V-Z
23:51 13-07-2012 Shards of the Exalted Dream
За то, что книга попала мне в руки – спасибо Волку.
Что такое Shards of the Exalted Dream? Фактически, это альтернативные миры Возвышенных и немного альтернативной механики. Собственно говоря, это не первый опыт White Wolf в создании иных вариантов своих миров. Гораздо раньше выходила книга World of Darkness: Mirrors, которая представляла изменения, что можно внести в механику Мира Тьмы, а потом – несколько вариантов сеттинга.
Shards of the Exalted Dream устроена наоборот. Альтернативы идут первыми; механическим изменениям и дополнениям посвящена лишь последняя глава. Что и логично, в общем-то…
Но обо всем по порядку. В книге пять глав, и каждая из них заключает в себе что-то новое и необычное. Давайте рассмотрим поближе.

Gunstar Autochthonia – Боевая звезда Автохтония

Такова история мира: в начале Предтечи возникли из глубин космоса, и выковали великую Спираль Миров, построив свои дворцы и башни высоко среди колец созданной ими вселенной. Эти титаны правили всем сущим, став бессмертными тиранами, и потому созданные ими боги замыслил заговор. Небесные Инкарны, боги солнца, луны и звезд, втянули в заговор Автохтона и Гайю, и вместе дали свою силу людям, сотворив Возвышения. Возвышенные, избранники богов, выступили на войну с титанами, желая покорить миры после своего триумфа.
Возвышенные проиграли.
Хотя величайшие боги и наделили их силой, и сами они достигли вершин смертной отваги – но их победа никогда не была гарантированной. Никто не может точно указать момент, когда Избранные познали поражение. Было ли это, когда Принцип Иерархии обрушила белое пламя на Спираль, сжигая целые галактики в звездный пепел? Когда Исидорос явил свой апокалиптический джутен, уничтожая целые армии в мгновение ужасного ока? Когда Непокоренное Солнце преклонил колена пред отцом-титаном, принося клятву верности Императору Вселенной?
Возвышенные-солары не желали признать поражение, но даже они не могли отрицать советы Визирей, и видимую ими самим правду. Повинуясь яростному мужеству и полному отчаянию, Воинство Возвышенных бежало в тело-мир Автохтонии, захватив с собой столько людей, сколько можно, и проложив курс в бесконечную бездну звезд за пределами Спирали. Они были изгнаны, и начали перегруппировку и восстановление, готовясь к судьбоносному дню – когда вернутся в Спираль спасителями и завоевателями.
С отбытия Возвышенных в долгий исход прошло четыре тысячи лет. Совет Соларов правит Восемью Странами Автохтонии, надзирая за немыслимым планом по возвращению родного мира. Избранные исцелили смертельную болезнь Великого Творца, побудили и перестроили его пантеон, начиная его превращение в божественное орудие, военный мир титанической мощи. Но даже после сорока веков они еще не готовы к возвращению. За Возвышенными охотятся Предтечи и их Князья Зеленого Солнца, междоусобная вражда разрывает их, и им еще придется выбрать между хрупким миром в изгнании и дерзкой надеждой на возвращение.

