеносный слой. Возможно, если бы он был зачищен бульдозерами от залегающих сверху слоев и затем выбран вручную, как это и делают при площадных раскопках, то материала хватило бы на целый мамонтовый зал…

— А откуда они там взялись?

— Можно предположить, что, переправляясь через сейчас уже несуществующий приток древней Свислочи, стадо провалилось и погибло подо льдом. Поскольку разные кости имели неодинаковую массу и форму, вода проволокла их на разные расстояния и захоронила раздельно. Кое-где скопления костей соседствовали с нагромождениями валунов, видимо, служивших ловушками для останков, которые тянулись потоком по дну. Где-то за пределами раскопанного места должны лежать и черепа, которые транспортировались водой явно медленнее всех других костей. В будущем они могут быть найдены во время какой-нибудь стройки в этом же районе города.

— А что нашли при прокладке метро?

— Это было в 2006 году в районе улицы Руссиянова. Метростроевцы нашли на глубине 15 — 16 метров целое кладбище древних животных. Подобной находки не было сделано ни в одной стране Европы. Среди костей обнаружили фактически полный скелет лесного слона. Этот слон древнее мамонта, он жил примерно 100 тысяч лет назад, когда на территории Беларуси были широколиственные леса. Вес тела у слона был до 6 тонн, высота — до 4 метров. Рядом с ним в другом слое нашли бизона, который обитал тут несколько позже — почти 90 тысяч лет назад, когда условия поменялись на более холодные. Информация о находке долго блуждала по различным ведомствам, никого кости особенно не интересовали, пока информация не дошла опять-таки до Зоологического музея. То, что успели собрать (сроки сдачи метро оказались важнее), хранится сейчас в Зоологическом музее.

Музей: склеивать некому и не за что

Зоологический музей у нас потрясающий, в нем есть все — от древних отпечатков моллюсков, насекомых, рыб до чучел редких заморских животных и самых редких птиц. Остальные белорусские музеи с чучелами — жалкие уголки юннатов по сравнению с этой экспозицией. Но знают об этом не многие — находится он в здании биофака БГУ, за Минской кольцевой, и посещают его будущие биологи да школьники.

Заведующий музеем Александр Писаненко любезно предоставил для фотосъемок зал с останками мамонтов и лесного слона. А заодно и показал фотографии — как они добывались.

— Это один из немногих такой неплохой сохранности лесной слон, найденный на территории Европы, — с гордостью демонстрирует нижнюю челюсть, бивень, бедренные кости и гигантские зубы Александр Писаненко. — Но если бы нам дали время и средства, то в республике появился бы почти полный скелет лесного слона. А так — сроки строительства метро не останавливали. Нам приходилось спешно, без соблюдений технологии раскопок, фактически варварским способом изымать со дна котлована фрагменты скелета слона. По правилам на месте вокруг кости гипсуется блок и вывозится — и уже в лаборатории аккуратно разбирается. Многие кости, пролежавшие тысячелетия в земле, очень хрупкие, и если их не зафиксировать, то при перевозке они разрушаются. Прежде чем перевозить столь ценные находки в лабораторию, необходимо пропитывать кости специальными клеевыми растворами, которых у нас нет… В общем, за стеклом — то, что хорошо сохранилось, часть остатков можно попробовать еще воссоздать. Но, увы, пока этим некому заниматься. Кстати, отдельные кости пришлось выкупать у метростроевцев. Рабочие растащили столь уникальную находку по домам — на память, надеясь когда-нибудь продать.

А вот череп бизона (она рядом на стенде) мастер участка метростроя надеялся оставить его у себя в качестве трофея. Помешал сознательный рабочий, указав нам на одиноко стоявший в углу бытовки мешок… Рабочего, кстати, потом уволили.

К сожалению, пласт, в котором залегали кости, уходил за пределы глубокого котлована. Чтобы извлечь кости скелета нам приходилось копать на уровне дна шурфы-норы под стены котлована, укрепленные бревнами. О техники безопасности в азарте, ясно, забывали…

В общем, кладбище древних животных так и осталось почти нетронутым — за пределами тоннеля метро, на шестнадцатиметровой глубине. Может быть, более любознательные и квалифицированные потомки им заинтересуются. А до их раскопок останки животных сохраняются в неприкосновенности в идеальных условиях…

КСТАТИ

Где находили мамонтов?

— Самая первая, зафиксированная в документах, находка ископаемых животных в Беларуси — скелет мамонта, раскопанный в 1589 — 1604 гг. при строительстве костела в Мире, — рассказывает Юрий. — Этот скелет потом демонстрировался в возведенном костеле как пример чудовища — жертвы библейского Всемирного Потопа. В XVIII веке коллекцией костей мамонтов располагал Музей полоцкого иезуитского коллегиума, а в XIX столетии о находках мамонтов в окрестностях Могилёва, Быхова, Витебска, Орши, Слуцка, Гомеля и в других местах сообщали путешественники и исследователи. В это время мамонтовые бивни иногда даже продавались на крупных белорусских ярмарках как поделочный материал.

— В XX веке документированные находки белорусского мамонта исчислялись уже десятками. В 1932 году белорусский археолог Константин Поликарпович в одной только Восточной Беларуси насчитал шестьдесят шесть местонахождений мамонта.

В 1926 году, во время обследования берегов Сожа в нынешнем Чечерском районе, недалеко от деревни Бердыж, белорусский археолог Поликарпович обнаружил целый череп мамонта. И рядом — селище человека времен позднего палеолита, возраст оказался 27 — 25 тысяч лет. На стоянке были обнаружены основания нескольких жилищ, обложенные черепами мамонта, и его кости, которые использовались в качестве каркаса для стен. Позже нашли еще несколько таких селищ — получается, наши предки соседствовали с мамонтами.

— В 1959 году в карьере кирпичного завода на окраине Петрикова в Гомельской области в толще древних озерно-речных песков был обнаружен неполный скелет мамонта; как удалось установить по строению коренных зубов, это был мамонт раннего типа, обитавший на территории Беларуси свыше 130 тысяч лет назад. Спорово-пыльцевой анализ песка из области расположения его желудка показал, что основной пищей петриковского мамонта были злаки — главные растения тундростепей. Долгое время настоящим месторождением мамонтовых костей и зубов были карьеры по добыче песка и гравия в районе Сморгони, на левом берегу Вилии. Останки принадлежали сотням особей, живших в разное время.

Суммируя данные по мамонту, белорусский палеонтолог Петр Калиновский в 1975 году перечислил 148 местонахождений ископаемых слонов Беларуси, включая три находки еще более древних — южного и трогонтериевого слонов. Плюс находки 2006 и 2008 годов.
Комментарии:
Гость
20:44 05-07-2012
Осилил) занимательно.
Алекс
Порядковый номер
20:45 05-07-2012
Алекс ого! я сама только со второго раза осилила. правда, первый раз меня просто на работе отвлекли)
Фаральда
08:14 06-07-2012
Очень интересно, люблю такие статейки.
Правда мне бежать пора, когда вернусь дочитаю до конца