17:00 26-08-2013 Способности, знания, умения
Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных в ходе общественно-исторической практики. Знания и умения не остаются внешними по отношению к способностям. По мере их освоения они содействуют развитию способностей. Из обобщенных умений и формируются способности.
В процессе обучения и воспитания в школе детям передается определенный общественный опыт: им становится доступной письменность, сообщаются основы наук, они овладевают многими практическими навыками и т. д. Под влиянием общественного опыта, т. е. по мере овладения все более сложным и разнообразным учебным материалом, и происходит развитие способностей. Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности. При изучении действия технических конструкций складываются некоторый технические способности. Усваивая правильные приемы рисования и живописи, ребенок формирует свои художественные способности. Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития способностей.
Вместе с тем между способностями человека, с одной стороны, и его знаниями, умениями и навыками, с другой, имеется существенное различие. Когда, например, выдвигают молодого работника на организационную работу и мотивируют это его «хорошими организационными способностями», то, конечно, не думают, что он уже обладает организационными умениями и навыками в данном виде деятельности. Наоборот: мотивируя выдвижение молодого и еще неопытного работника его «организационными способностями», имеют в виду, что хотя он и не имеет еще достаточных навыков и умений в данном виде деятельности, однако благодаря своим способностям может быстро и успешно приобрести их.
Нередко бывает, что учитель не удовлетворен работой ученика, хотя тот обнаруживает не меньше знаний, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же учителя. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что ученик работает недостаточно. При хорошей работе этот ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний. Одинаковые знания и умения в области, например, математики, для опытного учителя могут у разных учеников означать различное: у одного, при очень хороших способностях к математике, они указывают на недостаточную работу, у другого — могут свидетельствовать о значительных достижениях.
Подобные примеры показывают, что под способностями имеются в виду такие психические свойства, которые зависят от знаний, навыков и умений, но не сводятся к ним. Способности — более устойчивые свойства личности. Они формируются и развиваются медленнее, чем приобретаются знания, навыки, умения.
Неумение отличить способности от знаний и навыков может приводить к ошибкам. Примером может служить неудачная попытка знаменитого впоследствии художника Сурикова поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились очень рано, но достаточных умений и навыков в рисовании у него еще не было. Преподаватели академии не поняли Сурикова. Инспектор, просмотрев представленные рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка этих преподавателей заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его достойным зачисления в академию.
Таким образом, надо постоянно учитывать теснейшую неразрывную взаимозависимость между способностями человека и его знаниями и умениями, выражающуюся в том, что способности формируются и развиваются путем усвоения знаний и умений, а от развития самих способностей в свою очередь зависят легкость и быстрота овладения знаниями и умениями.
(с)