Несмотря на все вышесказанное, этот Осколок, пожалуй, ближе всего к оригинальному сеттингу. Происхождение Возвышенных остается тем же самым, Война Предтеч – тоже, исключая ее финал. Собственно, на форуме Беловолков сейчас спорят – можно ли считать Спираль Миров состоянием мира до Катаклизма Трех Сфер? Если да, то выводы малоутешительные.
Метафизических отличий не так уж много. Лунары, скажем, изначально обладают тремя кастами и пятна Вильда на них нет; Возвышенные в целом не страдают от Великого Проклятия. У Сторонних нет Тайного Рока, и им не закрыта высшая астрология. Судьба Инкарн совсем иная – на Боевой Звезде живут только Девы. Ракша живут себе в мерцающих Вильдовых галактиках. Лорды Смерти отсутствуют как таковые, однако абиссалы есть – но их цели никому не известны. Князья Зеленого Солнца и акумы тоже имеются; стоит отметить, что Князей теперь не пять каст – своих Возвышенных получили многие Йози, и теперь нам известны такие касты как Шуты, Рапсодии, Безумцы… А, Убийцы именуются Сюзеренами – потому что одно из главнейших метафизических отличий состоит в том, что здесь нет Малфеаса. Есть Тейон, Хаос Эмпирей, который от себя-искалеченного отличается довольно серьезно.
Впрочем, инферналы и абиссалы предполагаются антагонистами; как персонажи игроков рассматриваются обитатели Боевой Звезды. Общество ее – смешение автохтонского Октета и модели Первой Эпохи с главенством соларов; впрочем, у меня создалось впечатление, что здесь Возвышенные менее неравны, чем в случае оригинала. В конце концов, Рубеж Защиты обеспечивают истребители, которыми руководят по большей части дракорожденные… Да и вообще, от тесного сотрудничества зависит выживание всего мира.
Это не значит, что тут все едины. Беловолки не были бы Беловолками в таком случае; несогласия и разных точек зрения хватает, но пока что в однозначное противостояние они не перерастают.
(Кстати, особо отмечу, что несмотря на космос и истребители – бластеров тут нет, и новые способности огнестрела и вождения здесь не работают).
Судя по показанным сторонам, и Возвышенные, и Предтечи стоят друг друга. Титаны остаются самими собой – теми, против кого восстали; обитатели Боевой Звезды не стесняются перекраивать личность своего союзника-Предтечи, затачивая его под бой и выгребать все доступные ресурсы с встречающихся им планет, не считаясь с мнением обитателей (если таковые вообще остаются).
В целом Gunstar Autochthonia являет собой нечто среднее между постапокалипсисом, космооперой и космохоррором.


Heaven’s Reach – Рубеж Небес

В далеком будущем и ином космосе Возвышенные живут среди многочисленных разумных народов, иногда правят, иногда – подвергаются преследованиям. В Центральной Империи человечество держится вместе, и управляется межзвездными торговыми кланами, трансгалактическими картелями и странными синдикатами; за всеми ними надзирает Тысячная Династия, правящая бюрократия под руководством Сына Неба, Его Божественного Лунного Величия, эру назад свергнувшего свою бессмертную супругу и теперь руководящего империей, что включает тысячу звездных систем, но остается лишь тенью былого.
Божественному Императору служат Десять Миллионов Драконов, но даже с учето армий и бюрократии дракорожденных, власть Центральной Империи мало заметна во множестве систем. На границах фермеры и промышленники живут своей жизнью, и о большой галактике им известны лишь слухи. Искатели приключений открывают новые миры или заново открывают потерянные сокровища; наемники сражаются за того, кто заплатит больше талеров. Где-то в приграничных районах Возвышенные-солары медленно возвращают себе влияние, работая за плату и взыскуя удачи; им помогают воины-лунары, отрицающие мягкий упадок Центральной Империи, корсары-Сторонние, отрицающие иерархию своих сородичей и внекастовые дракорожденные, которым нравится жить вдали от торговых кланов Центральной Империи – или которые добиваются этой жизни.
Империю и приграничье окружает, пропитывает и поддерживает Великая Небесная Гора – архив данных, управляющих машинами, существующими за пределами Известных Миров. Великая Небесная Гора – виртуальное пространство, все величие которого существует в подпространственном просторе, но чьи корни уходят в реальный мир, создавая напоенную Эссенцией инфосферу. Сторонние Возвышенные живут в бесконечных коридорах Великой Небесной Горы и заботятся о ее архивах и компьютерной мощи. Немногие люди или иные народы касаются Горы, если они не владеют технологическим или духовным мастерством, или не богаты досатточно, чтобы заплатить тем, кто сохранит там их тайны и богатство.
Но Возвышенные не одиноки, и существуют угрозы равно Центральной Империи и приграничью. Опасности уровня массового уничтожения скользят в темноте за границей – от Йози, могучих суперкомпьютеров, восставших против Галактики, до Могильных Звезд и теневого измерения Терминус. В пустотах Галактики, где не существует материи, странствуют Воющие Орды, интеллекты темной материи, что продолжают иную, более хаотичную реальность. Многие из этих немыслимо разумных и могучих существ создали своих Возвышенных, дабы грозить Центральной Империи и обширному приграничью вокруг, и дабы свергнуть их.

