Nesta
01:19 21-12-2004 УРРАААА!!!!
А вот и курсовая. Анализ эпизода фильма "Послезавтра".
Послезавтра. Анализ.
Фильм «Послезавтра» - самый новый фильм-катастрофа. Он был снят в США в 2004 году. Что касается его жанровой принадлежности, то можно с уверенностью сказать, что жанр этого фильма – сложный. Здесь заметна смесь драмы, эпоса и приключений. Режиссёром фильма выступил Джон Эммерих, а сценаристами Арт Белл и Уитли Стрибер. Главная особенность фильма – своеобразное олицетворение окружающей среды, которая выступает одним из главных героев фильма.
Фильм разбит на 23 сцены
В первой сцене нам показывают надвигающуюся на Нью-Йорк страшную катастрофу – гигантскую волну, которая в определённый момент накрывает даже статую Свободы, одно из самых высоких сооружений в США. Эту сцену можно назвать с одной стороны фрагментарной, а с другой стороны просто перебивкой, потому что роль окружающей среды, как написано выше, очень неоднозначна. Её при одном взгляде можно воспринять как главного героя, а с другой стороны просто как явление, влияющее на судьбы героев фильма. Поэтому назову эту сцену фрагментарной.
Она соединена столкновением со следующей перебивочной сценой в виде бегущих от надвигающейся беды людей.
Эта сцена сцеплена со следующей, фрагментарной сценой. Сэм, Френк и Брайан ищут Лору. Сцены здесь сцеплены изобразительно – сначала нашему взору предстаёт бегущая толпа. Затем, при увеличении, можно заметить бегущих героев фильма, затем их уже берут крупным планом.
После мы видим следующую сцену, соединённую столкновением – это общий вид стоящих в пробке машин, среди которых, как подразумевается, стоит и Лора.
Далее методом столкновения мы переходим к следующей сцене, фрагментарной, в которой Брайан и Сэм смотрят на Лору. В этой сцене нет ничего не обычного.
Следующая сцена сцеплена с этой по смыслу, поскольку на этот раз Лору берут общим планом, и мы видим, что она стоит около такси. Эту сцену можно назвать параллельной.
Она соединяется сцеплением со следующей фрагментарной сценой катастрофы, поскольку имеет прямое отношение к местонахождению Лоры, и становится понятно, что ей уже угрожает серьёзная опасность.
Следующая сцена столкновением предстаёт перед нашими глазами. В ней мы видим небольшую отстранённую параллельную сцену с водителем автобуса и пассажирами – итальянцами, которые ранее дали ему денег чтобы он попытался поехать. На этот раз его ждало страшное наказание за взятку. По радио он услышал о надвигающейся волне, и увидел её в зеркале…
Следующая сцена сцеплена изобразительно и по смыслу – камера приближается к зеркалу автобуса и крупным планом нам показывает разрушения катастрофы. И именно после следующего кадра мы понимаем, что водитель автобуса и все пассажиры погибли.
Лора, которой приходится возвращаться за паспортами в этой сцене, которая столкновением была соединена с предыдущей. Её можно назвать предкульминационной по степени напряженности, потому что в то время уже приближалась волна.
И в следующей же сцене, сцепленной с этой, наступает вторая по напряжённости сцена в эпизоде после кульминационной. Сэм спасает Лору от волны. В этой же сцене люди тоже спасаются, и бегут в библиотеку. Это был один из важных поворотных моментов, ведь Лора, Сэм, Брайан и Френк покинут библиотеку только в финале. Эту сцену вполне можно считать развёрнутой, поскольку там присутствует определённая драматургическая завершённость. Эту сцену вполне можно записать как этюд.
В следующем моменте, соединённым с предыдущим способом столкновения, показывается развёрнутая параллельная сцена в офисе профессора и его сотрудников. Идут философские разговоры о детях. Судя по мрачному настрою беседы, профессор чувствует, что больше не увидит внуков. После звонка Джека это подтверждается. Поэтому я и называю эту сцену развёрнутой.
Эта сцена столкнута с пеберивочной сценой вида затопленного города.
Далее методом столкновения идёт ещё один перебивочный план – вид библиотеки.
