3_62
16:46 26-01-2005 Чузнь как жидо.
Орудие убийства себе подобных - изобретение нашего узколобого пращура, измененное нами лишь количественно, но не качественно - просто бессмысленная игрушка, выглядящая бледно и безобидно на фоне Времени, нашего доброго пастыря, бесстрастного судьи и безжалостного палача. Где уж нашим хиросимам сравниться с этой монументальной фигурой в черном, особенно с показателем эффективности ее действий - с сухим и лаконичным "сто процентов"...

Эмир Кустурица, балканский арлекин, мелким бесом вившийся у ног этого божества, зубоскаливший в его капищах и писавший непристойности на его истуканах, своей последней лентой отрекается от заблуждений молодости. Кается истово и подобострастно, выкалывая глаза своим былым иконам, тем самым давая свидетелям покаяния полное право прикинуть, хорошо ль на нем будет смотреться тога патриарха евроазийского синематографа. Можно понять человека: в определенной ситуации главным становится то, как сидит костюмчик.

Изменения невооруженному глазу вначале малозаметны: место действия в меру безумно, персонажи под стать, начиная со свихнувшейся от невесть-чего несостоявшейся оперной певицы, и до самой колоритной фигуры - раблезианского цыгана-бургомистра, обедающего ведерными нормами и способного в одиночку навешать пендалей половине стадиона вырванными из земли футбольными воротами. Давние кустурицыны поклонники сразу окунаются в этот вертеп, как карась в родную заводь, чутьем определяя центральных персонажей и дальнейшие сюжетные ходы.

Вот здесь режиссер и наносит сам себе первый сокрушительный удар. Как деус экс машина (он же черт из коробки) в первом акте пьесы появляется ружье станиславского со снайпером впридачу, но не висит реквизитом, дожидаясь своего часа, а громко стреляет сразу. Пуля, хоть и дура, попадает в самую заметную на сцене мишень - в цыганского пантагрюэля, лишая шатер балагана центральной опоры, без которой тот с шумом рушится, погребая под собой рыжих и белых.

Со смертью бургомистра в сюжете возникает ощутимая прореха, в которую незамедлительно просовывает свое мурло реализм, чуть не с приставкой "соц" - и буффонада переходит в военно-полевой роман, ибо начинается война. Нет, не та война, которую мы знаем по "Подземелью", которое "Подземка", которая "Андеграунд" - не развеселая пальба под звуки цыганско-османско-балканского сводного оркестра имени Одновременного Оргазма, увы нет... Хотя, слава б-гу, это еще не война Ремарка, Хемингуэя или Селина, в которой, с целью повышения личного индекса выживаемости, герою приходится последовательно отказываться от себя. Здесь самозачеркиванием занимается автор.

В сместившихся акцентах разухабистое деревенское веселье, так любимое Кустурицей прежде, выглядит как обычная провинциальная пьянка и вызывает острое желание позвонить 02 (кто хоть раз был на сельской свадьбе или проводах в армию - тот поймет), герой, намеченный уже зрителем для самоотождествления, скоропостижно уходит на войну, оставляя своего не первой уже свежести отца играть ромео монтекки запаса, а единственными носителями цыганистости оказываются наркобароны, военные преступники и прочие антисоциальные элементы, плохо кушавшие в детстве манную кашу. Что в зрелые годы неминуемо приводит к половым излишествам и злоупотреблению кокаином, а как же.

Далее - соответственно: юная прекрасная пленница, целомудренная попытка спать в разных постелях, теплящаяся искорка чувства, разгорающаяся в настоящий пожар, побег, кровь, боль, слезы, балансирование у края бездны, горечь расставания и прочие атрибуты добротной мелодрамы. Нет, судорожно впиваться побелевшими пальцами в подлокотники кресел кинозала все же не стоит - какая ж мелодрама не заканчивается хеппи-эндом! В нем будет окончательная победа алкоголя над наркотиками, зрелой мудрости над пылкой неопытностью, упругой молодости над выжившим из ума постбальзачеством. И даже главный герой, кажется, получит в распоряжение главную героиню.

Осуждать гроссмейстера за то, что "конь так не ходит" бессмысленно - это его партия, где он в одиночку выступает против Времени. Однако предъявить некоторые претензии стоит. Буде автор снимает реалистичную ("жизненную"!!!) мелодраму, пусть соблаговолит обьяснить зрителю некоторые детали. А именно: куда главный герой девал оплывшую и поистершуюся от времени старую жену, как примирил сына с идеей того, что его мачеха несколько младше его годами, чем надраивал по утрам свое облико морале, без которого перед односельчанами показаться и думать не сметь, как решил проблему разницы в возрасте лет через 10-15 после описанных событий (опадает, знаете-ли, все, что раньше стояло) и т.п. В противном случае попытка одним махом разрешить ворох проблем под общим названием "кризис среднего возраста" режиссеру не защитывается.

