Разговаривали, как Борис Михайлов снимал своих "бомжей".
– Бомжи же на самом деле не страшные. Главное – не давать им слишком много. Вот у меня был знакомый художник, он пускал их к себе в мастерскую набрать воды. Они приходили с канистрами регулярно, и просто его обожали. Товарищ мог делать с ними все, что захочет.
- Да, вода – это самое трудное, - неожиданно вступает нежная девушка- хореограф. На свалке совершенно нет питьевой воды.
* * *
Есть фотографы, которые людей снимают безжалостно, используют. Спрашиваю, а как это вообще выглядит? Не предъявляют ли потом модели претензий? Они же не понимают, что ищет фотограф? Нужно ли брать у модели релиз, если заранее понимаешь, что изобразишь человека мягко говоря не совсем естетично?
- Нет, - говорят мне. Это «их» представление о прекрасном. И потом, человек же не согласится сниматься, если будет бояться результатов.
Увы, я так думать не могу. Процесс фотографирования, как и алкоголь, способен вывернуть в человеке такое, о чем он сам и не подозревает! Многие плясали на столах и даже не помнят об етом, но я бы не хотела знать, что все зафиксировано на видео. А лет через 20? Почему бы нет? Потому что тогда я сегодняшняя себе тогдашней стану посторонним существом?
И понимаю, что это – действительно фиксация представления о прекрасном, или ужасном, или настоящей жизни. Вот Арбус например. И потом, через 100 лет эти люди превратятся просто в тени засушенных мотыльков моли. Но ведь сейчас они здесь рядом, живут как я.
С другой стороны, меня никто и не обязывает делать такого рода кадры.
1. Николай Бахарев
2. Борис Михайлов
3. Сергей Чиликов