Он сцеплен со следующей сценой по смыслу – с тем, что происходит внутри библиотеки. Перед нашими глазами предстаёт небольшая развёрнутая параллельная сцена с бомжом и собакой. Там мы видим, что у них есть друг у друга только они сами, что бомж – крайне одинокий человек, что даже собаку он воспринимает как лучшего друга и часть себя. Эта сцена крайне психологична.
Следующая развёрнутая сцена, сцепленная с предыдущей, тоже крайне неоднозначна. Два второстепенных героя там показывают впервые себя – Френк и Брайан. Френк советует Сэму рассказать о своих чувствах Лоре, при том если учесть что до катастрофы они были соперниками, а Брайан получает в руки рацию, которая отчасти позже, в процессе фильма, помогла им спастись. Там же Сэм и Лора решаются вместе идти звонить его отцу, то есть Джеку. Это уже признак сближения Лоры и Сэма.
С помощью сцепления эта сцена соединена с предыдущей. Здесь Сэм и Лора идут звонить Джеку. Она является фрагментарной.
Столкновением эта сцена соединена со следующей – разговором Джека и Люси, матери Сэма, по телефону. Её можно назвать фрагментарной, потому что драматургический конфликт внутри сцены начат, но не завершён.
Следующая сцена, то есть разговор сначала Джека и Люси при встрече, их совместный просмотр фотографий и затем звонок Сэма и его разговор с отцом является развёрнутой. Эта сцена является кульминационной, поскольку именно она определила дальнейший ход развития событий. Кроме того, эта одна из важнейших перипетий во всём фильме. И именно в этой сцене Джек решает отправиться за Сэмом. Именно в этой сцене было решено то, что мальчик выживет.
Следующая сцена сплетена с предыдущей, поскольку показывается что было с Сэмом после разговора. Она достаточно напряжённая, но, возможно, это только потому, что под риск ставится жизнь мальчика – он чуть не утонул в холодной воде.
Следующая фрагментарная сцена, в которой Лора помогает согреться Сэму, сцеплена с предыдущей. Здесь наблюдается эротический элемент – и поэтому эта сцена тоже выглядит немного напряжённой. Кроме того, отношения Лоры и Сэма продолжают развиваться.
Столкновением соединена и сцена со сборкой Джека в дорогу. Эта предпоследняя сцена в этом эпизоде, подтверждающая решение Джека идти спасать сына.
Далее следует последняя сцена, финальная. Приплывающий корабль является соединением со следующим эпизодом, показывая, что трудности наших героев ещё не окончены.
В этом фильме можно найти четыре внешних конфликта, среди которых три скрытых и один открытый. Сэм и Джек конфликтуют как отец и сын. Отец уделял ему мало внимания, всё время проводя на работе. С Джеком и Люси, его женой, та же причина. Причиной конфликта Сэма и Френка является соперничество. Им обоим нравится Лора. Так же присутствует главный, эпохальный внешний конфликт – человечество и окружающая среда. Природа ударяет своей мощью по каждому из героев, не оставив в покое никого.
Так же можно найти и два внутренних конфликта. Они протекают в умах Сэма и Джека. Джек долго не мог выбрать между работой и семейной жизнью, а Сэм между собственным эгоизмом, происходящим из подросткового максимализма, и заботой о друзьях, Лоре и окружающих его людей.
Здесь можно определить и тему фильма. Это влияние природы на жизни людей и их отношения друг с другом.
Теперь хотелось бы написать немного о сюжетной композиции данного фильма.
Экспозиция начинается, когда оказывается затопленным главное достояние Соединённых Штатов Америки – Статуя Свободы и бегущие в библиотеку люди. Таким образом мы проникаем в общую атмосферу эпизода. Мы уже понимаем, что конкретно этот потоп приносит людям вред в тот момент времени.
Завязка происходит до момента Лоры, чуть было не погибшей под волной, сметающей всё на своём пути. Здесь мы замечаем, что Лора побежала за сумкой французской туристки, и что Сэм и Брайан её потеряли.
До момента звонка Сэма отцу мы наблюдаем развитие. Сюда входят все сцены в библиотеке, и общие виды разрушенного водой города.
Кульминацией является звонок Сэма Джеку. После этого становится всё понятно дальше – Джек приедет. И спасёт сына.
После была уже развязка отношений Лоры и Сэма, Люси и Джека в этом эпизоде.
