Дискуссия произошедшая при правителе мусульман между Аль-Азрами и сто- ронником бид’а.
Я не нашел биографию Аль-Азрами и тех, кто был с ним, и я также не знаю, о каком именно бид‘а шла речь в этой дискуссии.41 Но это не главное, главное тут заключается в том, чтобы мы познали стадии этой дискуссии, для того чтобы мы имели представление о том, как нужно вести спор со своим оппонентом для достижения истины.
Аль-Азрами построил свою дискуссию таким способам, что после каждой стадии переходил к следующей, и так до тех пор, пока его оппонент не замолк, не зная, что ответить.
Первая стадия: Это вопрос о том, знал ли Пророк (Да благословит его Аллах и приветству- ет!) об этом бид‘а или нет, на что мужчина ответил, что не знал. Как мы видим, в его ответе со- держится обвинение Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников в том, что они не знали важные вещи, относящиеся к религии. Но вместе с этим обвинением, ответ мужчины сам по себе является доводом против него и поэтому ученый переходит ко второй ста- дию дискуссии.
Вторая стадия: Если они не знали об этом, то, как ты узнал? Разве мог Всевышний скрыть что-либо из Шари‘ата от Своего Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников, но открыть тебе? Тут мужчина, поняв свою ошибку, тут же отвечает: «Они знали об этом». И тут наступает завершающая стадия спора.
Третья стадия: Если они знали об этом, то могли ли они не рассказывать об этом и не призы- вать людей к этому или не могли? На это мужчина отвечает, что могли. И вот тут наступает ре- шительный момент — Аль-Азрами его спрашивает: разве то, что удерживало их от распростра- нения этого, не удерживает тебя?42 Мужчина не смог ничего ответить и спор закончился43.
Присутствовавший при этой дискуссии правитель мусульман одобрил рассуждение Аль- Адрами и сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»