nut
17:35 26-05-2003 ФИНАЛ
Окончание крымской эпопеи.
Честно говоря, устал писать. Думаю, когда выстоится, сделаю нормальный рассказ или повесть. Много над чем хотелось бы поработать отдельно. Напишите, кому что запомнилось-понравилось во всем этом. Ок?

см. комментарий №й эз южуал.
nut
17:40 26-05-2003
....
В общем, часам к 3-4 подтянулись наконец-то все. Переобнимались-перецеловались, нарассказывали ужастей про московскую погоду и двинулись, солнцем палимы, за мной.
Пришла пора сделать лирическое отступление обо мне.
Я - не просто известный вам автор дневника, пошедший в путь за новыми впечатлениями. Я еще и идейный вдохновитель-организатор + руководитель. Весь наш многочисленный отряд был разделен на 2 конференции: западную и восточную. Западники шли с Белогорска на Караби через Большие ворота, а восточники переползали через Долгоруковскую яйлу, долину речки Бурульча, плато Орта-Сырт и через всю Караби-Яйлу прямо до места встречи: озера Эгиз-Тенах (в просторечьи именовавшемся Идитынах). Так вот, запланировав и предложив восточный маршрут, я автоматически стал начальником экспедиции, хотя опыта и профессионализма имел столько же, сколько и большинство остальных участников. Вхождение в управленческую должность происходило постепенно. Сначала мы были вдвоем со Стасом. Потом нас стало четверо. А в итоге я вел восьмерых. Старался, где возможно, решать вопросы голосованием, управлять процессами. Хотя, по большому счету, в отряде царила анархия, наподобие махновской банды или коммуны маоистов: все что-то делали, никто никому не приказывал, результат удовлетворял всех.
Ну так вот. Планировал я в первый день встать возле Красных пещер (ну, пару км недоходя). Возле речки.
Выяснилось, что противоположный берег реки оккупировали бойскауты. Количество оных не поддается описанию - может 100, а может 500 человек. Это создавало уверенность, что местные из близлежащих деревень не прийдут ночью пиздить рюкзаки, но создавало проблему в виде полного отсутствия дров.
Найдя подходящее место, мы начали разбивать лагерь, сопровождая процесс всякими курьезами ввиде Люськи, повернувшейся к нам спиной для переодевания футболки (при этом она была лицом ко всему скаутскому лагерю). За отсутствием дров стали починять и разводить примус. Шура колдовал, периодически прося всех отойти на безопасное расстояние (клапан безбожно тек и существовала реальная вероятность закончить поход неначав, да и прихватить пару скаутов с собой в больницу). Найдя несколько деревяшек в округе, развели костер чтобы повтыкать, порассказывать.