И, наконец, в финале, мы видим приплывший корабль, который, видимо по иронии режиссёров или сценаристов, является русским.
В эпизоде фабула очень часто не совпадает с сюжетом. И я заметила присутствие нескольких внефабульных моментов, среди которых ситуация с итальянцами и водителем автобуса, ситуация с бомжом и собакой. Напомню, что фабула фильма звучит примерно так: «Сэм и друзья попадают в страшную катастрофу и там познают себя». Сюжет же заключается ещё и в том, что в добавок беспокоится о сыне отец, а так же страдают и другие люди.
Так же вне фабулы этого эпизода находится ситуация с профессором в его кабинете. Ведь жизнь профессора и его двух ассистентов во всём фильме – побочная, можно даже сказать, параллельная линия. У Профессора есть двое внуков, у одного из сотрудников жена и младенец-сын. И все они хотят жить. И у них своя, отдельная история. С сотрудниками он часто говорит о детях.
Так же за пределами фабулы находятся и отношения Сэма с отцом. В фильме в целом это одна из важнейших сюжетных линий, но в эпизоде она даёт о себе знать лишь в нескольких сценах. Но, тем не менее, тот факт, что эта линия одна из главных в фильме, оказывает огромное влияние на внутренний конфликт Сэма.
Кроме того, присутствует сюжетная линия отношений Сэма и Лоры, а так же Сэма и Френка. Их противоречия завязаны на общем объекте обожания, Лоре. Но вскоре проясняется, кто же на самом деле заинтересован в ней. Эта сюжетная линия – главная в этом эпизоде.
Но фильм в целом – об отце Сэма, Джеке. О том, как он заботится о людях, одновременно пытаясь заботиться о семье, волноваться за сына. Внутренний конфликт Джека символизируется и буйством стихий. Как он сказал в конце фильма: «Научатся ли люди на своих ошибках?». Это относится и к главному герою фильма.
Важное влияние имеет и образ среды. А точнее – буйство природных стихий на открытом воздухе и остатки спокойствия в комнатах и исследовательских центрах. Так, например, на фоне людного зала библиотеки – вид затопленного разрушенного города за окном. Или новости по телевизору в тёплой лаборатории, где уютно расположились люди. Это наводит на мысль, что люди попросту не могут жить без того уюта, который они сами себе создают. И показывается сама хрупкость цивилизации, которую построили люди. Своеобразные детали подчёркивают это. Например, затопляемая водой статуя Свободы в начале эпизода.
Статуя Свободы – символ Соединённых Штатов, символ независимости от всего. Её погребение под водой показывает, что от одного люди никогда не будут свободны – от природы. А Америка, вроде бы самая процветающая страна на сегодняшний день, тоже оказывается не в силах противостоять страшной стихии.
Фотографии на столе ближе к концу эпизода будят в Джеке отцовские чувства. Он видит своего сына в детстве, том детстве, когда он вечно разъезжал по командировкам. И одна из фотографий Сэма, где он снят на пляже, в хорошую солнечную погоду (на фоне нынешнего шторма!), и заставляет Джека принять решение отправиться за Сэмом.
Радио в автобусе, по которому мы узнаём о приближении смертельной волны, кажется последней зацепкой человечества за спокойное существование. Ведь перед тем, как на автобус обрушилась волна воды, водитель крутит рацию, надеясь услышать и узнать причину общей паники. Он узнаёт, но это его уже не спасает. Как и человечество не спасает знание проблемы, полученное вовремя.
Так же важен начинающийся снег, символизирующий ухудшение и без того скорбной ситуации. Когда затоплен город, все угнетены, надеются на улучшение ситуации, на возможность выбраться из библиотеки и начать жить так, как они привыкли. Но снег, начинающий выпадать в широте Нью-Йорка, где снега либо почти нет, либо очень мало, вводит людей, спрятавшихся от взбесившихся стихий в библиотеке, в тихий ужас.
Ещё важна сумочка с паспортами, которая по сути чуть не стала причиной смерти Лоры. Ведь если бы французская пассажирка не забыла паспорта в машине, то и не было бы того поворотного момента со спасением Лоры. Она бы спокойно вошла бы в здание, и многое бы не изменилось. Так что здесь сумка показала уже то, что люди готовы бороться за то последнее, что у них осталось.
