Tammi
19:51 19-09-2012 О головных тараканах и прочее
Вот мы, психологи (и не психологи тоже) часто говорим - "это у него травма", "это сценарий", и вроде бы понятно, что мы имеем в виду. Но что на самом деле лежит под этими словами, какая сила заставляет людей делать одно и то же по многу раз, сколь мощная психическая энергия стоит за этими фразами, не всегда очевидно. Слова затерлись и стали привычными.

Я хочу описать свой позавчерашний опыт знакомства с собственным ярким сценарием. Ярким и недавним - потому что породившее его событие случилось не так чтоб давно, во взрослом моем возрасте, и он осознается мною 90 и более процентов.

Сценарий связан с машиной. Я попала в ситуацию угона автомобиля, а для меня "корабль - это не просто доски, паруса, палуба", так что вместе с той машиной я потеряла свой руль и своего железного друга, чо уж там. С тех пор я немножко дергаюсь по поводу угрозы угона, но не клинически, то есть я не обвешиваю автомобиль страшными степенями защиты и сигнализациями, я просто отдупляю, что машина в поряде, на месте, я ее заперла и все такое. Казалось бы, все нормально, но иногда происходят внутренние срывы.

Вот позавчера я оставила машину на большой стоянке рядом с офисом, и вернулась на нее поздно вечером, когда все разъехались и стоянка была почти пуста. Моего маленького оранжевого шлюпа видно не было. У меня пугающе привычно захолонуло в душе, но я же знаю свой страх про утерю автомобиля, поэтому я пошла вперед, понимая, что машина стоит на воооот том дальнем месте, которое загорожено газелью. Газели, когда я вставала на парковку, не было.
Это было еще привычно, потому что я ожидала увидеть за газелью свой пыж. Но из-за газели выглянула жопа другой газели!

И вот тут мне не стало страшно и не стало грустно. Некоторая часть меня стала привычно считать - снова вызов милиции, протокол, заявление, поиск, страховая, нервы, деньги, тоска, злость, смирение и прочая байда. Уже пройденный сценарий as is подсовывал себя, просто чуть не подпрыгивал и не кричал: "я знаю, что делать, давай, мы это уже проходили, мы это умеем, бери меня на борт и поехали". Эта некоторая часть меня почти радовалась, что ситуация из неопределенной стала понятной - ведь знакомая жопа лучше незнакомых дерганий, вот оно что! Через четыре шага между этими двумя газелями стал виден блестящий металлический зад, вполне себе апельсинового цвета. Конечно, пыж не делся никуда. и можно было выдохнуть.

Вот так вот я познакомилась с настоящим объемом и силой моего маленького, взрослого и небезосновательного сценария. Теперь я могу представить себе, что и как именно отпечаталось в душе ребенка, которому в годовалом возрасте показалось, что его бросают родители. Какая сила управляет людьми, разрывающими близкие связи по своим, сугубо внутренним, казалось бы безосновательным тараканам. Какая колея снова приводит людей к бутылке или шприцу. Да просто ад какой-то кромешный, а выход один - сознательность и адекватность.
Люди, будем бдительны, йо.
Комментарии:
Roxana
23:08 19-09-2012
Да, травмы это пиздец-пиздец. А особенный пиздец, как ты верно заметила, это травмы развития, особенно в довербальном периоде...я хочу специализацию на эту тему пройти, но в Киеве ничего приличного пока не видно, увы
Tammi
00:00 20-09-2012
Roxana а по этой теме вообще всего немного совсем, мне так кажется...
Roxana
01:37 20-09-2012
Tammi да есть в общем инфа, просто почему-то травмы развития как отдельную область редко рассматривают, что очень зря. У нас, например, есть специализации по кризисам и травмам, но там в основном идет речь о ПТСР, помощи людям после аварий-войн-захватов заложников и т.д. А травмам развития уделяется одна, максимум 2 трехдневки - это страшно мало. Потому что эти травмы страшны прежде всего тем, что человек про них чаще всего и не помнит, а если помнит, то т.к. период довербальный, то описать не может. Телеска с этим работает, вероятно, но я в телеске мало шарю, увы...