3 мая.
Утро ознаменовалось заплывом в горном ручье. Шура и Стас, ничтоже сумняшеся, заголили свои телеса и прыгнули в ручей. Остальные были не столь опрометчевы и грели водицу в кане...
Параллельно выяснилось еще одно полезное свойство скаутов: они ходили поутру вокруг лагеря по прилегающим стоянкам и собирали весь мусор. Мы с легкой душой отдали им стеклянные бутылки и прочую дребедень и выступили в путь.
Если честно, я намеренно хотел сделать этот этап потяжелее, чтобы "дать просрацца" новичкам. Дело в том, что от Красных пещер предстоял почти вертикальный (ну, градусов 50-60) подъем метров на 200. В общем, я взвинтил темп и довел группу в короткие сроки до Красных пещер и утомленного состояния. Сделали привал, сходили узнать насчет сифонов. Как ни прикидывались хохлами - вердикт был прост: 200 гривен с человека и баста.
Сцепили зубы и рванули вверх.
Потом с полчаса втыкали на плато. Измотались, да и вид красивый открывался. Вся долина как на ладони, все основные хребты.
Зацепившись компасом за местность, пошли.
Несколько дней назад мы обходили со Стасом яйлу по краю, теперь предстояло пересечь ее поперек. Плато оказалось чередой невысоких холмов и ям. Вначале, пока были силы, шли прямиком по азимуту. Потом, когда заебались мпускаться-подниматься по три раза за час, стали обходить ямы и холмы по краю. Это немного сбило нас с пути, я перестал четко представлять, где мы на карте (ну а плюс-минус пару километров роли не играли). Хочется отметить геройство ОльГи, которая взвинтила темп неподетски и задавала шороху даже Андрюхе и мне. По пути попадались странные пространства, изрытые ямками. Походу получается, что это воронки времен войны. Нашли небольшое укрепление в форме обложенного камнями полукруга. Рядом нашли железяку странной формы, которую записали в осколки и прихватили с собой (кажется, Шура). Солнце припекало, рюкзаки мерно давили плечи, трава набивалась в ботинки, но красота окружающих пейзажей уравновешивала некайфы. Единственное, постоянно хотелось пить.
Постепенно недостаток воды стал очевиден. Хотя брали по 1-1,5 литра на лицо из расчета на 5 часов пути. Стал метаться с картой на предмет родника. Но, как говорил уже, ошибся в маршруте и четко ткнуть пальцем на балку, в которой есть вода, не мог. Как назло, перестали попадаться ямы со снегом.
Подошли к краю плато. На карте там - река. Воды - 50 грамм на человека. Реки нет. Есть овраг, а за ним - продолжение плато. Еще и мысли терзают: сколько человек проживет без воды, но с рюкзаком? А что там говорит туристическая наука на предмет выкапывания микроколодцев в глубинах оврагов? А если у оврага стенки каменные - оно ж не канает, наверное? А уринотерапия - это вымысел?
Прошли еще с полчаса и уперлись в спуск. Теперь уже 100% конец плато. И 100% река.
Реки нет.
Разведка на полчаса вдоль пересохшего русла показывает, что оно пересохло основательно.
Честно говоря, я начал нервничать. По карте прошли всего-то километров 6-7... На деле заебались изрядно. Воды нет. Ну не возвращаться же?
Воспаленное сознание подкидывает образы бъющих ключей под ногами и напоминает, что на последней стоянке я мог бы добавить во флягу лишние 100 грамм воды и напиться впрок.
Наконец, возвращается Шура, который слышал шум воды в глубоком ущелье, спуститься в которое не рискнул, слишком отвесно. На радостяхиз стасова рюкзака достается полуторалитроваяч бутылка ПИВА! Которая уничтожается на корню и практически мгновенно. Из кустов по-деловому рысит лиса. Повторная разведка обнаружила более приемлемый спуск и мы, взяв пример с только что увиденного зверя, деловито порысили к воде. Как тогда не убились - не понимаю. Крутейший склон, весь усыпанный жухлой листвой - не туда ногу поставишь - и кубарем.
В общем достаточно быстро нашли место под стоянку и начали ПИТЬ! Фильтровали и пили, фильтровали и пили... По моим прикидкам, я за полчаса выпил не менее полутора литров воды. Наконец, разложили лагерь, приготовили ужин и, утомленные первым днем настоящего маршрута, уснули.