В эпизоде есть несколько сюжетных поворотов. Первый – когда Сэм спасает Лору от волны, второй – когда Сэм звонит отцу, и отец решает за ним приехать, отвлекаясь от своей работы, пусть даже и важной для большинства людей, которых он пытается спасти. Поэтому в эпизоде две перипетии. Причём вторая, где Сэм звонит отцу – кульминационная точка, которая является главной перипетии в эпизоде.
Финальный момент тоже важен. Приплывший корабль имеет параллель с Ноевым Ковчегом: гигантский корабль на фоне затопленного города. И это показывает некоторую обречённость, ведь, как известно, во время Всемирного Потопа погибли все, кроме тех, кто сидели внутри него. Так и корабль. Он кажется плывучей крепостью, а то, что он принадлежал русским, ещё более усугубляет ситуацию, поскольку, как известно, в ходе Холодной Войны русские и американцы были серьёзными конкурентами. По крайней мере, так думал весь мир. И в совсем недалёком прошлом, ещё в семидесятые, ходила по миру теория, что мир должен погибнуть в ходе Третьей Мировой Войны – противостояния США и СССР. Причём нашу страну называли «Империя Зла». И когда после произошедших событий показывается русский корабль, то становится понятен мотив мирового зла. Только на этот раз врагом оказался весь мир, подкинув как весёлую игрушку корабль той страны, которую ещё не так давно считали причиной всех без на планете.
Этот эпизод является набором важных перипетий в фильме в целом. Здесь в первый раз каждый персонаж проявил свою истинную природу и истинные чувства. Сэм – свою чистую любовь к Лоре, когда спас её от волны, Джек – свои отцовские чувства, когда решился идти спасать сына в Нью-Йорк, где должна пройти страшная смертоносная буря. Френк начал пересматривать своё чувство собственности и ехидства, когда посоветовал Сэму сказать о своих чувствах Лоре. Брайан показал свою дружескую преданность когда Сэм ринулся за Лорой и технические умения, когда нашёл неработающую рацию. Люси показала материнский долг, когда отпустила мужа на поиски сына, зная, что его жизни тоже угрожает огромная опасность. Лора же тоже показала свою привязанность к Сэму, когда не поленилась и не постеснялась согреть его, чтобы он не умер от переохлаждения.
В этом эпизоде также впервые раскрылась информация о зловещей ледяной буре, убивающей всех живых существ. Профессор, который в течение всех предыдущих эпизодов был помощником и наставником Джека, теперь оказался навсегда от него отрезанным и предположительно погибнет в последующих эпизодах. В самом начале этого эпизода Нью-Йорк был затоплен, что было начало всех остальных бед, которые постигнут этот несчастный город. После там пройдёт холодная буря, которая унесёт жизни большинства жителей города. Кое-кто спасётся, но несложно догадаться, что их – немного.
Идея фильма же была высказана несколько позже, но этот эпизод тоже помогает её раскрыть. Звучит она так: «Могут ли люди учиться на своих ошибках». Это относится не только к заботе человечества об окружающей среде, но и заботе людей друг о друге. Ведь именно когда жизнь люди начали ценить – прекратились бессмысленные жертвы. Сначала Сэм спас Лору, а Джек решил идти спасать Сэма, затем Люси спасла пациента – больного раком мальчика. После этого Джек спас своего коллегу по работе, а Сэм, Брайан и Френк – Лору, когда принесли ей лекарства, убегая от смертоносной бури. Причём в ходе спасения помогать пришлось и Френку. Который повредил ногу. В конечном итоге президент, отдав свою жизнь, спас всех жителей страны, которые жили ниже линии, которую на карте отметил Джек.
Идея фильма является довольно-таки глубокой и даже немного притчеподобной. Она кажется наставлением всему человечеству. Как говорил знаменитый герой мультфильмов: «Давайте жить дружно!». Это относится и к природе, и к людям.


Греет душу... Depeche Mode "And Then"
Внутри... победительское
Комментарии:
Z-machine
20:08 26-12-2004
А ты где учишься то?
Nesta
20:38 26-12-2004
во ВГИКе
BeTpa
08:09 31-12-2004
Во ВГИКе?!!!! вау..... мечтаю туда поступить.....
Nesta
22:43 31-12-2004
Ну поступи)))Будем видеться)))