«Ретроактивный континуитет, или, сокращённо, реткон — это литературный приём, при котором установленные в произведении факты изменяются, замалчиваются или опровергаются последующими опубликованными работами, которые, по идее, должны сохранять преемственность с прежними произведениями» (с) Википедия
«Исправление сюжета в третьем томе планировалось не слишком затянутым, действительно на две книги.» (c) Инсайдер из реконструкторского треда
Примечание реконструктора:
Часто высказывают мнение, что сюжет ОЭ поменялся в 4й книге — «Из глубин». Однако при внимательном чтении «Лика победы» очень заметно, что уже этот том - не начальная концепция, а первый реткон.
Признаки реткона в ЛП:
1.ООС персонажей (резкое немотивированное изменение характеров)
Альдо
«Альдо представляется порывистым, но благородным. Альдо и дела нет до реликвий и старых мечей. Это истинники по ним с ума сходят. Вспомните, как легко Альдо расставался со старыми вещами...»(с) Анон из реконструкторского треда
Радикальное изменение характера этого персонажа происходит именно в ЛП, но наметки сделаны уже в финале ОВДВ:
«Робер прикрыл глаза, кто бы мог подумать, что Альдо окажется таким хитрецом, а он считал сюзерена чуть ли не младшим братом.»
«Матильда с негодованием глянула на гарцевавшего рядом с каретой внука. Вот уж не подумала бы, что Альдо вырастет таким старьевщиком, в кого бы? Хотя Анэсти тоже был готов за старую тряпку удавиться.»
Альдо, каким он был в КНК:
Старинные янтарные четки:
«Вместо ответа принцесса бросила на стол злосчастные четки.
— Это удовольствие обойдется нам в двадцать шесть вел.
Альдо присвистнул.
— Я продал их за десять...
— На что тебе не хватало? — поинтересовалась вдовица, усаживаясь на кровать и
стаскивая со стриженой головы осточертевший парик.
— На все… Сил не было смотреть, как Робера морковкой кормят. Решил сводить его
поужинать.»
Шкатулка со Зверем:
«— Ну что? — Альдо с интересом следил за манипуляциями друга. — Отдаем?
— Как бы Енниоль не решил, что мы над ним издеваемся.
— Ну, — засмеялся принц, — достославный сам пристал к нам с фамильной рухлядью,
вот пусть это чудище и забирает. Главное, чтоб в ней никаких тайников не оказалось, а то обидно будет.»
Реликвии и места Силы:
«То, чего они просят, они получат, беды-то. Меньше Нохского монастыря мне нужна только Гальтара, а старые цацки пусть ищут и делят сами. Но если «куницы» и «крысы» вместо пальца захотят руку оттяпать, я их натравлю друг на друга. Вот и все. Свое слово я сдержу, если, разумеется, стану королем, но сесть себе на голову не позволю.»
Но в ЛП Альдо внезапно, на ровном месте, уверовал в Силу Раканов и рвется в Гальтары:
«Альдо: Это значит, что мы – прямые потомки древних богов. Как говорят гоганы – «первородные», а они знают, что говорят. Было четверо избранных родов и пятый, повелевающий четырьмя и всем сущим. Мы хозяева этого мира, Ричард Окделл, законные хозяева. Сьентифики переломали сотни перьев, доказывая, что магия существует, но никому не удается сделать в жизни то, что выходит на бумаге. Потому что магия доступна только избранным. Нам. Мы забыли как, но обязательно вспомним. Обязательно!»
«На носу излом эпох, а я венчан на царство самой Кэртианой. Когда я добуду реликвии Раканов, я присягну в Гальтаре своим предкам, но сегодня я жду клятвы своего маршала.»
Сам Альдо объясняет случившиеся с ним перемены шоком от попытки отравления его и Матильды пирогом, но как смерть Мупы могла заставить его уверовать в гальтарскую магию?!
Более поздний реткон выдает другую версию — Альдо всегда был хитрым мерзавцем и даже несчастную Мупу отравил сам, но тогда непонятно как Робер мог тесно дружить с Альдо пять лет и не узнать истинного характера своего лучшего друга. WTF?
Робер
В ЛП дружеская привязанность Робера к Альдо сменяется презрением и раздражением, а затея с реставрацией Раканов теперь вызывает его полное неприятие и непонятно зачем он вообще едет в Алат вместе с Раканами при таком отношении к Альдо и его затее.
