Леди-Х
13:47 16-12-2004 Петропавловский собор
29 июня 1703 г. в центре Петропавловской крепости была заложена небольшая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. 1 апреля 1704 г. в присутствии Петра I митрополит Новгородский Иов освятил храм, ставший важным духовным и общественным центром будущей столицы.

Долгое время Петропавловский собор являлся кафедральным храмом Петербургав, позднее став придворным собором. Сегодня он сохраняет свое значение как усыпальница российских императоров, мемориал ратной славы, один из лучших образцов русской архитектуры XVIII столетия.

30 мая 1712 г., в день рождения Петра I, торжественно заложен каменный собор. Новое здание возводилось по проекту и под руководством Д.Трезини вплоть до 1732 г. В первую очередь была сооружена многоярусная колокольня с позолоченным шпилем, увенчанным крестом и флюгером в виде фигуры летящего ангела.

За три столетия собор неоднократно перестраивался и его современный облик отличается от первоначального проекта Д.Трезини, сочетавшего приемы раннего итальянского и северного барокко.

В конце XVIII в. у западного и южного входа появились классицистические портики. В 1873 г. восточный фасад собора украсила фреска Ж.Больдини с изображением Христа и апостолов Петра и Павла. Наиболее значительной перестройке подверглась колокольня, которая неоднократно страдала от ураганных ветров, ударов молнии и пожаров.

Интерьер собора так же необычен для традиционного русского культового зодчества, как и его внешний облик.

Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень – дар храму от Петра I и Екатерины I.

Петр I так и не увидел Петропавловского собора во всем его великолепии. 28 января 1725 г. император скончался. Могила Петра I находится справа от алтаря.

На протяжении двух столетий собор служил императорской усыпальницей. Здесь хоронили российских императоров и императриц, а также членов семьи Романовых.




Комментарии:
Леди-Х
13:49 16-12-2004
Колокольня

Колокольня Петропавловского собора – самое высокое архитектурное сооружение Санкт-Петербурга. Ее высота – 122, 5 м. Изысканный силуэт золоченого шпиля венчает фигура летящего ангела, распростершего над городом свои крылья.

После пожара 1756 года колокольня собора была разобрана до конька крыши. Ее реконструкция завершилась в 1779 году.

Первый ангел-флюгер, созданный по проекту Д. Трезини, погиб во время пожара 1756 года. Воссозданная позднее фигура в целом повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураганом 1777 года фигуре второго ангела были нанесены серьезные повреждения. Было решено уменьшить размеры, вес и изменить расположение ангела. Третий ангел был изготовлен по эскизу А. Ринальди.

В 1829 году, когда буря вновь повредила фигуру ангела и шпиль, кровельщик Петр Телушкин сумел провести восстановительные работы без строительных лесов и каких-либо других вспомогательных средств. В 1834-м. шпиль вновь накренился, поскольку начал подгнивать деревянный каркас. По итогам конкурса проектов 1853 года строителем шпиля назначен инженер Д.И. Журавский. Ангела вместе с крестом было решено заменить. Журавский разработал надежный и простой поворотный механизм с применением подшипников, не требующий специального обслуживания. С 1858 года четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра.

В 1956 году началась научная реставрация собора под руководством архитектора И.Н. Бенуа. В 1976-1979 годах были укреплены конструкции шпиля.

В 1991-1996 велась реставрация ангела-флюгера и завершения шпиля. В разработке нового проекта реставрации поворотного механизма принимали участие несколько конструкторские бюро. Лучшее техническое решение было предложено НИИ специального машиностроения. Конструкция устройства максимально приближена к первоначальному проекту Д.И. Журавского.

Реставрационные работы были завершены к 300-летию Санкт-Петербурга.
Леди-Х
13:51 16-12-2004
Куранты


В 1720 г. на колокольне собора, служившей городской часовой башней, были впервые установлены «зело прехитрые» куранты, приобретенные Петром I в Амстердаме. Часы отбивали каждые полчаса.

Петровские куранты погибли во время пожара 1756 г. Только спустя двадцать лет зазвучали новые соборные часы. Они были изготовлены известным всей Европе голландским мастером Б.Оорт Крассом.

В середине XIX в. часы были отреставрированы и получили не существовавшие до этого минутные стрелки. Восстановленные куранты стали вызванивать церковный гимн «Коль славен Господь». В 1906 г. репертуар пополнился государственным гимном «Боже царя храни».

После 1917 г. куранты замолчали надолго. Они заиграли только в 1952 г. – гимн Советского Союза.