4 мая.
Утро, как и вчера, ознаменовалось коллективным купанием Шура-Стас в горном ручье. Как и вчера, это происходило почти перед взором невесть откуда взявшейся группы детишек-туристов под руководством общительного дяденьки. Мы напоили их водой, узнали примерное местоположение (у меня оказалась карта даже круче, чем у него... вот!) и позавтракав, обогнали.
Задача дня была весьма проста: пройти как можно больше в направлении метеостанции. (Если кто помнит, эксперт из Красных пещер прочил нам вообще однодневную прогулку). Для этого нужно было двигаться по ущелью речки на юг, пытаясь в нужном месте повернуть и ломануться строго на восток. В общем-то в раоне одного из таких потенцпиальных "поворотных" мест мы сделали привал с купаниями, увидели двух чуваков растаманской наружности, отправлявшихся фотографировать какой-то афигенно красивый грот.
Ущелье петляло, постепенно сжимаясь. В определенные моменты мы упирались в отвесные скальные стены и форсировали реку (превратившуюся в ручей) "в припрыг", "в перескок" или "по бревну. В один из таких моментов бревно не выдержало нагрузки и сломалось под Стасом. Так мы обрели незаменимый в дальнейшем инструмент для опоры и передвижения. Стас по колено в воде поддерживал девченок, помогал наводить переправы и т.п. В общем, даже и не знаю, что бы мы делали, не будь такой оказии.
Далее произошло серьезное проишествие: упершись в очередной раз в сложный участок, группа раделилась: мальчики начали ворочать камни дабы навести некий мост, девачки взирали на это с нетерпением и опаской, а ОльГа ринулась по противоположному берегу и в обход. В итоге основная группа переправилась и ждала ОльГу за переправой. Вот показалась и она, ищущая спуск - успела забраться высоко и теперь не знала, где удобнее спуститься. Мы махали ей, показывая где лучше спуститься (шум реки заглушал всё нафик). Вдруг она как-то странно прилегла возле одного из деревьев (казалось, что она решила съехать по листве вниз). Мы предостерегающе замахали, что нужно взять значительно в сторону - она не реагирует, лежит себе, как будто примеряясь. В общем, я решил помочь страждущему. Взобравшись наверх и поняв, насколько стрёмно всё смотрится с этой точки, я так же понял, что ОльГа сорвалась и с трудом держится на краю ската. В общем, ухватив за рюкзак, я вытащил ее на тропинку и мы вместе спустились. Кажется, остались даже видеокадры моего "подвига". Стресс сильно выбил ОльГу из равновесия. Она даже никак не могла перепрыгнуть ручей. В итоге, переползла, зачерпнув ботинком. Переобувшись, пошли дальше, и только на следующем привале выяснилось, что где-то посеяна ее фляга. (Хорошая такая испанская кожаная фляга. С водой. 300 рублей между прочим.)
На этом приключения не закончились. Во первых опять начались накладки со штурманством. По карте получалось, что мы где-то пропустили поворот на яйлу Орта-Сырт. Попытки штурмовать "в лоб" оканчивались топтанием у 20метровых отвесных скал и позорным оступлением. Время близилось к вечеру. Река сделала крутой поворот градусов на 90 (на карте - прямая как струна). На противоположном берегу показалось что-то блестючее и железное. В визир видеокамеры разлядели: памятник. На хер знает какой высоте. На отвесных скалах. На пятачке имеющем уклон слабо отличающийся от вертикального. Установлен ЯКОРЬ. Судя по всему, никелированный. С пятиконечной звездой. В общем, очень круто. Память героям. Кстати, проскочив мимо нужного поворота на восток мы обездолили себя невозможностью увидеть партизанский аэродром, который, по рассказам встречных, был украшен моделью самолета в натуральную величину и памятником партизанам. Вообще, все прониклись большим уважением к воинам - мы тут с рюкзачками (жратва да спальники с одеждой) чуть не подыхаем - а им еще воевать!!!! Оружие-патроны таскать! Ориентироваться и устраивать засады на фашыстов!
Нашли более-менее пологое место, Настя сходила на разведку - решили штурмовать. Вползли. Снова разведка. Идем по плато. Нашил плиту, на которой написано, что в этом месте был штаб партизанского отряда. Причем поставили эту плиту в 1995 году ребята из запорожья. Сейчас не вспомню их точное название, но в нем присутствовало слово "Эльфы". На плато наконец-то нашлась дорога, по которой я уверенно вывел всех к роднику.
Место оказалось странным: окруженное со всех сторон земляным валом, поросшим отдельно стоящими деревьями.
Родник начинался ниоткуда (просто в одном месте земля была сырее, чем везде) и так же никуда пропадал (метров через 200 становился всё тоньше и тоньше). Было на удивление тихо. Ни ветра, ни грохота ручья - ничего. Только уханье филина и зуд комаров. Отсутствие эха, "ватность" окружающего пространства, так же не добавляли оптимизма. Ужин прошел в каком-то напряжении. Настя жалась ко мне, говоря, что она чувствует себя неуютно. Даже приготовленное пойло из вотки со сгущенкой (готовил сам, получилось не ахти, но похоже на бейлис...) не добавило оптимизма. Ночью выходил из палатки по малой нужде - колотил сильнейший озноб, хотя было не холодно.
В общем, аура места была весьма негативной. Может партизан там много погибло, может просто геопатогенная зона, но ушли мы отуда весьма торопливо.