Дик
Не рефлексирует на тему своей попытки отравить эра, к которому успел искренне привязаться, а лишь переживает, что попытка была неудачной и теперь Катари в опасности. Для Дика первых томов это полный ООС. Впрочем, у него в ЛП почти нет ПОВа.
Луиза
Рассудительная женщина с сильным характером, какой была Луиза первых книг, неожиданно превращается в злобную мегеру. О ком бы она не думала - Окделлах, Олларах, Манриках, фрейлинах, ее комментарии полны ненависти, презрения, ехидства.
«– Он мне прислал линарского жеребца, – надменно произнесла Айрис, – и я его приняла.
Луиза: Нет,
Окделлов надо убивать в колыбели. И Карлионов тоже. »
Изменения характеров Альдо, Робера и Дика лишены внутренней логики, но очевидно работают на новую концепцию — Альдо и Дика переводят в число «плохих», воюющих на неправильной стороне баррикад, а Робер должен будет вскоре покинуть ставших «плохими» товарищей, ради правильной стороны. Но подоплека перемен, произошедших с характером Луизы совершенно не понятна. Возможно, когда ее роль в сюжете была значительно расширена в сравнении с первоначальной задумкой, в ее характер просто решили добавить перчинки. Целый мешок.
2. Потеря динамики и самоповторы.
КНК и ОВДВ очень динамичны, каждая сцена двигает сюжет или сообщает читателю какие-то важные детали характеров и обстоятельств. В то время как ЛП практически полностью состоит из проходных эпизодов и филлеров. Динамика нарушена, повествование топчется на месте, а сюжетные линии ЛП, по большей части, просто повторяют ситуации из 2х предыдущих книг, но в несколько видоизмененном варианте:
* В КНК Алве дают полномочия Проэмперадора, в ЛП - примерно то же самое, но на кону не жизнь, а сапфиры и ройя.
* Алва в Фельпе воюет практически без армии, как воевал в Сагранне.
* «Кто-то весьма удачно перенес на воду то, что Рокэ Алва применил на суше во время прошлогодней кампании на Дарамском поле. Не исключаю, что по совету самого герцога. Он слишком деятельный человек, чтобы просто дожидаться подхода талигойской армии.»
* Алва вновь подставляет своих — в КНК это Оскар и его отряд, в ЛП - генерала Фраки и его солдаты
* Алва опять побеждает с помощью забавных зверушек — в Сагранне это были козлы в украшениях и побрякушках, в Фельпе - раскрашенные пауканы.
* Марсель старательно копирует манеры и жесты Алвы, как копировал их Дик
* Алва в ЛП дефлорирует девственницу Клелию, а в КНК он проделывал то же самое с девственной бакранской вдовой.
* В ЛП Алва во сне спасает Дика от Пегой Кобылы. В ОВДВ Алва во сне спасал Робера от Пегой Кобылы
* Селина Арамона говорит, что не выйдет замуж и будет воспитывать детей Рокэ и Айрис, ровно как Дик Окделл в ОВДВ мечтал что не женится, а будет наставником сына Рокэ и Катари.
* Цилла пытается увести Джильди, как в ОВДВ пыталась увести Робера
* Дорак думает, что раз Альдо кто-то другой попытался убить, не надо его пока убивать. То же самое он думал в ОВДВ о Дике и покушениях на него.
* Луиза бурно ненавидит королеву, поскольку Катари спит с Рокэ, к которому у Луизы внезапно бурные чувства. Но при этом она вынуждена констатировать с каким достоинством держится Катари, как она защищает Селину, как она умна. Со временем Луиза невольно все сильнее проникается симпатией к Ее Величеству. Т.е. у Луизы к королеве отношение развивается по тому же вектору, что у Дика к Алве — от ненависти через признание достоинств к привязанности. Дублируется love-hate первых томов, Луиза = новый Дик.
* В КНК кто-то отравил пирог, и если бы не случайность, Альдо и Матильда погибли бы, но умерла лишь собака Мупа, которая съела часть этого пирога. В ЛП кто-то отравил искуственные лилии, и если бы не случайность, Алва и Елена погибли бы, но умерла лишь служанка, которой отдали корзинку с цветами.
