valsorj
23:45 19-05-2004 Защитительная речь
Господа судьи! Господа присяжные заседатели.
Мне очень трудно выступать здесь перед вами по данному делу. Ведь это дело об убийстве. Я хочу, что бы вы представили на время моего выступления себя на месте бедной женщины. Представили, как ей трудно сидеть перед вами, как трудно хотя бы из-за того, что здесь находятся ее мать и ее малыши.
Начнем с того, как познакомились Татьяна и Владимир. Дружба их была давняя и любили они друг друга крепко. Все в селе только любовались и радовались за них. Татьяна не могла дождаться свадьбы. И вот она наступила! Когда она спросили, согласна ли она на замужество с Владимиром она ответила с мерцающими глазами – Да. Но как она могла знать, что эта ошибка повлечет ее на убийство, из-за нее будут обижать ее мать, оскорблять саму и дети станут не нужными отцу. Но не будем забегать вперед.
После свадьбы жизнь их текла равномерно. Муж иногда мог прикрикнуть на Татьяну, обидеть грубым словом, даже оскорбить, но она не обижалась на это, считая что идеальной семьи не бывает. Она есть лишь в ее мечтах.
Вскоре Татьяна родила сына, а через год второго. Глядя на них, она сияла счастьем, будто бы она летала в мечтах и находилась в той идеальной и красивой жизни. Но это была реальность, как окажется слишком жестокая для Татьяны. В это время муж уже выпивал, но Татьяна опять ему все прощала. Он, как бы раздражаясь от этого, приходил домой пьяным все чаще и чаще. Владимир перестал замечать жену, детей. Татьяна крепилась, думала все пройдет, что любовь ее и детей изменит его жизнь. Но нет! И снова нет! Он слишком злоупотреблял спиртным, затевал скандалы с женой и тещей. Он придирался к любому пустяку, требовал полного подчинения себе как «хозяину».
Вы хорошо знаете какое огромное социальное зло – алкоголизм. Большинство уголовных дел, которые вы здесь рассматриваете, так или иначе возникли на почве пьянства. Многие разводы, выселения из-за невозможного поведения в квартирах, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины на работе, мелкое хулиганство – вот что порождает алкоголь.
Из алкогольных семей ушло счастье, сколько детей лишились отцов, сколько людей потеряли человеческий облик из-за неумеренного злоупотребления спиртного.
Я берусь утверждать, что и сегодняшнее дело возникло на той же ядовитой почве. Именно поведение покойного создало ненормальную обстановку в семье, породило то психологическое напряжение в состоянии которого ежедневно находилась Татьяна и ее мать. Они жили в постоянном страхе, ожидали того, что должно случиться что-то непоправимое. Женщины терпели – все-таки Владимир муж, все-таки отец. Но в них росло чувство отчаяния, это чувство опасное – оно не всегда бессильно, иногда оно заставляет браться за оружие!
Владимир унижал и издевался над матерью своей жены. Это было для Татьяны как ножом по сердцу. И я думаю, будь вы на ее месте, у вас был бы такой же осадок на душе, как и у подсудимой.
Ведь единственный человек в доме, который ее уважал, любил, оберегал страдает. Так сильно хотелось ей оградить свою любимую мамочку от пьяных издевательств мужа. Да и как можно смотреть на это спокойно, когда добродушную пожилую женщину, которая не мало вытерпела в жизни, которая одна вырастила дочь унижают и хотят сжить со свету. И это делает не чужой человек. Можно ли представить какую боль чувствует ребенок, когда у него на глазах издеваются над его матерью. И можем ли мы представить, что чувствовала Татьяна в такие моменты. А этих моментов увы было слишком много.
Трагедия была подготовлена поведением Владимира в течении длительного времени. Если бы он вел себя по-другому, вероятно, реакция Татьяны была бы не такой острой. Она боялась мужа, знала, что от него можно ждать чего угодно, была психологическая подготовлена к насилию. Насилие поразило насилие!
В день убийства Владимира пришел домой в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Он затеял скандал с женой и ее матерью. Владимир высказывал свои недовольства.
И если обвинение говорит, что это было умышленное убийство, то я, напротив, могу с уверенностью утверждать обратное.
Такая хрупкая женщина не смогла бы умышленно придушить мужа. Сколько есть разных способов, которые не требуют усилий. Например отравить, ударить сзади. Лишь бы не видеть глаза мужа во время смерти. Но нет же. Неимоверная сила собралась тогда в ее руках, глаза как будто бы ничего не видели. Она пыталась в этот момент защитить себя, защитить других близких людей. Она, по ее собственным словам не понимала себя, и не имела умысел убивать мужа.
Я уверен, что мы должны понять психологическое состояние подсудимой в тот момент, когда она душила мужа, так же мы должны понять психологический механизм внезапного возникновения сильного душевного волнения, вызванного насилием и пьяными оскорблениями со стороны потерпевшего. Да, вопрос о возбуждении такого состояния, именуемой медицинской наукой физиологическим аффектом, один из сложнейших в теории и практике уголовного права, здесь возможны ошибки. И я полагаю, что прокурор призывает вас совершить ошибку, закрыть глаза на явные признаки аффектного состояния подсудимой. Я считаю, что поведение Владимира на протяжении последних месяцев, его издевательства над домочадцами подготовили психику Татьяны к происшедшему взрыву.
После содеянного Татьяна была в смятении, решила что старший брат может помочь ей. Она не думала как скрыть свое преступление, она думала о своих малолетних детях. Думала, как будут два мальчика в целом мире одни, никому не нужные, покинутые собственной матерью. Подсудимая буквально постепенно сходила с ума. Но вот, она уже сидит перед вами. И поверьте, она вам благодарна за то, что вы сможете сказать ей слово народа. Это требует ее совесть.
Но я хочу обратить ваше внимание на характеристику Татьяны. По мнению сельчан, людей с которыми она работала, подсудимая подтянутая женщина, спокойная, общительная, хорошая мать.
Заканчивая свою речь, я хочу выразить уверенность в справедливости того приговора, который вы вынесете моей подзащитной.
Я уверен, что вы решите судьбу Татьяны правильно, а вместе с ее судьбой и судьбу двух малолетних мальчишек. Прошу вас, я вас умоляю, не обрекайте детей на несчастную жизнь. Ведь их бабушка стара и сама требует ухода. Да и какая мать выйдет после тюрьмы!
Господа присяжные заседатели, я верю в вас, верю что вы не лишите материнской любви детей, которые сейчас смотрят на вас. Посмотрите на них, как можно обидеть эти глазки, как можно сказать им, что вы больше не увидите свою маму, что она вас больше не обнимет, что вы обречены не на воспитание матерью, а будете переданы улице!
Я верю в ваше справедливое решение. Прошу вас, решите судьбу матери и двоих детей, как вам подсказывает сердце.
Комментарии:
Terai Mateata
13:47 20-05-2004
Перечитала несколько раз. Не поняла:
1) В заголовке специально написано "защитительная", или это от незнания русского?
2) Зачем это написано в дневнике? Чего ты хотел этим добиться? Цель какая?
valsorj
22:33 20-05-2004
Terai Mateata Нам так препод оформлять сказал, именно так назвать.
Простопечетал ее сидя в чате и аське, долго... вот и скинул.