якотик
00:20 10-09-2016
"Школьная астрономическая обсерватория", пособие для учителей, 1977 год.
Чисто ради интереса, звезды с моим зрением все равно понятие в большой мере относительное, а астрономии в жизни случилось ровно два занятия. Когда знания про космос ограничиваются фильмами ВВС, как-то трудно представить, что у других иначе. Вообще, кто им позволит? Отпускать детей на ночные уроки, пусть даже студентов? Бред какой.
Но ладно, пусть с этим как-то решили, и план с учетом погоды утвердили (не представляю, правда). Сама площадка для наблюдений. Квадрант. Гномон. Нитяной пассажный инструмент. Какие-то обтесанные чурочки на схемках. Что это? С этим реально можно проводить астрономические наблюдения? Там дальше обещают научить делать телескопы, это как-то ближе к моим представлениям, не то что вбить в землю несколько столбов и загнутых железяк в определенном порядке. Схемы постройки астрономических павильонов - натуральные сараи, как там телескоп может быть в сохранности? И как его вообще можно в городе разместить, да даже на крыше школы, если от фонарей такая дикая засветка? Создается впечатление как от средневекового трактата по оборудованию лаборатории алхимика. А потом эта фраза : "К дополнительному оборудованию учебной астрономической обсерватории следует отнести: 1. приборы для точного измерения и хранения времени;"
Хранения времени... Тут я слегка зависаю, настолько это вписывается в идею о средневековье. Когда чуть позже учат серебрить зеркало, предупреждая, что раствор может взорваться, я уже вообще не знаю что и думать. Оборудование для фотосъемки само по себе не сахар, но его дополнения... Самодельный фотометр из бумажек разной толщины показался наиболее понятным из всего описанного. Хоть убей не пойму, какой вообще из всего этого прок.

И так внезапно от реального интереса к новой необычной теме переходим к идее ее ненужности. Разве это на меня похоже? Совсем нет. А причина в том, что стало слишком сложно. Нет, правда. Сперва это захватывает своей запутанностью, даже навевает мысли про всяких там майя, у которых тоже были непонятные столбики и веревочное письмо, но внезапно вполне работающий календарь. Кажется, что чуток усилий и современных знаний - и вот мы тоже можем делать свои открытия. Но чем дальше, тем лучше понимаешь, насколько все это далеко от реальной жизни, и притом мешает реальной жизни - наблюдения проводятся ночью, и притом не имеет никаких в этой реальной жизни перспектив. Как будто надо иметь чуть больше, чем просто интереса, фанатизм что ли, или группу единомышленников, или хотя бы деньги. То есть в моем внутреннем представлении любительская астрономия - своего рода секта. А все из-за дурацкого пособия для школьных учителей.