Некторые из этих дублирующих линий повторяя первоначальную ситуацию теряют важные детали, а с ними и смысл:
ОВДВ о спасении Робера Алвой во сне: «И лишь когда Первородный смешал твою кровь со своей и кровью ставшей Залогом и напоил ею отражение Зверя, он вывел тебя.» Т.е. Ракан спасает повелителя лишь ответив на магический призыв.
В ЛП же Алва является спасать Окделла во сне просто так, без всякой сторонней магии. Если Алва и Дик настолько связаны и чувствуют друг друга почему же это в дальнейшем сюжете никак не отражено?
Другие дублирующие линии и вовсе искажают начальный смысл действия и характер героя:
В ЛП: «в синих глазах мелькнула лукавая искра. – Мне очень не понравился генерал Фраки. Некоторым господам вредно побеждать – из их побед, как правило – мелких, вырастают крупные неприятности.И, во имя Чужого и всех кошек его, как бы еще я заставил милейших дуксов вручить мне военную власть?»
Но в КНК Алва подталкивал и расстреливал Оскара чтобы избежать попытки гос.переворота и устранить угрозу жизни короля!
ЗФ, 2008г
Юзер: «Алва Штанцлеру: "Не желаете помянуть юного Придда, чуть менее юного
Феншо-Тримейна и отнюдь не юного Адгемара Кагетского вкупе с варастийцами, кагетами, бириссцами и гигантской выдрой, к тому же кормящей матерью?" Рокэ предлагает выпить за упокой души тех, кто отбыл ИМХО на тот свет
в результате интриг Штанцлера.»
Т.е. в КНК Рокэ просто вынужден убрать Фэншо, как и Адгемара. А в ЛП он предает и отправляет на смерть впервые в жизни увиденного им Фраки и его солдат потому что тот ему не понравился и потому что Рокэ так удобнее. WTF?
3. Изменение сюжета
Наль Ларак — хороший парень
«...генерал нехорошо усмехнулся. – Манрик тоже кое-чего хотел. Ему был нужен Надор, и господа «навозники» заключили союз.
– Надор?! – Люра – мерзавец, но мерзавцы знают и понимают больше других. – Зачем?!
– Тессорий немного посчитал и пришел к выводу, что вотчине Окделлов для процветания не хватает больших денег и умной головы. Гаунау не плодороднее Надора, а Дриксен не южнее. Три границы, мрамор, стеклянный песок, лес, пастбища, невыращенный лен, неостриженные овцы и непроходимая тупость Повелителей Скал, не желающ их вылезать из прошлого… Леопольд Манрик решил взять дело в свои руки.»
Если в изначальной версии за покушениями на Дика очевидно стоял кузен Наль, то теперь это коварные Манрики. Подготовкой восстания в Эпинэ Штанцлер теперь тоже занят лично и без участия Наля (который недавно посетил Эпинэ лишь по странному совпадению).
Катарина Ариго — порядочная женщина
«- Герцог Колиньяр собрал убедительные доказательства тайных встреч ее величества в аббатстве Святой Октавии с Эгмонтом Окделлом, Мишелем Эпинэ, Джастином Приддом, Оскаром Феншо-Тримейном и Ричардом Окделлом.
Луиза: На Ворона Манрик с Колиньяром замахнуться не смеют, вот и притягивают за уши все, что под руку подвернулось. Эгмонт Окделл и Морис Эр-При подошли бы больше, но в отцы пятилетнему наследнику покойнички не годятся. Нет, в том, что королева – прирожденная шлюха, госпожа Арамона не сомневалась, но королеве Талига завести любовника непросто. Вернее, не завести, а скрыть. Про Алву знали все, про других никто не слышал, и немудрено. Катарина жила в стеклянном ящике: днем не продохнуть от титулованных баб и камеристок, ночью в смежных с опочивальней ее величества комнатах торчат дежурные дамы. Изменишь тут, кошки с две! Остаются храмы, но и там не особо разгуляешься.»
Но в изначальной версии этой истории Катари спокойно принимала любовников в собственных покоях и никто ей не мешал:
«Когда Дикон вернулся к Ворону, тот сосредоточенно разбрызгивал по комнате благовония.
