Еще немного социальной перчинки от Евочки.
На этот раз не такой доброй и gluten free.
Сегодня я хочу поговорить о нашумевшем социальном эксперименте юнисеф, единственной целью которого, как я поняла, было лишний раз проиллюстрировать нам и без того всем известный факт "все люди бессердечные сволочи".
Если не видели, то вот вам синопсис: в Тбилиси маленькую девочку сначала одевают в брендовые шмотки и смотрят, как все останавливаются и пытаются выяснить, не потерялась ли она и как ей помочь, а потом одевают в обноски и смотрят, как ее либо игнорируют, либо в кафе вообще просят отойти... Потом ребенок начинает плакать от такого отношения, и добрый юнисеф решает прекратить эксперимент...
"Не будьте суками!" кагбе говорит юнисеф грузинам и кагбе намекает, что и всем остальным надо заглянуть себе в душу и перестать быть суками.
А я хочу сказать юнисефу и всем проникшимся, что общество - не конь в вакууме и результат этого эксперимента можно было предугадать и расписать за две минуты без его проведения.
Для этого надо брать в расчет локальные и региональные реалии, и то, какие эти реалии вырабатывают паттерны поведения. Если, скажем, ты живешь в плохом районе, то ты, скорее всего не выходишь из дома поздней ночью. Если в твоем городе переменчивая погода, то ты всегда носишь с собой жакет. Если ты живешь в Москве, то лежащий в неестественной позе человек, скорее всего алкаш и к нему даже походить не стоит (сама я пару раз испугано подбегала, пыталась выяснить, не надо ли скорую... прохожие, и даже сами алкаши смотрели на меня с удивлением и сразу понимали - иностранка).
Сколько бы я не ездила в Тбилиси, в городе всегда было полно цыган. Каждая относительно половозрелая цыганка таскала за собой огромный выводок и зачастую выводок этот таскался и сам по себе, без мамы. Эти дети (и родители, конечно, тоже) напропалую нагло клянчили и еще более нагло воровали все, что плохо лежит, от мешка с едой, до фотоаппарата. Мне, как туристу это очень сильно досаждало... Могу себе представить, как это надоело самим жителям города.
Эти условно бездомные дети - реалии их жизни и отношение к ним формируется не сразу и не на личностном уровне. Помогать - личное дело каждого, но бороться с этим, что-то делать - это обязанность государства, благотворительных фондов, международных и общественных организаций... бездомный ребенок - проблема и вина системы.
В условиях эмиграции я сейчас как раз нахожусь в процессе апгрейда и перекройки своих социальных паттернов, но даже сейчас могу с уверенностью сказать, что здесь, в США любого одинокого ребенка первый же прохожий передаст полиции. Не потому, что тут все добрые, просто тут такая система. У задачи "одинокий ребенок" есть однозначное, быстрое и известное всем решение. В постсоветском пространстве такого решения нет, а если и есть, то никто не потрудился объяснить это своим гражданам, как и не потрудился над тем, чтобы бездомный ребенок перестал быть частью городской декорации.
Так, что дорогой юнисеф, в следующий раз, когда вам надо будет распилить очередной грант на бессмысленный социальный ролик, лучше потратьте эти деньги на детские дома или что-то материальное, что эти дети смогут надеть или съесть...
не занимайтесь паблик шеймингом. Люди разные и просто жизнь такая.
А в завершении, я хочу вспомнить цитату Довлатова, которую так часто, тупо и совершенно вне контекста шарят все кому не лень:
"Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?"
и привести ее продолжение, как мораль ко всему, что я написала выше:
"Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента. Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это — редкость. В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло — произвольны.
Так что, упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу…"