RunningRabbit
02:33 01-07-2004 Постмодернизм
Постмодернизм ассоциируется с выебоном, пустословием и модностью.

Постмодернистский выебон ничем не отличается от авангардного. Просто, неудобно уже сто лет быть авангардистами, надо было придумать новое звучное название. Риторика та же и практические выводы те же. Исчерпание "традиционных форм" понимается как исчерпание любой сколь-нибудь добротной стилистики, на место которой ставится откровенная халтура, шарлатанство и бездарность, которые якобы и есть "современное искусство". Отсюда – забавная непоследовательность постмодернистов. По их утверждениям, классицизм и авангардизм исчерпали себя в равной мере. Следовательно, отношение к ним вообще-то должно быть одинаковым. Однако классические формы обливаются грязью и избегаются, а отличить авангардиста от постмодерниста затруднительно.

Пустословие – когда любой прилично пишущий автор объявляется постмодернистом, только потому что имеет несчастье жить в наши дни. Типа, это высший комплимент, признание таланта. Заслышав его автор должен пуститься в пляс, в финале которого упасть в ноги идеологам постмодернизма. Ведь он оказался причастен к их великим идеям, суть которых, правда, туманна, да и сами идеологи, в отличие от облагодетельствованных авторов, мало кому известны. Незатейливый такой способ примазаться к чужой славе.

Модность – сочетание выебона с пустословием. Безмозглые оболтусы, обычно малолетние, слышат от кого-то что постмодернизм моден и спешат объявить себя горячими приверженцами столь прогрессивного веяния. При этом они могут даже не выдрючиваться, а писать сносные тексты. Им пофигу. Хоть в печку ставь, только горшком назови.

Из-за всех этих клоунов упускаются из виду нечто важное. Постмодернистская ситуация в культуре – не выдумка шарлатанов, а объективная данность. Действительно, стилистической новизны ждать более не приходится. Оригинальны формы исчерпаны, далее возможен только повтор.

Не очень это приятно, но и не трагедия. Немногие классические формы существовали (с известными изменениями, конечно) сотни лет и всех удовлетворяли. Интенсивное расширение стилистического спектра – исключительная особенность XX в. Ну и будем дальше существовать в расширенном стилистическом пространстве. Ничего в этом нового нет. Да, сейчас развелось жутко много талантливых авторов, вытащить которых из общей массы может только пиар. Но творить-то им никто не мешает.

Упования на цитату и пародию как единственно возможные в современном искусстве методы смешны. Что делать-то будем когда всех процитируем и спародируем? А очень просто – снова будем писать сами (и назовут этот послепостмодернизм не знаю уж как). Нормальные люди и сейчас сами пишут.

Критичней другое – исчерпание мыслей. Здесь наша участь действительно тяжелее: альтернативой пересказа или комментария выступает измельчание. Но об этом надо плакать философам, а искусство тем всегда и занималось что помещало одни и те же мысли в разные слова и контексты.

Что самое смешное – другие бараны до сих пор не подозревают о наступлении эпохи постмодернизма. В лучшем случае это происходит от недостатка культурологической эрудиции, что простительно, поскольку культура бытует в узких кругах, на которые далеко не все имеют выходы. В худшем люди задержались в XIX в., по отношению к которому уже сто лет усматривают регресс и падение нравов. Такие неизлечимы.

Короче, грызлись бы ретрограды с постмодернистами и не мешали жить приличным людям. Но они друг с другом вообще языка общего не имеют. Вот и становишься поневоле между ними буфером.
Комментарии:
Совы нежные
10:19 01-07-2004
Да, есть над чем задуматься...
К.Фрик
3sky
03:27 04-07-2004
Короче, грызлись бы ретрограды с постмодернистами и не мешали жить приличным людям. Но они друг с другом вообще языка общего не имеют. Вот и становишься поневоле между ними буфером.
...можно, с этого места по подробнее?
RunningRabbit
04:14 04-07-2004
...можно, с этого места по подробнее?

Просто наезжают с противоположных сторон и обвиняют в противоположных грехах. Вот и получается что с первыми говоришь от лица вторых, а с вторыми от лица первых. Типа, миротворческая такая функция, за которую получаешь, естественно, пиздюлей с обеих сторон, но их получишь в любом случае, так что лучше делать это под благородным предлогом. А напрямую ругаться не получается потому что на разных языках говорят и общих точек не имеют. Не за что зацепиться.
3sky
05:22 04-07-2004
RunningRabbit Ну так, обычная фигня по моему. И от направлений, по моему не зависит. Нет?
RunningRabbit
13:23 04-07-2004
Ну, что все друг друга ненавидят тайно или явно, хотя регулярно собираются тусоваться, это трюизм. А я попенял мимоходом на то что попытки занять взвешенную позицию обостряются углублением споров, потому что взвешенная позиция расширяет дискуссионное пространство и тем самым умножает моменты разногласий. Если я считаю Иванова графоманом - я не буду с ним спорить. А если Петров пользуется моим уважением, но я не разделяю какие-то его принципы, в этом случае спорить можно бесконечно.

