oldmortality
10:57 03-03-2003
А вот еще рецензия. Совсем старая.


МОСКВА СОРОКИНСКАЯ

"Москва" - фильм о прошедшем бурном десятилетии, блеске и нищете его персонажей - претендовал ни много, ни мало на чеховскую глубину в осмыслении явления. Получилась же скорее игра в Чехова, безбожно затянутая и становящаяся под конец интересной разве что ее создателям.
Классик на рубеже веков XIX-го и XX-го блестяще описал приход капитализма в патриархальную Россию на драматических судьбах отдельных людей. Писатель Владимир Сорокин, известный своими пристрастиями к мату, испражнениям и сексуальным перверсиям в качестве художественных изобразительных средств, вознамерился сделать то же самое через сто лет. Так родился сценарий фильма "Москва", доработанный новоиспеченным американцем Александром Зельдовичем. Последний и выступил в качестве режиссера.
Снималось кино по причине финансовых неурядиц долго - целых четыре года, и выхода его под конец съемок с нетерпением ждали уж решительно все. Неудивительно - команда, работающая над фильмом, собралась внушительная: помимо Зельдовича и Сорокина композитор Леонид Десятников, оператор Александр Ильховский, актеры Татьяна Друбич, Ингеборга Дапкунайте, Александр Балуев. В прошлом году "Москву" представили на Московском международном фестивале, а сейчас она идет в прокате и в Хабаровске.
Обитатели сорокинской Москвы - это две сестры Маша и больная аутизмом Оля (соответственно, Дапкунайте и Друбич), их мать Ирина, латентная алкоголичка и хозяйка эстетского ночного клуба (Наталия Коляканова), бандит-коммерсант Майк, страстно любящий балет (Балуев), проходимец Лева (Станислав Павлов) и лечащий Ольгу доктор Марк (Виктор Гвоздицкий). Майк хочет жениться на Маше, при этом изменяет ей с Ириной, которая уже давно спит с Марком, который тайно влюблен в Ольгу, которую... Которую совращает Лева. Он же попутно занимается сексом через географическую карту с Машей, кидает друга Майка на несколько сот тысяч долларов, убивает его в день свадьбы и берет в жены обеих сестер. Сорокин, однако.
В нескольких строках, впрочем, читать это интересней, чем смотреть на протяжении двух с половиной часов. За намеренно глубокомысленными сценами и тщательно выверенным эпатажем стоит пустота. И не пелевинская, а самая обычная. Актерская игра не компенсирует недостатков сценария, хотя браток-ценитель балета в исполнении Балуева весьма колоритен, как и носитель пейсов с лицом породистого арийца Лева, а также появляющийся в эпизодах Николай Чиндяйкин в роли авторитета Сливы. Дамы же переигрывают, и особенно Друбич в образе Ольги, поющей в мамашином кабаке голосом Ольги Дзусовой "Враги сожгли родную хату..." в совершенно авангардистской аранжировке и почему-то напоминающей Анжелику Варум лет семь-восемь назад. Все много ругаются матом, даже и без надобности, но как-то неестественно.
Зато оператор Ильховский сработал на самом высоком уровне. Именно съемки Москвы без единого случайного лица в кадре, пустая Красная площадь, изысканные визуальные фишки в духе европейского арт-хауса, наконец, самая настоящая, не живописная, грязь на дороге в двух шагах от Кремля заполняют по мере возможности образовавшуюся в картине пустоту.
Но самое главное, из-за чего, в конечном счете, и нужно смотреть этот фильм - музыка Леонида Десятникова, без сомнения, одного из самых ярких композиторов современной России.
Комментарии:
ginger
09:07 14-03-2003
как будто сама посмотрела
oldmortality
09:56 14-03-2003
а разве не видела?
ginger
10:16 14-03-2003
oldmortality
неа...
у нас с папой телик один на двоих и там было такое трепетное начало про хомячков, если мне память не изменяет, что я убёгла от смущения