Мари Мартен
07:50 06-06-2022 Добросовестно утащено.
Таро и ОЦМ. В помощь пейсательству
показать
Гулять так гулять, авось, кому пригодится.

Отличие тарох-для-пейсательства от тарох-для-гадания в том, что в писательстве не прозревают будущее. И тарохи тут проходят как годный костыль для:
1. Разгона воображения - фантазировать, опираясь на готовые сюжетные картинки, проще, чем фантазировать в космос;
2. Приятного времяпрепровождения - особенно когда колода нравится чисто эстетиццки. Или когда есть такие же друзьяшки-тарошники, тогда совместные посиделки с постановкой диагнозов персонажам по аватарке превращаются в задорный ржач и оло-ло;
3. Тренировки натягивания совы на глобус - выпадет 10 мечей на позицию "достоинства персонажа" и сиди, придумывай, на какой кобыле и с какого ракурса подъехать.

При этом, сюжетный расклад всегда консультативен, автор вправе отказаться от результата, если он не нравится или категорически поперек задумки. Впрочем, ничего не мешает написать мини-миди, оперевшись на расклад как на готовый сценарий. На пейринги раскладывать тоже не зазорно; с одной стороны - может реально помочь в проработке динамики отношений, с другой - ну, это все равно, что на арт с любимыми персонажами попырить или фичок почитать. Удовольствие в принципе сравнимое.

В общем и целом тарохи тут - это мощный пинок под зад, чтобы начать шевелить мозгой, придумывать с нуля или вспоминать уже придуманное, но благополучно забытое. Не все ведут детальные записи по своим задумкам, а память человечья несовершенна. Се ля ви.

Джентльменский набор по сугубо моему опыту должен состоять из нравящейся колоды, которая вызывает максимум ассоциаций, ну, или хотя бы колоды, которую хочется разглядывать; ленорман и оракула. Тароха идет как основной рабочий инструмент чисто в силу большей всеохватности всяких ситуаций, персоналий и всякого глобального. Ленорман на тот случай, когда нужно что-то более приземленное и более конкретное (мэ, жо, проблемы, путешествие, пиздец, союз нерушимый и тагдалее). Оракул лично у меня сходит за эдакое отражение фона и атмосферы, настроения, впечатления и прочего эмоционального.

▲асибе про количество колод
Конкретно в моем случае многА колод это отчасти дань коллекционерству, отчасти - а колоды достаточно разные - вектор, в какую сторону вообще думать, чтобы не отвлекаться. Я не могу в одну колоду запихать 100500 ассоциаций, ну не вяжутся у меня вампиры с медициной, а здоровые отношения ТМ с Николеттой!


Чтобы оно все работало, надо рыть матчасть и да, вести собственные записи. Как минимум надо знать (или уметь гуглить) основные значения арканов и карт ленорман. В случае ленорман зело советую не ебать себе мозги чужими изысканиями, а взять и открыть энциклопедию символов (тоже прекрасно гуглится), ибо ленорман опирается на простую обычную европейскую символику. Клевер как символ удачи - оттуда, собака как верный друг/сторож - тоже оттуда, сад как синоним рая и еще плюс энное количество созвучных значений тоже Европа. Символы это достаточно древние, во всяких гайдбуках весь список их значений не приводят ни разу. Так что проще сразу открывать энциклопедию и выписывать, не стесняясь.

К основным значениям рано или поздно подгребут уже свои собственные. И тут все зависит от конкретной колоды, ибо детали изображений разнятся, а они, детали - это почти что контекст основного события. То есть, влияют на понимание этого события и его нюансы. У того же Варго в гайдбуке карты описаны с вниманием к этим самым нюансам, и три черепушки под лестницей у Дурака не для красоты лежат, но не у каждой колоды есть настолько подробные инструкции, кто на ком стоял. Волей-неволей придется додумывать, что тут значит красное, там кислое, и почему здесь ласточка жопой вперед летит. И вот это уже да, лучше записывать, и - более того! - деталькодрочерство может оказаться делом весьма богоугодным, ибо больше ассоциаций = больше значений = больше шансов прочитать расклад интересно, а не просто констатируя суровые протокольные факты. Иногда связать расклад в цельную картину получается именно на собственных значениях.

Справедливости ради, есть и другой подход: не индуктивный, как с детальками, а дедуктивный, имени дедушки Шерлока. То бишь, с изображения на карте ловится основной образ и настроение/атмосфера, без вдавания в лишние подробности. Чисто я таролог, я так ощущаю. Я автор, я так вижу. И тоже прекрасно работает, тут чисто вопрос удобства и привычки.

