sparrow
17:09 15-06-2004 отзыв о третьем Гарри Поттере
С третьего Гарри Поттера прошло уже достаточно много времени. Как интересно! Фактически – неделя, но она показалась эквивалентом месяца. Так много впечатлений и эмоций в ней спрессовано. Я посмотрела фильм 2 раза. Второй просмотр существенно отличался от первого. Нет чувства рваности. Наверное, режиссер тоже не почувствовал ее, а может быть, это было сделано специально. Помню, что аналогичное ощущение скачков сюжета, рваности, продвижения рывками было у меня и на первом фильме про Гарри. Третий фильм продолжает традицию. Учитывая, что первый ГП я смотрела спустя очень короткое время после Властелина колец, я могла оценить разницу. Несмотря на сильное сокращение Братства кольца по сравнению с книгой, сохранялось плавность и внутренняя логика. Слитное повествование ВК и клипы ГП. Но не в том суть…
Каковы же итоговые впечатления от Узника Азкабана?
Начиная писать с целью сказать, что фильм не понравился, я с удивлением поняла, что так я сказать не могу. С удивлением осознала, что все с точностью наоборот. Куарон – мастер и я буду стоять на этом до последнего .
В его интерпретации мир Гарри Поттера перестает выглядеть «сказкой, которая никогда не случится в реальном мире». Все, что старательно отделяло мир волшебников от мира людей (и я не случайно употребила именно эти термины), все это уходит на второй план.
А на первый план выступает то, что показывает связь между мирами, те общие моменты, характерные для них.
Обратите внимание – ночью в коридоре свет от палочки выглядит, как свет от свечи. Вам приходилось ходить со свечой по темному дому? Кажется, что темнота рассеивается, но на самом деле она подступает гораздо ближе. Сгущаются тени, сужается круг зрения. В первых частях от Люмоса было гораздо больше света.
Дальнейшее развитие событий только подчеркивает связь магов и людей. (А они и есть одно и то же). Все образы поражают своей обыденностью и эта обыденность шокирует сильнее всего. Легковушка, припаркованная около «Дырявого котла», Том, щелчком пальцев выключающий сигнализацию, уборка в зале. Особенно меня поразил переворот стульев. Зачем было это делать? В обычном мире так поступают, чтобы было удобнее мыть пол. Но что, у магов на это нет соответствующего заклинания?
Уборка комнат… Все, как в обычном мире .
Обычная одежда даже на школьниках Хогварца. Да иное и было бы странно. Ведь им фактически приходится жить на два мира. Ну не будешь же ты ограничиваться одной улицей в многомиллионном Лондоне? И не будешь постоянно переодеваться? Хотя, гуляя по Ковент-гарден, я встречала странно одетых людей . Странно, не могу припомнить, как они были одеты, но хорошо помню ощущение странности.

Очень изменились отношения между героями. Не меньше, чем внешность героев, изменился их психологический образ.
Почему-то никто не писал про Петунию и Дадли. А ведь насколько они великолепны!!! Петуния, кривящаяся при виде тетушки Мардж и вдвойне кривящаяся при виде ее собаки. Как она содрогалась, когда эта псина наскакивала на нее!
Дадли… Дадли наконец-то стал похож на нормального подростка. Какая флегматичность. Какое равнодушие при виде совершенно ненормального происшествия с тетушкой. Ладно, ему наплевать на тетю, но он никак не отреагировал на то, что с ней случилось? А где же страх перед магией? Перед всем волшебным?
Да, отметьте еще тот факт, что третирование Гарри исходит только от дяди Вернона и тети Мардж. То есть от людей, не являющихся его кровными родственниками. Очень жизненная ситуация. Это очень радует. После всех ужасов семейных отношений, описанных в книгах о Гарри Потере, очень радостно столкнуться с «нормальными» отношениями
Я, конечно, понимаю, что наличие родства еще не означает любви, но эта мысль принимается с трудом. Она очень болезненная. Еще очень живуч в нас архетип рода, родной крови, которая означает не только родство, но и поддержку и защиту. А также кров и пропитание. И, сталкиваясь с иным, получаешь тяжелую травму.
А эта связь между внешним обликом Ремуса Люпина и его сущностью.