Этот Осколок являет нам уже практически чистую космооперу, и отличия от изначального сеттинга значительные. Самые заметные сходу – это природа Предтеч и Возвышений; первые являются гигантскими звездными суперкомпьютерами (а Нерожденные – Могильными Звездами), и именно Предтечи некогда восстали против правителей Галактики, что их и создали. Они были побеждены – но все же война очень дорого стоила миру. Нижний Мир здесь – иное, мертвое измерение, а мэнсы – часть исполинской межзвездной инфосети. Автохтон удалился в свое изгнание – но не спит, а вбирает в себя новые планеты и системы с неизвестной целью. Творение – мир-прародитель, давно забытый и потерянный; говорят, оттуда вышел легендарный Первый Император. Вообще, немалая часть истории потеряна, и о совсем древних временах можно лишь гадать.
Возвышения же тут необычны тем, что, по сути, являют собой программы, имплантируемые в носителей и способные самостоятельно искать новых; Великое Проклятие здесь обрело форму вируса, который заразил этот софт. От него можно избавиться – но навеки уменьшив силу Возвышения (по умолчанию Эссенция персонажей не может превзойти 5). Кстати, старший вид Возвышенных – дракорожденные, с них-то все и началось. Позже были изобретены лунары (у которых, как и в предыдущем Осколке, нет заразы Вильда), потом уже – солары и Сторонние. Абиссалы здесь – наследие Малфеанской Войны, служители Мертвых Звезд… Лордов нет, но есть некие Аватары Смерти – так сказать, интерфейс общения Мертвых Звезд с миром. А вот Князья и акумы отсутствуют полностью, что и вполне понятно.
Правителем нынешнего мощнейшего государства, к слову сказать, является лунар. Бальзам на душу тем, кто недоволен их ролью в оригинальном Творении. У остальных видов Возвышений иные роли – но солары пока что не являются по-настоящему могучей силой мира.
А еще тут есть космические корабли. В смысле, расписанные – потому что в предыдущем Осколке были расписаны лишь пустотные истребители и слегка – их вражеские аналоги, адские звезды. Тут же кораблей пусть и немного – но они хорошо представлены, и можно четко понять, чем же здесь ведутся войны.
Кстати, космооперное оружие здесь светится в полный рост. Бластеры – простые и артефактные – энергетические пушки, дисрапторы… дальше можно и самому представить. Особо оговорено, что машины из Первой Эпохи сюда тоже подходят и, полагаю, не только они. Так что пилот «Звездной Гадюки», облаченный в драконий доспех, вполне возможен.
Пожалуй, этот Осколок мне лично пришелся по душе больше всего. Здесь нет такой мрачности и тайных сил, как в Боевой Звезде и Эпохе Модерна; вместо того Рубеж Небес предлагает обильнейшие возможности для приключений в любом космооперном стиле. И тематически ограничен он куда меньше Боевой Звезды.