отредактировано: 04-07-2004 17:22 - RunningRabbit

3sky
17:20 04-07-2004
RunningRabbit Ну я тоже не про тусовки, как раз. Это вообще отдельная тема. Простов любой творческой среде, профессиональное, очень плотно переплетается с личным (что в других областях и сферах деятельности неприемлимо) и отсюда такая ситуация. Сколько я не общался в среде художников, фотографов, дизайнеров и музыкантов - везде одна и та же история. Художники с писателями даже поспорить, наверное могут в этом вопросе. Объективности - чуть. Всё больше личные амбиции. Какие тут могут быть взвешенные позиции? Это же не финансы\право\бухучёт.
Тем более, границы, фактически между любыми стилями и напрвлениями, довольно размыты и условны. Включение различных элементов других направлений, эклиптика и всё это, порою трансформируется в различные формы, которые, бесспорно имеют свой стиль, но определить его не возможно.
Любое творческое явление можно разложить на составляющие с точки зрения критического анализа, но будет ли это объективно? Вот отсюда и бесконечные споры.
I_R
13:07 11-10-2004
А за что все-таки досталось идеологам постмодернизма? И кого вы таковыми считаете? Ролана Барта? Жиля Делеза? Умберто Эко? Если вы считаете этих мыслителей просто людьми, которые хотят примазаться к чужой славе, мне кажется, что вы просто не совсем хорошо понимаете, что такое постмодернизм. Цитата - не единственное средство постмодернизма, хотя конечно самое известное. Скажем так, вот возьмем пьесу Тома Стоппарда "Травести". Это можно назвать ярким примером постмодернизма. Скрытые цитаты, ирония, однако все это для знающих, для незнающих - интересное действие, запутанный сюжет. Постможернизм - намного более многогранное явление, чем вы здесь написали. Хотя конечно уже уходящее в прошлое.
RunningRabbit
17:03 11-10-2004
Известный круг французских деятелей, ассоциируемых в нашей стране с философией постмодернизма, интересует меня меньше всего. Что это очередной пустой ярлык, как некогда "идеализм", "позитивизм", "экзистенциализм", вполне очевидно. Посему разборки кто там из них настоящий постмодернист, а кто структуралист или деконструктивист я оставляю их ценителям.

Постмодернистская литература - совсем другое измерение. Те самые представители французской школы, они же не отличались от своих предшественников ни концентрацией иронии, ни обилием цитат, каковые в литературном постмодернизме выступают на первый план. В обоих случаях постмодернистская ситуация вызвана старением культуры, весьма затруднившим поиск оригинальных ниш в интеллектуальном пространстве. Локальные парижские разборки внутри чахнущей философской традиции имеют сами по себе ничтожное культурное значение, тем более что далеко не исчерпывают спектр возможных реакций на исчерпание философского поля. Скандал начинается с переносом методов из философского контекста в литературный, который несравнимо более популярен. Нигилистическое отношение к тексту и читателю многим в литературных и литературно-критических кругах пришлось по вкусу, хотя там этот нигилизм давно не был новостью, его лишь модифицировали согласно новым веяниям. Кого в этом больше винить, мэтров или подпиздывателей, вопрос для меня не принципиальный. А вот читать в очередном предисловии к очередному роману что его автор является виднейшим представителем постмодернизма подзаебало.
I_R
10:49 12-10-2004
Скажем так, постмодерниз - это не набор правил и рамок, это направление мысли. О признаках старения культуры твердят уже как минимум тысячу лет, так же, как и о конце света. Когда Тирсо де Молино взял старый народный сюжет, и написал по нему пьесу про дона Хуана - это был постмодернизм? Или постмодернистом был Мольер, переделавший пьесу де Молины в "Каменного гостя"? Да, существует мнение, что постмодернизм - это цикличный повторяющийся этап развития культуры, когда создается что-то новое. Примерно так же, как некогда Стендаль доказывал то же самое про романтизм. Вообще проблема литературных течений - большая условность, потому как авторы в большинстве своем не думают "а напишу как я что-нибудь из постмодернизма". Они думают по-другому. Написали, а потом "Смотри ка, а у меня ведь получился постмодерниз", но это не потому, что они так захотели, а потому что эпоха такая.
В отношении французских филосов - так постмодернизм, понятие культурологическое. К науке отношение имеет только опосредованое.

А предисловия к книгам про очередного гиганта постмодернизма - так это ж всякие перцы в издательствах пишут, чтобы привлечь полуобразованных людей, которые слышали "что такое есть, и это что-то умное", и все. Сейчас просто мода на псевдоумность. Впрочем, как и всегда.
RunningRabbit
20:24 16-10-2004
У Молино-Марьера был, скорее, плагиат, равно как у Шекспира, Рабле и т. п. А постмодернизм, если вкладывать в него какой-то высокий смысл, предлагает творческое переосмысление. Например: Апдайк, "Гертруда и Клавдий", всем советую эту замечательную книжку.

Постмодернизм как циклическое явление - совершенно не согласен. С трудом представляю какие исторические периоды можно отнести к постмодернистским и на каких основаниях.