Как он посмотрел на Гермиону, когда спросил «Давно ты знаешь?» Это – реплика злодея. Это - интонации злодея. Классическая. Все передано очень точно. Я сомневаюсь, что такой мастер отношений, как Куарон, который может одним жестом выразить целую гамму чувств, в этой сцене допустил ошибку или недосмотр. И после той сцены очень логично выглядит сцена, в которой оборотень не откликнулся на призыв к его человеческой сущности (призыв от Сириуса и от Гермионы). Ремуса Люпина хочется пожалеть, но не получается. И он не очень добрый человек. Как он приложил Снейпа на уроке с боггартом. Как он участвовал (пусть и свидетелем) в травле Снейпа в школе. А эти свечи-позвоночники в его классе? А кучи черепов в застекленных шкафах? Пусть он какой угодно добрый (на первый взгляд), но я никогда не захочу иметь дела с человеком, окруженным подобной символикой.
Я была в Египте в монастыре Св. Екатерины, заходила в костницу, где черепа умерших монахов сложены аккуратной кучей. Кости рук и ног – другой кучей. Я была в зале Каирского музея, где выставлены сосуды с органами умерших, извлеченные из гробниц. Побывала я и в пещерах Псково-Печерского монастыря, видела огромные братчины (гробы складываются один на другой, нижние истлевают и оседают, а сверху кладутся новые). Была в Италии в Арагонском замке, в комнате, где тела умерших монахинь истлевали на открытом воздухе, а кости складывались потом в задней комнате. Все это я пишу для того, чтобы сказать: «Я знаю, какая эманация смерти окружает подобные предметы, насколько тяжело находится рядом с ними». А тут они в учебном классе. И учитель, постоянно окруженный ими. Мне после этой сцены показалось очень логичной одна фраза из фика «Воспоминание» (мне он очень нравиться), в которой говориться, что Люпин мог перейти на сторону Волдеморта. Есть в нем какая-то чернота.
Я очень порадовалась отсутствию в фильме последней сцены со Снейпом, когда он врывается в больничную палату с извещением о побеге Блека. В книге эта сцена очень негативно характеризовала Снейпа. Но ведь до выхода первого фильма о Гарри Потере ни у кого и не возникало особых сомнений по поводу этого персонажа. Он представлялся простым и понятным. Редкостный гад, который платит по старым счетам (по всем). Это немного смягчало впечатление, но сильно общего мнения не меняло. И так было до выхода на экраны Философского камня. Рикман стал тем камешком, который сорвал лавину. И теперь Снейпа воспринимают совершенно иначе. И образ, созданный Роулинг до выхода первого фильма, до выхода пятой книги, существенно отличается от того образа, который сложился в настоящее время у фанатов Гарри Поттера. Возможно, изменилось к нему и отношение у Роулинг. Не случайно из книги в книгу он предстает все более человечным и притягательным. Порча его внешнего облика выглядит, как судорожная попытка найти хоть что-то, за что его можно искренне ненавидеть. Ведь не может быть хорошим человек с кривыми зубами и сальными волосами, не правда ли? Даже думать об этом смешно.
Так вот, отсутствие этой сцены сильно облагораживает облик Снейпа. И этот облик более соответствует тому образу, который сложился сейчас, после выхода первых двух фильмов и выхода пятой книги.
Отзыв получился очень длинным, но мне хотелось бы еще раз отметить, что я увидела в фильме следующее:
1) изменение (меняется все – главные герои, такие, как Гарри, Рон, Гермиона, Драко, Дамблдор, Снейп, Петуния, Дадли, меняется Хогварц, меняются внутренние интерьеры, портреты, характеры героев);
2) вектор изменений направлен в сторону соединения миров, взаимопроникновение, сосуществование, выстраивания нормальных отношений.
Чего стоит только мантия Фаджа из костюмной ткани в полосочку с английским пиджачным лацканом.

Не знаю, как для кого, но для меня фильм стал логическим продолжением пятой книги. Герои взрослеют и мы взрослеем вместе с ними (не взирая на то, что, в большинстве мы все люди взрослые).
Сказка уходит и от этого грустно. Но это уходит детская сказка. И остается (не, не остается, приходит) взрослая сказка, где запросто можно столкнуться с дементором. Где внезапное похолодание – это явный признак их присутствия. Не потому ли так порой смутно на душе в плохую погоду?
Где самый обычный мальчик в обычной одежде может оказаться магом.