Burn Legend – Огонь Легенды

В Огне Легенды история Возвышенных рассказана кулаком и записана пламенем.
Огонь Легенды разворачивается в современном мире; это вдохновленный мангой подход к Возвышенным. В этом Осколке Возвышенные – не избранники богов, служащие их политическими и духовными представителями. Огонь Легенды скорее сосредотачивается на мастерах боевых искусств по всему миру, способных направлять и и применять ки – поток жизненной энергии, струящийся сквозь все – дабы усилить боевые способности. Здесь адептам боя не нужна сила богов, дабы выработать выдающиеся силы. Их мощь идет от упорных упражнений и освоения отточенных веками древних техник, а также от совершенствования физической формы. Упор делается на сердце бойца, менталитет, присущий ему в жизни, тренировки перед следующим крупным боем и причины, заставляющие поступать так. Возвышенные существуют не как исчисляемая группа существ, а скорее как ступень роста адептов боя. В этом Осколке термин «Возвышенные» не обладает особым значением. Скорее Возвышенные – сильнейшие из тех, кто способен настроиться на духовную энергию вокруг, и двигать ее своей ки. Посредством этой связи, осваивая древние и ужасные – иногда иномировые – боевые искусства, эти люди делают новый шаг, становясь сильнее и ярче, чем любая легенда. Говорят, что когда боец достигает этой вершины, этой нирваны, его аура вспыхивает духовным огнем. Он вступает в мир, где живут древние духи, обретает новые силы и видит ки всего сущего, струящееся в мире и отделяющее богов от людей. Только тогда ему открывается истинный путь битвы.

Самый, пожалуй, странный Осколок. Начать с того, что это, строго говоря, уже не Возвышенные – во всяком случае, стандартные правила и источники Возвышений тут малоприменимы, разве что дракорожденные остаются потомками Возвышенных. Да и сеттинг тут – никак не Творение, пусть и измененное, а наша с вами Земля, с ее странами и боевыми искусствами… во всяком случае, обыденными – Возвышенный талант тут заключается именно в сверхъестественных стилях.
Суть самих Возвышенных и даже их имена изменились. Акумы – те, кто погнался за сверхсилой и прикоснулся к мощи Королей Яма, некогда побежденных Легендарными Мастерами. Инферналы (ямадзин) – те, кто побывал в самом царстве Яма и был изменен их силой. Теннин-Сторонние – охотники на злых духов, коих наделили силой шинма, духи, выбравшие Землю себе домом. Рюудзин-дракорожденные – живые потомки Пяти Богов-Драконов, поклявшиеся защищать мир от темных сил и владеющие стихийными стилями (им, кстати, в росписи видов посвящено больше всего места). Оками-лунары – переродившиеся в человеческих телах лунные духи-оборотни. Абиссалы-шинигами – воплощения мести раненой планеты. Солары-муген – высшая ступень совершенства адепта боя.
Помимо таких отличий есть и иное, очень серьезное. Все иные Осколки используют все ту же игромеханику, что и оригинальный сеттинг, слегка отклоняясь… но не Огонь Легенды. Это, по сути своей, совершенно новая система, заточенная прежде всего под бой, где социальные ситуации решаются чистым ролеплеем (и иногда – бросками достояний). Здесь нет чармов, есть боевые техники; система довольно простая, хотя может немного озадачить.
Собственно говоря, совместить этот Осколок с традиционным сеттингом не выходит никак. Но… он прекрасно подходит для тех историй, что его и вдохновили – историй боевых искусств в современности, для Street Fighter, Mortal Kombat, Kenichi и так далее. Взяв систему, можно творить сюжеты, никак не связанные с Творением или Возвышениями; более того, тут просто смертные могут оказаться наравне со сверхъестественным.
Подводя итог – это просто прекрасный инструмент для тех, кому хочется создать истории, замешанные на боевых искусствах и провести их. К паре моих мыслей он уже подходит отлично.


