Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Исследованиями дивергентного мышления занимались Э. П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.
Впервые понятие „дивергентное мышление“ в психологию ввёл учёный Д. Гилфорд, описавший дивергенцию как „мышление, идущее в разных направлениях. Также Гилфорд пришёл к выводу, что данная форма мозговой деятельности человека допускает варьирование основных путей решения какой-либо проблемы, приводя в итоге к неожиданным результатам и выводам».
Конвергентное мышление (от лат. convergere — сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определённой задачи, то есть когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Дивергентное мышление имеет четыре основные характеристики:
Беглость — способность быстро формулировать несколько идей и решений;
Гибкость — способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы;
Нестандартность — способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим;
Проработка — способность не только обдумывать детали идеи, но и находить её воплощение.
Методы дивергентного мышления
Метод мозгового штурма;
Составление карты памяти;
Метод фокальных объектов
Ромашка Блума
Метод свободных ассоциаций, в котором выстраивается цепь ассоциаций между, на первый взгляд, несвязанными идеями. Чем более развит механизм свободных ассоциаций, тем более креативным, в каком-то смысле, является индивид.