Да, стареет наш королек.

К сему добавлю, что кинолента Эмира Кустурицы "Жизнь как чудо" обильно уснащена милой сумасшедшинкой всего и вся, оборудована одной безумно поэтичной эротической сценой, в которой миру явлена по-настоящему красивая женская грудь, укомплектована великолепным саундтреком авторства опять же Эмира Кустурицы, и обильно сдобрена символикой, кое о чем говорящей даже тем, кто "Цицерона не читал". Натурам впечатлительным к просмотру следует готовиться заранее: женщинам соответствующего возраста запастись косметикой, мужчинам - бутылкой хорошего коньяку и сигарой.

ЗЫЖ В интернете поговаривают, что председателем жюри нынешнего кинофестиваля в Канне будет Кустурица. Вот и нет больше молодого и крылатого югославского гения, как нет и страны с таким названием. Зато есть несколько стран поменьше, воинственно выкрикивающих друг-другу оскорбления через плетень госграницы. И есть один режиссер, титулованный и маститый. Чем не равноценный обмен?
Комментарии:
Ёженька
16:54 26-01-2005
эк ты его. Ну просто камня на камне. Герой.
zusman
17:20 26-01-2005
Буде автор снимает реалистичную ("жизненную"!!!) мелодраму,
Разве?
Мнение отрапортовано очень симпатично и аргументированно, но по-моему больше отражает некое собственное состояние, нежели рецептуру и вкус кустурицына фильма :)
У меня были претензии к фильму, но они были перечеркнуты главным - Чудом. Ведь у Кустурицы в названии фильма не стоит знак вопроса. И утверждение чуда,таки происходит. Именно поэтому вырисовывается война - такая, какая она есть именно в этом фильме, именно поэтому хрен с ней со старой женой... Просто ощущение Чуда сильно зависит от контекста, в котором оно случается. Огрубение, обытовление, огрязнение всего и вся - и в этом обнаруживается ( не чертом из табакерки! а реальной и вроде привычной деталью!) Чудо... В этом всем, просто жить - уже чудо.
Ты с оценке этого фильма ( ничего, что я на "ты"?) напоминаешь героя Броневого в "Формуле любви". :) Помнишь, Калиостро при нем нож сожрал, а он даже бровью не повел, типа, "плавали- знаем". :)
Ёженька
17:22 26-01-2005
zusman :agree:
3_62
18:15 26-01-2005
Ёженька:
Да я, в общем, обижен не на режиссера... Скорее, есть у меня несколько вопросов к Главному. Обязательно задам при личной встрече. Хотя, не станет он меня слушать, старец брадатый...

zusman:
"На ты" - только приветствую :))) А то за свои 26 так и не научился опознавать момент уместности этого перехода.

А ядовитый сарказьм (или его подобие) действительно является полнотекстовым ИМХО, но есть нюанс...

Мне, похоже, действительно как раз сейчас приходится проплывать в этих стоячих водах переходного возраста, которые ни на одну карту толком не нанесены (у нас не только сердечно-сосудистые хвори помолодели, но психические нелады), и могу оценить ситуацию не только извне...

"Сначала они предложат сигарету. Потом предложат жизнь.
Сигарету можно взять. А от жизни прийдется отказаться."
(с)х/ф "Интервенция".

