Корпоративная этика любой организации независимо от ее профиля должна строиться на демократических принципах и опираться на нравственные нормы, которые позволяют каждому сотруднику ощущать себя личностью. Американский социолог Ла Рю Тон Хосмер сформулировал десять этических принципов современной корпоративной этики, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Несмотря на то что прописаны они были применительно к бизнес-корпорациям, их вполне можно взять на вооружение и работникам системы образования. Вот эти принципы.
· Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении Демокрита о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
· Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т. п.).
· Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях святого Августина, призывающих к добру и состраданию).
· Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные нормы общества (принцип основан на учении Джона Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
· Никогда не делай того, что вредит обществу, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма, разработанной Джоном Миллом).
· Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве Иммануила Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
· Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Жан-Жака Руссо на права личности).
· Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории Адама Смита и учении Вильфредо Парето об оптимальной сделке).
· Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Джона Ролса).
· Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Роберта Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).