Never
15:37 24-03-2017 Принципы системного подхода в методике преподавания мастерства актера
Тезисы


Принято считать, что целью преподавания дисциплины “Мастерство актера” является индивидуальное обучение студента профессиональным навыкам актера драматического театра и кино. При такой формулировке основной цели учебного процесса упускаются из вида несколько важных обстоятельств.

Во-первых, профессиональный актер на сцене работает в составе артистической группы, результат работы которой – успех или неудача постановки, определяется взаимодействием участников спектакля в большей мере, нежели индивидуальными качествами артистов.

Во вторых, при оценке качества подготовки актера следует учитывать не только (или не столько) индивидуальные навыки и особенности, но и способность применить их в совместной работе в качестве участника артистического ансамбля.

В третьих, исходя из приведенного ранее, целью и смыслом методической работы в курсе “Мастерство актера” следует принять создание полноценного репертуарного спектакля вместо одно – двукратного показа “дипломных” спектаклей.

Общеизвестно, что “дипломные” спектакли пользуются особой благосклонностью театральной публики, которая за обаяние молодости охотно прощает огрехи и недочеты как в изображении отдельных персонажей, так и постановки в целом. Нерастраченная энергетика начинающих профессиональную карьеру актеров обычно с лихвой покрывает изъяны постановки и награждается щедрыми аплодисментами друзей и родственников дипломантов.

При всем уважении к режиссерам и участникам дипломных спектаклей нельзя не отметить, что, несмотря на обилие профессиональных атрибутов и аксессуаров в дипломных спектаклях (музыкальное оформление, костюмы, свет, и т.д.), такой порядок больше подходит театру любительскому, нежели профессиональному. Для состоявшегося актера существует единственный профессиональный критерий - это работа в репертуарном спектакле, пользующимся успехом у зрителей.

В предлагаемой постановке методики преподавания актерского мастерства на первое место выходит процесс подготовки полноценного репертуарного спектакля для профессионального театра, а акценты учебного процесса с индивидуальной подготовки артиста смещаются в сторону формирования актерского ансамбля.

Методы управления процессом, при котором все действия и участвующие в них компоненты (или их участники) направлены на достижение максимального результата (цель процесса) обычно называется системным подходом и имеет собственную аксиоматику.


Принцип задания цели

Принцип целенаправленности

Принцип накопления результатов

Принцип выполнения действия для достижения цели


Принцип задания цели полагает, что все процессы системы и свойства ее элементов подчинены достижению единой цели. Соответственно, поставленная цель должна быть достижима за приемлемое время при допустимом уровне издержек. Цель должна быть реальна, измеряема и должна иметь четкие критерии ее достижения. Цель системы (или методики) определяет последовательность и локальные цели составляющих ее процессов и свойства входящих в нее элементов.


В данном контексте термины “система” и “методика” синонимичны, так как “методика” так же, как и “система”, объединяет процессы и элементы (педагогического процесса) таким образом, при котором результат их взаимодействия недостижим для отдельных и независимых действий каждого из этих элементов и процессов. Таким образом, цель определяет и саму систему и свойства ее элементов.


Принцип целенаправленности. Все входящие в систему элементы имеют свойства, способствующие достижению цели. Элементы, не удовлетворяющие этим критериям, исключаются из системы

Принцип выполнения действия. Любое действие или процесс выполняется только в том случае, если он направлен на достижение поставленной цели. Действия или процессы могут иметь собственные, вспомогательные цели. В этом случае локальные цели должны образовывать дерево целей, являющееся декомпозицией цели системы. Действия или процессы, имеющие локальные цели, не являющиеся результатам декомпозиции цели системы, не выполняются.

Принцип накопления результата. Результаты всех процессов системы дополняют и усиливают результаты, полученные в предыдущих процессах. Процессы, не соответствующие требованиям аддитивности результатов, исключаются из системы.


При традиционном подходе, не использующем мерологию системного подхода, для достижения заданной цели, выбирается некоторая последовательность процессов, в отношении которых априори предполагается, что совокупность их локальных целей и позволяет достигнуть заданной общей цели или же такая совокупность (локальных целей), собственно, и является общей целью.


Методология системного подхода предполагает обратный подход – определяется главная цель и критерии ее достижения, затем общая цель раскладывается на вспомогательные или локальные цели, для достижения которых выбираются определенные процессы и порядок их реализации.

Графически разницу подходов можно представить в игровой форме: первый больше всего похож на набор кубиков, позволяющих собрать некую произвольную конструкцию, второй больше всего похож на ханойские башни, в которой разноцветные диски различного диаметра собираются на стержень, изначально задающий форму полученной конструкции.


Таким образом, особенности приведенной методики преподавания актерского мастерства заключаются в том, что ее целью является создание полноценного репертуарного спектакля, в котором из ее элементов (студентов курса) создается актерский ансамбль, исполняющий спектакль на профессиональной сцене.

Такая постановка учебного процесса позволяет не только сформировать у студентов основные профессиональные навыки и продемонстрировать их на сцене качестве “обязательной программы” дипломного спектакля, но и определиться с выбором актерского амплуа, вывить сильные стороны актерского дарования и ретушировать слабые, привить навыки психологической устойчивости – способность играть на сцене в реальных условиях и чувство сценического партнерства.

То, что спектакль должен быть репертуарным, с одной стороны, является оценкой качества самой системы (или методики) – правильно сконструированная системы должна обеспечивать стабильность результата, полученного при достижении цели и с другой - позволяет выпускникам с наименьшими издержками адаптироваться к любой профессиональной театральной труппе.

Подобный подход не отрицает, но лишь дополняет традиционный учебный процесс переносом его акцентов с формирования индивидуальных профессиональных навыков на

умение существовать в сценическом пространстве в составе актерского ансамбля. Соответственно, основными элементами предлагаемой системы или методики являются

репертуарный спектакль

актерский ансамбль

режиссер - педагог

профессиональный театр


С изложенной точки зрения формирование актерского ансамбля начинается уже на этапе профессионального обора претендентов на обучение. Необходимость формирования ансамбля вызывается следующими обстоятельствами.

В провинциальные вузы поступают абитуриенты с заниженной самооценкой. Те, что по разным причинам считают для себя невозможным обучение профессии в столичных ВУЗах. В приведенных обстоятельствах на первый план выходит психологическая задача – убрать негатив (заниженную самооценку) из личностных оценок профессиональных возможностей (способностей). И самый эффективный способ решить поставленную задачу - сформировать ансамбль, в котором установки педагогов дополняются взаимодействием участников, создавая синергетический психологический эффект, обуславливающий изменение профессиональной самооценки.

Системой может быть только такое сочетание процессов и элементов, в котором результат их общего взаимодействия отличается от результатов действия каждого из этих элементов в отдельности. Он может отличаться как количественно, так и качественно.

В отличие от классических трактовок системного анализа в данной методике кроме количественных параметров цели особое значение приобретают ее качественные характеристики. Изначальная трактовка термина “сверхзадача” предполагает доведение до зрителя основной идеи сценического произведения. Качественное достижение поставленной цели предполагает контакт актера со зрителем, при котором доведение до зрителя основной идеи осуществляется на максимально достижимом эмоциональном уровне.

Константин Аркадиевич Райкин как-то заметил, что зритель приходит в театр для того, что - бы прожить два часа другой жизнью.

Перефразируем классиков для иной формулировки актерской сверхзадачи.


Если человеку, хотя бы на два часа, нужна другая жизнь, дай ему эту жизнь. Другая душа будет у него, другая душа будет у тебя.

)))