The Modern Age – Эпоха Модерна

На тридцать третьем этаже офисного здания в Нечаре женщина с лицом трупа возникает в огне и нажимает на спуск снайперской винтовки из кости и душестали, вгоняя одну пулю в череп президента.
В небе над пустынями Юга тенгийский ас ведет самолет с открытой кабиной. Уклоняясь от огня варангийской эскадрильи истребителей, он одной рукой сжимает управление, а другой – мечет молнии.
К западу от Перешейка пловчиха хватается за боевую рубку подлодки, за которой плыла. Перетекая в чудовищную звероподобную форму, она вырывает люк, несмотря на давление в пятьдесят атмосфер.
В обсерватории на Джушийских холмах человек сидит перед рядом компьютеров, подключенных к радиотелескопу, транслирующему данные о далеких звездах и из них извлекает пророчество, являющее гибель могучей корпорации.
В Пленилуне полицейский в отставке, которому нечего терять, бросает вызов неприкасаемому наркобарону, стремясь уйти в блеске славы. Вместо того он вспыхивает золотым светом, Возвышаясь, и его служебный револьвер пылает как солнце.
Добро пожаловать во Вторую Эпоху Творения. Добро пожаловать в Эпоху Модерна.
Этот Осколок являет нам Творение, каким оно могло бы быть – мир, который остается плоским и окруженным Хаосом, но тем не менее, напоминает наш. Это мир небоскребов и автострад, пригородов и супермаркетов, полулегальных производств и смартфонов, и всех других признаков современной Земли.
Но хотя этим Творением и правит технология – оно не лишено магии. На краю мира самолеты и пехота отражают сверхъестественные вторжения бомбами и пулями. Возвышенные также ходят среди людей – изменчивые лунары преследуют террористов в городах Творения, а кадеты вызываются добровольно на тяжелые генетические эксперименты, дабы войти в число стихийных дракорожденных. А есть еще и Возвышенные-абиссалы, восстающие из таинственных новых тенеземель, дабы нести увечья и убийства.
А теперь, в мире, искалеченном войной и бедностью, слепой идеологией и экологическим распадом, из ниоткуда возникают новые Возвышенные, пылающие ярко как солнце. Могут ли эти «Возвышенные-солары» отбросить прочь тьму Эры Модерна?

Судя по форумам – едва ли не самый ожидаемый Осколок. Ожидаемый и мной – мне было интересно, как Эра Модерна будет отличаться от того, что я представлял себе в роли будущего Творения… Как оказалось, и похоже, и отличается серьезно.
Прежде всего, облик Творения одновременно и узнаваем, и отличается. Многие государства изменили свою политическую систему по сравнению с оригиналом (хотя на Острове все равно империя), ряд названий изменил значение; скажем, Дехелешен теперь – не город, на котором построено Лукши, а государство, для которого Лукши – столица. Технологии в мире очень много, роль магии меньше, но все же значима; скажем, артефактные мотоциклы и машины имеются.
А вот сами Возвышенные…
Дело в том, что метафизика здесь иная. Это Творение создали Инкарны… причем Луна, Автохтон и Гайя числятся детьми Непокоренного Солнца и Дев. Угу. Определенно, Пламя Богов был более деятелен…
Йози же пришли из-за пределов мира и обрушились на Творение; тогда и были созданы Возвышенные, но эту войну мир проиграл. Так что теперь Князья правят Творением из-за кулис, выдавая себя за светлые силы. Сторонние и лунары вынуждены были признать их власть в надежде на шанс изменить положение изнутри.
Дракорожденные же – недавнее добавление, мощный генетический эксперимент инферналов на основе захваченных Пяти Драконов; правда, чего они не учли – того, что дракорожденные и без генетических манипуляций смогут Возвышаться, что будет изрядным сюрпризом. Изрядно изменены и Алхимические, которые теперь – тоже эксперимент, скорее киборги с имплантатами, нечто похожее на Гайвера. Абиссалы когда-то были сделаны Йози, дабы держать в узде Нижний Мир – и преуспели… даже слишком. Теперь владеющие своей реальностью рыцари на Творение заглядываются.
Кстати, широко известны только лунары, дракорожденные и абиссалы; Сторонние, Алхимические и инферналы – знание для узкого круга. А вот солары – сюрприз для всех. Они сейчас впервые входят в Творение, получив шанс проявить себя, и доказать, что их не зря придумали.
В общем и целом – Эра Модерна сильно напоминает по ощущениям Мир Тьмы. Причем старый, с его тайными силами, оборотнями среди людей и совмещением современности и мистики. Одновременно – и очень богатый на переработанных NPC Осколок, но об этом позже.
Общее мое впечатление – я вряд ли стану использовать подобный сеттинг полностью, но ряд элементов стоит заимствовать и развивать. Идеи интересные.


