Alfer
10:38 01-12-2004 Сказки
Недавно товарищ Nau рассказывал о бродячих и трансформировавшихся сюжетах сказок. Таки мне тоже есть что сказать.
Практически у каждой сказки есть огромное количество вариантов. Довелось мне тут прочитать научную статью о "Репке". Помимо прочего там приводились диалектные варианты ея. Изменения касаются списка персонажей. Наиболее частая замена: вместо Жучки - Сучка. Ну, это можно понять. Но есть и такое: вслед за внучкой приходит... Нога (?!). За ней приходит... Другая Нога. А за ней приходит... Пятая Нога! Вот я подумываю: может, "Репка" - это индейская сказка?
У казахов тоже есть сказки. Я привез Лисе книжку. Особенно меня поразили две сказки.
Первая - о красавице Миржан. Миржан пошла купаться. Оставила одежду на берегу реки, залезла в воду, а из воды вылез огромный Змей и ее одежду украл. Вышла красавица на берег, а одежда – у Змея. Тот ей и сообщает, что он, мол, морской царь и отдаст ей одежду, если она выйдет за него замуж. Та согласилась. Пошла домой, поплакалась матери и на следующий день отправилась к речке.
Прошел год. И Миржан возвращается к своей несчастной матери. С девочкой и мальчиком – писаными красавцами. И рассказывает матери, что муж ее оборачивается Змеем только на берегу, а на дне морском он – настоящий батыр. И что счастлива она своей жизнью с ним безмерно. «А как же ты вернешься к нему?» - спрашивает мать. «А я пойду на берег и позову его: «Ахмет! Ахмет! Я твоя жена, приди, мой свет, поднимись со дна!». И он тотчас придет и заберет нас на дно».
Легли они спать. Только мать Миржан не спала – притворилась спящей. А сама дождалась, когда дочь с внуками заснет, и отправилась на берег реки. Там она призвала зятя («Ахмет! Ахмет! Я твоя жена, приди, мой свет, поднимись со дна!») и отрубила ему голову топором.
Утром Миржан с детьми пошла на берег и позвала мужа. Тот не пришел. И тогда она обнаружила его голову, валяющуюся на берегу. Заголосила, запричитала, и превратились они все трое в птиц: дочь Миржан – в ласточку, сын – в соловья, а Миржан – в кукушку. Конец сказки.
Вторая сказка. Жили-были старик и его две красавицы дочери. И посватались к дочерям два богатых хана. Но отвергли они их. Потому что влюбились в бедного пастуха. И вышли за него замуж. Причем, обе.
Комментарии:
Nau
11:06 01-12-2004
Alfer
Видимо, нога - это символ. Вот только чего?
Alfer
11:13 01-12-2004
Nau Особенно, Пятая Нога?
Nau
11:18 01-12-2004
Alfer
А что, после другой ноги сразу пятая? Не было ни третьей, ни четвёртой? Нелогично
Alfer
11:24 01-12-2004
Nau Очень логично! Должно быть две ноги: первая явилась, другая явилась. Все остальное - лишнее. С этой точки зрения, все последующие ноги не нужны. А пятая нога снимает вопрос о животных. К тому же, юмористический эффект. Это как у Рабле: "из города выбежало приблизительно пятнадцать тысяч триста семьдесят две собаки".
Nolla
11:45 01-12-2004
Alfer вот повезло бедному пастуху... сначала... а потом оказалось, что их еще и кормить надо ))
LaVita
11:54 01-12-2004
Детские сказки с уклоном в садизм и многоженство... Чему казахи детей учат?
Nau
11:55 01-12-2004
Alfer, а почему ноги не вместе явились? Я как-то уже привык, что ноги парами ходят
Alfer
12:31 01-12-2004
Nolla Нет, все равно повезло! А потом, может, это они его кормили. Он же бедный - что с него взять!
Швындик Чему казахи детей учат? - жизни!
Nau Ну, а кабы они вместе пришли, ты бы спросил: "А почему без тела?". Я как-то уже привык, что ноги парами ходят - а эти еще не нашли свою пару! Они были в поиске!
Nau
12:50 01-12-2004
Alfer, да, бедные дети. Что там у них в головах отложится от такого... гм... бедлама?
Alfer
12:55 01-12-2004
Nau А все казахи - нормальные спокойные люди. Эдакие азиатские прибалты. Так что не волнуйся.
Saguaro
20:20 08-12-2004
Alfer, про тёщу с зятем - жуть! Но русские сказки - час от часу не легче...

С днём рождения!
Alfer
10:49 09-12-2004
vvebgirl Спасибо!