А про травмы развития я много полезного почерпнула из ЖЖ психотерапевтов, они периодически про это пишут.
Tammi
01:48 20-09-2012
Roxana телеск с этим очень много работает, факт! мне жаль, но я конкретных авторов не посоветую, но вообще в том направлении рыть полезно!
Roxana
12:22 20-09-2012
Tammi да с телеской нужно не авторов, там нужно у живых людей учиться Но специализацию по телесно-ориентированной терапии сейчас не хочется проходить, потому что это все-таки общий метод, а мне хочется именно про травму. В общем, "будем искать".
Yoda
13:18 26-09-2012
У тебя так все понятно и четко описано. Сам начал чувствовать, что что-то понимать начал (но я не психолог, не, потому понимаю, что только прикоснулся к пониманию, не более). А относительно развившейся здесь дискуссии о травмах в довербальном периоде развития. Хм. Нет, я ни в коем случае не берусь что-то советовать профи, но... Короче, мой родной отец, с которым мы общаемся не так чтобы много, получил себе второе высшее образование и занимается Гештальт-терапией. Из его рассказов, я понял, что они разбирают случаи именно таких травмирующих воздействий на психику. В тесном согласии с бунтарской командой тараканов у меня на борту, не хочу нарваться на несколько часов лекции в исполнении бати, потому и спрашиваю - Гештальт, это разве не то что вы ищите, Роксана?
Roxana
14:09 26-09-2012
Yoda на самом деле я гештальтом и занимаюсь последние 5 лет, более того, я сертифицированный уже гештальт-терапевт, начинаю свою практику, терапевтическую группу вот с коллегой собираю. Потому и речь зашла про специализацию. Сам по себе гештальт - это парадигма, так сказать, а каждый терапевт в своей работе использует методы, которые ему наиболее близки (ну, конечно, есть общие места, но есть и частные). Вот работа с телом и с травмами - это одно из направлений, довольно узкое и глубокое, если можно так выразиться, ему дополнительно нужно обучаться. Общие знания у меня есть, но этого мало для конструктивной работы.

Tammi, если я не ошибаюсь, тоже в курсе про гештальт
Tammi
14:16 26-09-2012
Roxana Yoda Тамми и про гештальт в курсе, и про телеску у меня сестра сертифицированный член АТОП и бла-бла-бла, а я сама просто психолог с в/о, ушедший в бизнес-сферу.

Я вот из имеющиейся дискуссии хочу уточнить, так на всякий случай, что речь идет не о травмах в физиотерапевтически-медицинском понимании (то есть когда тушка покалечилась), а о травмах в смысле писхологическом. Например, младенец сильно испугался, младенец был одинок или рассержен столь сильно, что это оставило отпечаток на дальнейшем развитии его личности и т.п.
Yoda
15:00 26-09-2012
Tammi да понял я о каких травмах речь. Просто для меня то, чем занимается отец, называется гештальт-терапия. Из его рассказов, я для себя понял, что он с коллегами докапывается в основном до таких старых и не осознаваемых травм психики, до того, что пациент и сам не помнит ввиду слишком мелкого возраста в котором произошло травмирующее (изменяющее) психику событие. Потому и был уверен, что гештальт это именно оно и есть - докапывание и извлечение на свет плюшек-тарашек полученных в очень раннем возрасте.
Огромное спасибо за разъяснение, кое-что встало на свои места.
Tammi
15:07 26-09-2012
Yoda вот как всегда все упирается в терминологию
нет, "докапывание и извлечение на свет плюшек-тарашек полученных в очень раннем возрасте" - это не гештальт, это делают все, с этого еще отец-основатель психоанализа начинал
Yoda
17:09 26-09-2012
Tammi понял, спасибо.
Roxana
22:02 26-09-2012
Tammi ну прям скажем, не все это делают, в основном все-таки психоанализ, гештальт не всегда (не всегда есть в этом необходимость), а когнитивка - и вовсе никогда
Yoda просто именно твой отец тебе именно с этой стороны про гештальт рассказывал, видимо. А можно рассказать еще 10-ю способами и все будет правдой