– Это нравилось любовникам, но наверняка не понравится собаке. » (с) Закат
Истиники уходят со сцены
«Зеван исхитрился и узнал, что Клемент рехнулся. Неужто вздумал составлять гороскопы Алана Окделла и Эрнани Ракана? Это обстоятельство изрядно беспокоило его высокопреосвященство, но новых донесений на сей счет не приходило.»
В ЛП интервенция полностью организована на деньги гоганов стараниями гоганов. Кроме восстания в Эпинэ, которое организовал Штанцлер, но оно по странному совпадению началось в тот же время что и интервенция.
В.В.Камша. Отблески Этерны. Закат:
«Рокэ не дрался, потому что спасал Кабитэлу, а эсператисты грабили город семь дней. »
«Альдо, он же слепой! Это агарисцы… »
«Бери пример с Иноходца, Дикон. Он не оставил меня подыхать на глазах эсператистской сволочи. »
«Ворон вздохнул. – Семь клириков, которых не взяли бы даже на живодерню по причине жестокости, и дюжина стражников…»
В изначальной версии столицу захватывают наемники Агариса и власть получают эсператисты-истинники. А в ЛП истинники исчезают с горизонта героев и со страниц книги.
Герман - жив!
«– Квентин, – как странно она глотает, словно курица. – С чего ты взял, что Герман умер?
С чего? С того, что он исчез вместе с одним из унаров, бросив все, даже свои записи. А
потом исчез и последний видевший их в живых свидетель.
– Я понимаю, что ты не хочешь верить в его смерть.
– Не в этом дело, – точно так же она махнула рукой, когда он сказал, что никогда на ней не женится. – Говорю же тебе, он был странным. Мог все бросить и сбежать, не в первый раз.
– Лили, Герман исчез больше года назад. Мои люди перерыли всю округу, нашли только лошадей.
– Ну и что? – Лилиан безмятежно хрустела печеньем. – В этом Лаик, должно быть, прорва тайных выходов. В эсператистских аббатствах так всегда было, иначе как бы монахи с любовницами встречались?
Создатель, Леворукий и все морисские демоны, в этом что-то есть! Герман и впрямь мог найти неизвестный выход, но как тогда быть с лошадьми и словами Арамоны? А никак! Дурак за хорошую взятку мог и лошадей вывести, и наврать с три короба, а когда Германа принялись искать все кому не лень, капитана убили. Как свидетеля. Все замечательно, все сходится, только кому это нужно, не Герману же!
– Хорошо, Лилиан. Ты допускаешь, что твой сын жив. Тогда где он?
Подруга детства пожала плечами...
Лилиан не верит в смерть сына, считает, что он сбежал в Гальтару, откуда в свое время убрался Эрнани Святой. Чем древнему императору не угодила его столица? Политика политикой, но ведь было еще что-то! Рокэ в молодости носило в Гальтару, там же сгинул его синеглазый родич и, если верить сказкам, не только он. Брошенный город считают дурным местом. Пару лет назад его высокопреосвященство не сомневался, что в Гальтаре нечисти не больше, чем в Варасте, но тогда не пропадали люди и не болтали о конце времен. Если Герман и впрямь подался в Мон-Нуар, его надо найти.»
Отец Герман, как и уннар Паоло, был убит капитаном Арамоной по приказу раттона, который обитал в Лаик. Но если нет магов-истинников, то и раттонам в новом сюжете места не находится. Возможно, в первом ретконе Герман и вправду был жив и отправлялся в Гальтары, иначе зачем этот эпизод?
Альдо хочет вызвать Зверя
« Я объявлю Талиг эсператистским, натравлю Агарис на гоганов и подпишу мир с Гайифой, Дриксен и Каданой. Пусть забирают Ноймаринен и северный Надор, зато я подстрелю двух перепелов: во-первых, меня признают, а во-вторых, отдать окраины мы отдадим, но пускай попробуют взять! Клянусь Зверем, твои Савиньяки и фок Варзовы им этого не позволят. А пока они дерутся, мы пустим корни в Олларии, выпотрошим Ноху и Гальтару. Когда я пойму, что делать со всеми этими жезлами, то приму абвениатство, а Агарис пошлю к кошкам. Со Зверем даже Ворон ничего не сделает. Ну как?»