Тысяча мелких частей

Последняя глава отведена под чисто механические вещи. Разъясняется введение двух новых способностей и чармы для всех видов Возвышенных по этим способностям… а также некоторые чармы для компьютерной эпохи.
Помимо этого имеются таблицы для современного и футуристического оружия, а также машин. Сдается мне, что характеристики оружия все же несколько занижены, но ладно.
Введены правила кинематографической погони. И, что немаловажно – представлены альтернативные системы Сторонней астрологии и набора абиссалами Резонанса. Последний, как пишут, можно и в игре по оригинальному сеттингу использовать. Кое-что в этой системе меня озадачивает, кое-что – нравится чисто эстетически.


Переработка личностей

Книга не обошлась без переработки известных нам по канону личностей, причем зачастую неожиданно. Левиафану повезло – в Боевой Звезде он по-прежнему могучий адмирал, а в Рубеже – лунар, обернувшийся исполинским биокораблем. Лилит в Рубеже мониторит соларов, а Сила Многих – ее ученик.
Чейоп Кеджак в Эре Модерна – старейший Возвышенный, намеренный исправить прежние ошибки, помогая миру. В Рубеже Небес – нынешняя молодая глава Золотой Фракции. Да, Золотой. И да, я не ошибся ни с родом, ни с возрастом.
Мнемон и Катак – два имперских торговых клана в Рубеже, как и клан Пелепс&Рагара. К последнему, кстати, принадлежит и отменный капитан флота Пелепс Делед, вступивший в конфликт с окраинными лунарами. Он же, только уже Филип Делед засветился и в Эре Модерна – дракорожденный морпех, популярный в СМИ, но неприятный в общении. В Эре Модерна же есть и полковник Кэтрин Кайнан, и Лионель Кес, и таинственный лунар Томас Канн, и не менее таинственная Сторонняя мисс Грин, и мрачный пленилунский полицейский Юрген Канеко… Впрочем, хватит пока.
Рубеж Небес не менее богат. Там, скажем, есть солар-наемник и пират Морэй Дарктайд, нанимающийся ко всем. Известны ганслингер Дейс и таинственно исчезнувший Вздорный Меч; ходят слухи об убийце Гармоничной Нефрит, а в Малфеанской Войне засветилась Разбитый Лед. Также по просторам галактики бродят приключенец Палач Багрового Знамени и профессиональный хакер Тень Черного Льда. А раздел кораблей открывает яхта класса «Лебедь», часто используемая дипломатами.
А в Боевой Звезде есть экспериментальный истребитель, способный превращаться в варстрайдер. И называется он… «Алая Императрица».


Разнообразные пасхалки

Различных отсылок к иным фантастическим мирам в книге немало. Очень. Полагаю, заметил я не все, но что нашел…
Gunstar Autochthonia
• Само название – уже само по себе пасхалка на Battlestar Galactica.
• Среди соларов на борту есть Магнус – гениальный ученый, заточенный в лишающую сил тюрьму по причине слишком уж экстремистких методов войны за правое дело. Кое-что в нем напоминает доктора Лектера, но мне упорно вспоминается совершенно другой Магнус

Heaven’s Reach
• История корабля «Потерянная Корона» – эксперимент по дальним странствиям, гибель экипажа, то, что стало с кораблем… Что хотите говорите, но мне упорно видится Event Horizon.
• Главная планета Империи носит название «Центр Империи». Угу. Вы поняли, о чем я подумал.
• Первый Император завоевал миллион систем со своими солдатами из металла и плоти. Вархаммер и Император Человечества передают привет.
• Сам титул правящего лунара наводит на мысли о совсем ином правителе.
• Истребитель «Звездная Гадюка»… хм… Не уверен, что это пасхалка, но был в ЗВ такой, пусть и с чуть иным словом.

Modern Age разбирать трудно – он сам по себе огромная отсылка к Миру Тьмы. Отмечу лишь, что корпорация «Магадон» – явный кивок на «Пентекс».

А в приложении есть автоклейв. Цепной меч, как скажут знающие Вархаммер, и будут правы.