Сегодня куранты играют те же мелодии, что и в начале XX в.
Леди-Х
13:53 16-12-2004
Интерьер Петропавловского собора

Декоративное убранство храма создает атмосферу праздничной торжественности.

На стенах под арками размещены живописные изображения евангельских сюжетов, особое место среди которых занимает цикл «Страстей Христовых». Семь из них сохранились от первоначального убранства собора. Они выполнены в 1729-1732 гг. русскими художниками А.Матвеевым и В.Игнатьевым и швейцарцем Г.Гзелем. В барабане купола в два яруса расположены шестнадцать картин, созданных в 1877 г. на сюжеты Ветхого Завета и Евангелия.

Росписи интерьеров Петропавловского собора не раз обновлялись. Многократно переписывалась расположенная в куполе фреска, где Святой Дух представлен в виде голубя с расходящимися от него лучами. В 1870-х годах художники И.Ксенофонтов и Ж.Больдини создали новые росписи плафонов центрального и боковых нефов, изображающие херувимов и ангелов с атрибутами мученичества Христа и православного архиерейского богослужения.

В целом интерьеры собора существенно не изменялись и сохранили до наших дней свой первоначальный облик.

Незадолго до освещения собора у одного из пилонов перед алтарем была установлена кафедра для произнесения проповедей. По свидетельству современников это было «что-то новое и из ряда вон выходящее». В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в петербургских храмах в царствование Петра I.

Симметрично кафедре, у противоположного пилона, находится Царское место – невысокий помост, где во время богослужения стоял император. По традиции императоры приходили сюда после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих предков. В дни рождения, кончины и тезоименитства похороненных в соборе лиц здесь совершались панихиды, в которых участвовали члены семьи Романовых.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Сегодня в экспозиции собора представлены копии шведских и турецких знамен.
Леди-Х
13:55 16-12-2004
Иконостас

Композиция иконостаса, разработанная Д. Трезини, ориентирована на западноевропейские барочные образцы.

Центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами и поднимающейся в подкупольное пространство на высоту почти двадцать метров.

Сквозь створки Царских врат в центре алтаря видна надпрестольная сень – резной деревянный балдахин, - составляющая вместе с иконостасом единый ансамбль.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович – один из крупнейших государственных и общественных деятелей петровской эпохи. В киотах иконостаса размещены сорок три иконы, написанные в 1726-1729 гг. русскими иконописцами А.Поспеловым и Ф.Протопоповым.

Эскизы икон выполнил М.Аврамов, организатор и директор Петербургской типографии и Рисовальной школы.

Среди изображенных – канонизированные православной церковью княгиня Ольга, князья Владимир, Борис, Глеб и Александр Невский, апостолы Петр и Павел, а также группа святых, тезоименитых членам царской семьи, родственникам Петра I. У Царских врат находится икона «Богоматерь державная на троне с Богомладенцем». Легенда приписывает образу Марии портретное сходство с Екатериной I, супругой Петра Великого и его наследницей на троне.
Леди-Х
13:57 16-12-2004
Могила Петра Первого

В 1865-1867 гг. все надгробия, существовавшие в соборе, были заменены на новые – беломраморные, проект которых выполнили архитекторы А.А.Пуаро и А.Л.Гун. Текст памятных досок для могил Петра I и некоторых других лиц составлял известный историк Н.Г.Устрялов, автор «Истории царствования Петра Великого». По тому же образцу оформлялись и последующие захоронения.

В 1887 г. император Александр III повелел заменить на более богатые и нарядные надгробия на могилах своих родителей – Александра II и Марии Александровны. Новые саркофаги, изготовленные из зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца, были установлены в феврале 1906 г.
Леди-Х
13:58 16-12-2004
Императорская усыпальница

Еще при жизни Петра I в соборе похоронили его сына Павла и четырех дочерей, умерших в младенчестве. Под колокольней был похоронен опальный царевич Алексей, его жена Шарлотта-Христина-София и сестра Петра I царевна Мария Алексеевна. После того, как в 1732 г. императрица Анна Иоанновна повелела снять надгробия с могил детей и родственников Петра, точные места их погребения были надолго забыты и лишь в 1860-х годах отмечены памятными досками.

В Петропавловском соборе тридцать два надгробия. Одно из них стоит над пустой могилой – в 1939 г. прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля Георга I, был перенесен в королевскую усыпальницу в Афинах.

Места захоронения отмечают саркофаги, выполненные из белого каррарского мрамора. Императорские надгробия отмечены помимо креста четырьмя гербами Российской империи.