«Дик скакал рядом с Альдо, он давно не был так счастлив: война закончилась, власть Олларов рухнула, как карточный домик, Талиг свободен, Катари свободна, впереди только свет, радость и любовь. Конечно, враги никуда не делись, Люра-Килеан прав, нельзя недооценивать опасность, но не ызаргам остановить легендарного Зверя!»
В Приложении к ЛП содержится информация, позволившая реконструировать изначальный сюжет в котором Зверя вызывал Альдо, и ему для этого вовсе не обязательно было быть Раканом, достаточно и Повелителя Волн. Судя по всему в первом ретконе Зверя также вызывал Альдо и именно поэтому информация-обоснование была опубликована в Приложении к ЛП, а не удалена. Но в отличие от изначального варианта сюжета Альдо это делал уже не под давлением истинников, а по собственной инициативе и в своих интересах.
Однако в ЛП также появляются кровные клятвы и Робер с Диконом приносят присягу Ракану используя эти клятвы:
«древние верили, что Гальбрэ уничтожил Зверь. По приказу хозяина.
– Стал бы я вызывать такую тварь, – поежился Марсель.
– У владык земных порой возникают подобные потребности, – зевнул маршал. – Поэтому то ли демоны, то ли боги и сплели власть над Зверем с жизнью того, кто его призывал. Так, на всякий случай, чтоб не зарывались… И они же запретили своим наследникам нарушать обеты. Потому-то Люди Чести и избегают клятв на крови.
– Закатные твари, – пробормотал Валме.
– Вот именно. Представляете, виконт, каков конфуз! Соврал, все поверили, все в порядке, получил что хотел – и тут кто-то вылезает и тебя глотает. Обидно! Уж лучше не клясться или клясться чем-нибудь попроще. Вроде чести или доброго имени.
Марсель промолчал, представляя древние времена, когда люди ходили в туниках и сандалиях, дрались короткими мечами, верили в четырех демонов и еще не боялись клясться на крови.»
«Ричард Окделл звонко выкрикнул прямо в серые осенние облака:
– Клянусь, моя кровь и моя жизнь принадлежат Талигойе и Раканам! Во имя Ушедших и Их именем!»
Как совмещались в первом ретконе вызов Зверя и кровные клятвы неизвестно, но возможно клятва удерживала Алву от побега с Валентином (канон), а Катари в срыве побега была уже невиновна. Вероятно Зверя, позже ставшего причиной самоубийства Алвы, вызывал Альдо, а Окделл, приговорив Алву на суде, нарушал этим кровную клятву данную Раканам, и за это Дика съедала вылезшая изначальная тварь (канон):
«— И на том спасибо. Ты мне нужен со всеми потрохами и немедленно. — Глаза Альдо в свете камина отсвечивали лиловым, на щеках играл теплый живой румянец.... Сюзерен знакомо улыбнулся и вдруг смахнул навернувшуюся слезу.» (с) Закат
Айрис в Олларии
Конечно, она приехала туда еще в ОВДВ, но в той части книги, которая была уже отретконена. В ЛП Айрис практически нет, ее присутствие обозначено буквально парой фраз. Единственное для чего понадобился ее приезд — чтобы Луиза оказалась во дворце, но ничего ценного для сюжета с Луизой во дворце не происходит, вся эта линия — чистый филлер. А Айрис в результате все равно возвращается в Надор, чтобы там погибнуть. Поэтому можно сделать вывод, что в КНК3 Айрис в Олларию вообще не приезжала.
Кинжал в аре
«Ставший страшным город остался позади. Ее не искали, совсем не искали. Достославный решил, что она исчезла вместе с родными. Ара мертва, теперь ее никто не найдет, если она сама себя не выдаст. Больше всего Мэллит беспокоила судьба кинжала, скрытого в аре. Она надеялась, что он сгорел, и все-таки…
Если кто-то его добудет, она умрет, а любимый попадет в неволю. Она должна была проверить, но в оскверненном чертоге было так страшно!»
Этот странный эпизод может быть как фрагментом первого реткона так и частью изначального сюжета. Но скорее реткон, иначе его из финальной части ОВДВ бы просто убрали. В любом случае это чеховское ружье, увы, не выстрелило.
***
Примечание реконструктора:
После первого реткона, который мы видим в ЛП, очевидно был еще реткон, и еще, и еще, прежде чем сюжет стал таким, каким мы нашли его в «Рассветах».