Сразу нет и нахуй коллективные проработки колод! Отдельно это оговариваю, потому что ценность карт с картинками именно в личном ассоциативном, напрямую опирающемся на культурный бэк. Запудрить себе голову чужим восприятием можно, потому что легко и думать не надо, но потом можно влететь в то, что чот расклад-то нихерашеньки не читается. Равно как не стоит упираться в основное значение карты, особенно если карта стоит на позиции, к которой по смыслу не подходит (те же 10 или 3 мечей в достоинствах персонажа). Прикол таро в том, что там в принципе нет стопроцентных отрицательных/положительных карт, и найти второе дно можно где угодно. Как пример из личного опыта: 3 меча в достоинствах = умеет отсекать лишнее и навсегда расставаться с дорогим, но уже лишним. Три кубка в позиции пиздеца = хуевая праздность и манямирок, где Все Хорошо. И да, описанные в других местах перевернутые значения далеко не всегда дают нужный градус инверсии плохо/хорошо, так что собственные наработки рулят.

При этом, совсем отказываться от чужого мнения тоже не стоит, и бывает полезно с ним ознакомиться. Но с условием, что чужое мнение не воспринимается как истина в последней инстанции, все-таки случается, когда какой-нибудь обзорщик выдает прикольное наблюдение, до которого ты сам еще не додумался. Да и чего греха таить, всегда любопытно, как другие тароюзеры воспринимают твою колоду. Особенно весело - когда у тебя на руках какая-нибудь "темная" колода, клянусь, в обзорах на всякое темно-тарошное просто БЕЗДНЫ хладных сказов про жуткое, некромансерское, черномагуйское, ужас-ужас-полный-швах! Почувствуй себя чОрным магом с охуеть силой без регистрации и смс.

С раскладами все просто и изящно. Лучший из готовых - это кельтский крест, его существует несколько вариаций, берется тот, который ближе к телу. Мини-крест из пяти карт натягивается на любой глобус поменьше, просто центральная карта обозначается как суть/личность, а остальные четыре - достоинства, недостатки, внешнее, внутреннее; причина, следствие, идея, подтекст; и тагдалее. Вопросы придется придумывать самостоятельно, потому что расклады делаются на разное и на всякое, ко всему нужен индивидуальный подход. Всякие параллельные ветки прикольно идут, когда есть два персонажа (пейринг, друзяшки, враги), которые варятся в одной ситуевине, и хочется проследить, как они себя ведут/думают/чо чувствуют между началом/причиной ситуевины и ее финалом. Это можно усложнить еще и веткой взаимодействия этих персонажей.

Если сюжет и взаимодействие хорошо продуманы, то такие расклады - просто способ освежить все это в голове и попробовать найти (читай: мозговым штурмом придумать) интеерсные нюансы или взгляд с другой, так сказать, стороны. Если продумано херово - штош, мозговой штурм как он есть, только с опорой на сюжетные картинки.

Если хочется поразминать мозги о сюжет, то вот такая штука есть: жизнь ГГ до начала событий - событие - с какой проблемой ГГ столкнулся - что ему нужно, чтобы ее решить - что потеряет в процессе - что приобретет - как все-таки проблему разрешит - чем все закончится. Это стандартная перепевка среднестатистического сюжетного замута, можно усложнять и изменять по своему усмотрению.

Раскладывать путь героя тоже весело, особенно учитывя, что и путь героя архетипичен, и структура истории недалеко от этого ушла, да и сами таро тоже про то самое.

Если расклад на тарохах получился мутноватый, то можно облегчить себе жизнь уточняющими картами. Или тут же рядом раскинуть ленорман, или вытащить карту из оракула и попробовать сплясать от настроения/атмосферы.

И походя о ленорман: если визуально изображение на карте делится пополам (гора с одной стороны, дорога, ее огибающая - с другой, всадник мчит влево, клевер прикрыт камнем и тагдалее), то в раскладе тройкой-двойкой на это тоже можно опираться. Если, допустим, одна из карт примыкает к клеверу со стороны камня, то хрен, а не удача, камень как бы закрывает клевер. Если всадник мчит в сторону соседней карты - одно, если от соседней карты - другое. Но это в случае, если карту можно визуально поделить пополам, бывают и такие, где изображение строго центральное и не разбежишься. Но была б фантазия.

Подытоживая вышесказанное: тарохи в творчестве - ассоциативный костыль-вектор, штука, которую как Алису надо настраивать под себя и самостоятельно наращивать на нее мясо. Сорт удовольствия и развлекуха, инструмент для мозгового штурма и расслабона одновременно. Прикольное хобби, не без этого, а если у друзяшек есть колоды, то это еще и возможность лучше понять самих друзяшек: трактовки раскладов очень хорошо вскрывают паттерны мышления, культурный и личный бэк. Так что иногда это еще весьма интимное и доверительное занятие, если озвучивать, почему именно на ум пришло такое значение/такая ассоциация. Это же можно использовать как инструмент самоанализа. А если колод несколько, то уже в их подборке иногда обнаруживаются закономерности.

Единственное правило: не перекладывать ответственность за действия, решения, выбор на тарохи. Они не истина в последней инстанции даже - и особенно! - в творчестве. Творчество, оно как смерть, сугубо личное.

Такие дела.
©