5 мая.
В этот день от нас собирались отделиться Сорви и Юлька (им надобыло 9го быть в Москве, а еще пофтыкать на море хотелось). Поэтому решили не мудрствовать, а идти по наежженой дороге, которая и на карте была обозначена. Бодренько спустились с Орта-Сырт к истоку реки. Встретили там московскую группу спелеологов (по снаряге сразу поняли, что москвичи - сплошной баск и кампус )
Не снижая темпа взобрались на Караби-Яйлу - красоты там, конечно, удивительные. Бесконечная череда холмов и балок. Облако, по форме напоминающее НЛО. Глаза ищут метеостанцию, которая по рассказам, должна быть видна с любого угла плато. В итоге, станция выглядела как несколько домиков с мачтой, открытых всем ветрам.
Хозяином станции оказался угрюмый, дочерна загорелый бородатый мужик, который постоянно шустрил и ссылался на занятость. В течение 5 минут он объяснил, как добраться до озер и был таков. В общем, выяснилось, что на станции живут спелеологи, пользуются услугами БАНИ (нам не предлагалось) и транспортом хоть до Симферополя (на наших глазах приехал автобус-ПАЗик и выгрузил велосипедиста).
Совершенно случайно проходящая мимо группа спелеологов из Израиля (чумазые как негры) предложила подхватить кому нужно до Симферополя... Таким вот нехитрым образом решилась судьба Андрея и Юльки. Быстро распрощались и пошли каждый по своим делам.
Ведя группу к озерам, я поражался собственной памяти и силе воображения. В нужные моменты всплывали в памяти нужные ориентиры, интуитивно сворачивал в нужные повороты и в итоге мы зафтыкали буквально в 300 метрах от озера.
Передохнув и начав подниматься вверх, мы увидели НАШИХ!
Воссоединение было бурным и веселым. Все мерились загарами и восхищались экипировкой. Взахлеб рассказывали о прожитых невзгодах и победах. Чехвостили меня за радиомолчание (но, блин, внатуре первый и единственный сеанс связи удался только на метеостанции - в остальных местах не было сети).
Место было очень ветренное - от этого все сильно мерзли. Было туго с дровами. Палатка Каминских притягивала клещей. Я выступил в качестве эксперта и заверил Сашку, что клещи не энцефалитные и вообще людей не едят (потом видел по телику, что именно такие клещи и являлись переносчиками геморрагической лихорадки ). У ребят кончился алкоголь и сигареты, так что мы со своими запасами были в тему.
Вечер посвятили рассказам. Ребята искупались в озере (мелкое и грязное). Горланили песни и наслаждались звездным небом.

6 мая.
Задача дня была простой: выйти к морю и начать фтыкать. Западники вели нас по Караби, утверждая, что за те полтора дня, что они нас ждали, успели облазить и выучить все окресности. В итоге вышли к месту, откуда открылся ОФИГИТЕЛЬНЕЙШИЙ ВИД. Весь ЮБК был как на ладони от Алушты до Судака. Небольшие горы, долины и ущелья, посадки виноградников и поляны. Дорога петляла среди лесов и казалось, что до моря как минимум несколько дней пути. Однако, сделав несколько скоростных спусков, срезав несколько петель серпантина и пожертвовав за это всего лишь поцарапанной коленкой Паши, мы вышли на равнину с накатанной дорогой.
Пройдя по дороге мы уткнулись в забор и ворота, над которыми гордо реяла надпись "Винзавод Приветный". Думаю, что тетушка навсегда запомнит наши страждущие лица. Однако продать нам хоть каплю живительного напитка она не смогла, ибо сей завод готовит лишь сырье для массандровских заводов. В общем, пошли мы в магазин.
Там мы, наверное, сделали бизнес за целый месяц по следующим продуктам: пиво, сухарики-орешки-чипсы, мороженное.
Пожирая всё это прямо возле выхода и снова возвращаясь за добавкой, мы, наверное, оставили повод для разговоров для местных где-то на месяц.
А вот на автостанции нас ждал облом. Автобусы в Приветное (а это было именно оно) ходили редко, и в этот день уже не предвиделись. Такстисты отсутствовали как класс. Покупка сухенького винца вылилась в длительные переговоры с водителем микроавтобуса. В итоге мы даже начали загружаться, но выяснилось, что из двигателя капает масло и никуда машина не поедет. Ушлые местные нашли способ договориться между собой и с нами и в итоге мы погрузились в три тачки разной степени убитости и рванули в Коктебель!
Уже по дороге выяснилось, что татарин-водитель барыжит травой. Возвращаться было поздно (темнело, блин).
В итоге высадились в самом конце Планерского, в районе пограничной вышки и в потемках начали искать место для стоянки. Ругались и ссорились - нет дров, близко к людям, нет источника воды.
В конце-концов встали возле самого моря, на небольшом пятачке земли.

