Женщина цвета танго
13:16 17-11-2004
Некоторые не совсем внимательные посетители могли подумать, что мы положительно относимся к декадансу. Это не так. Во-первых, следует различать декаданс как образ мыслей и как стиль искусства. Собственно, исходное значение слова decadence – "упадок" – ближе к первому толкованию, чем ко второму, и обозначает одну из закономерных фаз циклического развития любой экономической, социальной или культурной системы.

Что же касается декаданса как культурного слоя (со своим набором образов), а особенно так называемого поп-декаданса (со своим набором штампов) – мы утверждаем, что таковые порождены (или поражены?) по меньшей мере двумя логическими ошибками.

Во-первых, называние явления не есть его переживание, и потому адекватно описанное крушение отношений двух людей может оказаться большей трагедией, чем краткая заметка об авиакатастрофе.

Во-вторых – и это главное – декаданс ("спой мне, чтобы было больно"), всегда замахиваясь на переживание Урагана, почти всегда оборачивался его имитацией. Дело в том, что набор фактов, одна констатация которых заставляет их переживать, крайне ограничен, и чем более нервная система воспринимающего стабильна, тем более он узок. Неточное попадание, неумение адекватно сформулировать Ураган губило все попытки его констатации на корню.

Собственно, есть два способа "заставить переживать" трагедию: сконцентрировать внимание до полной ролевой идентичности с субъектом трагедии или подать трагедию как явление, касающееся всех. Первый путь породил тонны попсовых "ужастиков", 3D-стрелялки и расхожее мнение о декадансе как об уходе от реальности. Второй путь заставляет автора двигаться вслепую, "по наитию", интуитивно, заставлял фиксировать неопределенное, невыраженное переживание. Здесь нет права на ошибку – любая подмена исходной категории чем-либо менее первичным снижает впечатление. Как для того, чтобы вызвать смех, требуется пережить неустранимый сбой ролевой идентификации, так и для "запуска" депресии требуется ощутить неустранимо потерянную информацию.

Замятинское "Мы", кстати (где во главу мирового зла из-за поверхностности подхода встает не Ураган, а Титаник), не вызывает ничего, кроме снисходительного смеха. Смерть как таковая – подделка под Ураган. Агрессия – подделка под Ураган. Боль – подделка под Ураган. Усталость – подделка под Ураган. Непредсказуемость будущего - подделка под Ураган. Садизм и мазохизм – дешевые подделки под Ураган. И так далее (см. раздел термодинамики). Расхожая "сатанинская" мистика, свойственная некоторым ветвям декаданса, вообще не имеет ничего общего с Ураганом (напротив – что может быть оптимистичнее физической жизни после смерти?). Именно поэтому "байки из склепа" так легко становятся анекдотами и детскими стишками, а песни Армена Григоряна совершенно не мешают ничьему бодрому шагу и веселому насвистыванию.

Там нет главного – переживания безвозвратности, свойственной Урагану.

Собственно, этой статьей мы хотели сказать только то, что теперь способны объективно оценить и объяснить способность того или иного произведения искусства причинять настоящую боль.