Нет у нас, драный европейцев, культуры умирания... А стариться и умирать мы от этого не перестаем, увы.
zusman
18:31 26-01-2005
3_62 Ну можно же попытаться с пользой израсходовать отведенное на умирание время, с тем, чтобы всё же оставить потомкам в наследство эту самую культуру умирания. :)
А это - подарочек в тему ;) Прошу прощения за размер подарочка.
Когда Павлюк уже стоял на табуретке с петлёй вокруг тощей кадыкастой шеи,
ему явился ангел и сказал:
- Павлюк!
Павлюк оглянулся. В комнате было совершенно пусто, потому что ангел не
холодильник, его сразу не видать. Так, некоторое сияние у правого плеча.
- Павлюк! - повторило сияние. - Ты зачем на табуретке стоишь?
- Я умереть хочу, - сказал Павлюк.
- Что вдруг? - поинтересовался ангел.
- Опостылело мне тут всё, - объяснил Павлюк.
- Ну уж и всё, - не поверил ангел.
- Всё, - немного подумав, подтвердил Павлюк и начал аккуратно затягивать
петлю.
- А беленькой двести? - сказал ангел. - На природе?
Павлюк задумался, не отнимая рук от верёвки.
- Если разве под картошечку... - сказал он наконец.
- Ну, - согласился ангел. - С укропчиком, в масле... Селёдочка ломтиком,
лучок колечком...
Павлюк сглотнул сквозь петлю.
- А пивка для рывка? - продолжал ангел. - На рыбалке, когда ни одной
сволочи вокруг. Да с хорошей сигаретой...
Павлюк прерывисто вздохнул.
- А девочки? - не унимался ангел. - Такие, понимаешь, с ногами...
- Ты-то откуда знаешь? - удивился Павлюк.
- Не отвлекайся, - попросил ангел. - А в субботу с утреца банька, а в среду
вечером "Спартак"...
- Чего "Спартак"? - не понял Павлюк.
- Лига Чемпионов, - напомнил ангел.
- Неужто выиграют? - выдохнул Павлюк.
- В четвёрку войдут, - заверил ангел.
- Надо же, - сказал Павлюк - и улыбнулся. Петля болталась рядом, играя
мыльной радугой.
- Ты с табуретки-то слезь, - предложил ангел. - А то как памятник прямо...
Павлюк послушно присел под петлёй, нашарил в кармане сигарету.
Ангел дал прикурить от крыла.
- И что теперь, на работу? - робко спросил Павлюк.
- На неё, - подтвердил ангел.
- А потом домой?
- По возможности.
Павлюк ещё помолчал.
- Ну хорошо, - сказал он наконец. - Но смысл? Смысл?
- Какой смысл? - не понял ангел.
- Хоть какой-нибудь, - попросил Павлюк.
- Зачем? - поразился ангел.
- Без смысла никак нельзя, - угрюмо молвил Павлюк.
- Вешайся, - сказал ангел. - Смысла ему! Вешайся и не морочь людям голову.
3_62
18:54 26-01-2005
zusman:
Ай, спасибо! Это же, если мне никто не изменяет, Шендерович-цзы, последний мастер хайку и вообще глыба.
Мне когда-то почти подарили его книгу :)))
"Почти" заключалось в том, что я (губит фрайера не жадность, а доброта) сразу после акта принесения даров дал ее кому-то почитать.
Так всю и вычитали, ни старнички не осталось.

Из его творчества еще страстно люблю пиэсу "Вечерний выход общества слепых" - философия и юмор в обнимку!
zusman
19:00 26-01-2005
3_62Он самый-красавчик :) Мне с его книжными воплощениями тоже не везет и по той же причине. Вычитывают знакомые подчистую. Храню в таком виде :)
На здоровичко.
Роман В.С.
10:01 27-01-2005
за свои 26
ещё впору зайцев в чистом поле на бегу лопатой убивать :)
сердечно-сосудистые хвори помолодели, но психические
всё ж таки к разным выводам приходят люди, пережившие "кризис среднего возраста" :) хотя не так, по симптомам - это ещё пике :)
Дизайнер шатун
11:58 27-01-2005
...не тот уж Кустурица, не тот...:( после "Чёрной кошки...." ещё было ясно).
iWery
12:17 27-01-2005
: all agree :
3_62
16:59 27-01-2005
Роман В.С.:
Хрен его знает, пике это, штопор, или друга кака геометрическа фигура. У нас ведь, как обычно, все детально изучено и описано, кроме самых важных и насущных вещей.
А зайцы пусть себе бегают и плодятся. Хотя лопатой иногда оччень, оооччччень хочется некоторых млекопитающих огреть, это факт :)))

Дизайнер шатун:
Как раз "Черная кошка" с белым котом - они являются скорее пиком карнавальности. Было дьявольски интересно, что начнется за ним.
Алгебра не подвела, гармонию поверила правильно: за пиком обычно идет спад...
Ози
17:36 27-01-2005
Хотя лопатой иногда оччень, оооччччень хочется некоторых млекопитающих огреть, это факт :)))- :gigi:
Алгебра не подвела, гармонию поверила правильно: за пиком обычно идет спад...- нешто алгебра? господи, чем я занималась на школьных уроках?))
Дизайнер шатун
17:50 27-01-2005
3_62
Пиком карнавальности значит не более чем пиком карнавальности....АНДЕГРАУНД круче!!!
3_62
18:46 27-01-2005
Ози:
Ну, функциональный анализ...

Дизайнер шатун:
Ага. А у слона больше. Спору нет.
Гость
21:14 31-01-2005
зануда, ты, Мамрак, редкостная... мне лично фильма понравилась очень... да, он не похож на прошлые его картины. Но в нем очень много очарования и теплоты.
Умка
Великий Комендаторе
15:01 15-02-2005
ознакомился. пока ничего своего не внесу, ибо новое это для меня. а вот погляжу еще несколько фильмов, тогда...