7 мая.
Всё. Надоели эти костры и фильтрованные воды.
Мы идем ЗАВТРАКАТЬ В КАБАК!
В кабаке подают БЛИНЧИКИ!!! ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ !!! ОМЛЕТ!!!

В общем, я быстро проникся кайфушками такой жизни и сказал: "Ищем жилье".
Оказалось, что место тусовки обычных бабушек-квартиросдатчиц пустует, и обращаться нужно прямо по месту.
Нам порекомендовали дом номер 12 по улице Мичурина, но там никого не было из хозяев (пустота, все двери на распашку... ничего не боятся люди) в итоге заселились в дом номер 8. Тариф - 2 бакса с носа. Горячая вода, сортир на улице и скрипучие кровати.

В общем, мы вернулись в лагерь (через весь Коктебель) и переволокли шмотки на новую квартиру.

Ребята лежали, вяло занимались нудизмом и пили вино.

Вечером большинство переселилось в пенаты, только Шура, Лю и Стас горячились и собирались ночевать на берегу. Но важно было другое! Ребята встретили:
а) старушку, торгующую сушеными травами, которая предлагала "травУшку-поебУшку", рекламируя ее словами "поебун придет, ять раз поебет" в общем, у нее за небольшие деньги ребята купили пакетик травы (и, блин, не обманула, клюшка! реальная трава оказалась!)
б) растаманского вида ребят, с которыми договорились встретиться и посидеть (читаем "покурить") в кафе "Богема" .

Покурили бабушкиного стаффа, хорошо.
Отобедав в чайхане (полный сервис вплоть до кальяна) выдвинулись в Богему. В кафе (или ресторане-клубе) выступала девушка-исполнитель песен под гитару. Песни ьыли прикольные. Как вам, например, припев "Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла" этак минут на 5?

Серега-растаман сидел на улице и занимался спаиванием девушки, которой в ночи нужно было на поезд. Ее сопровождал дядька лет 40, великолепно игравший на гитаре. Дождавшись, когда принесут еду Серега не обманул наши ожидания и позвал всех в кусты. Там были сооружены два маленьких косячка-пионерки. Честно говоря, я сильно сомневался в способности такого количества травы изменить сознание 8рых страждущих. Но парень был не лыком шит и вдул каждому по 2 паровоза. ОльГа вступила в замечательную перепалку с Серегой, обмениваясь многозначительными фразами - было весело.
Нахлобучило так, что я с трудом добрался до еды и смёл содержимое тарелок.
Захотелось домой.

Путь был долог и труден. Всепроникающее чувство тревоги не отпускало меня до самого порога. Встречные люди казались агрессивно настроенными. Тёмные переулки щетинились заборами, море шептало гадости. В общем, если бы не Настя, сидеть мне в уголке и дрожать от страха. Ну а сны... Сны были великолепны и красивы.

8 мая.
Солнце. Море. Фтыкалово.

Затарившись винищщем и сыром мы ушли на дальни уголок пляжа, дабы подставить свои оголенные задницы злым лучам крымского солнца. В общем, событиями день был не сильно занят. Единственный неприятный момент произошел ближе к вечеру.
Мимо нас прошла интересная троица: два мужика, заросших волосами и бородой до степени, не позволяющей определить возраст и девочка лет пяти. Через какое-то время все они полностью обнжились и стали загорать в стороне от нас. Еще через какое-то время один из мужиков пришел к нам и начал трындеть. Трындеть о том, что нехорошо заниматься сексом на пляже (мог бы не смотреть, кому какое дело), предлагать девочку (всмысле, что ее маму изнасиловали и убили а им она нафик не нужна, забирайте), гнать про аборты нечистоту наших помыслов и т.п. Короче, сквозь сон и пелену алкоголя это было очень некайфово. В итоге мы нехило сцепились языками и это чмо было послано нахуй (впрочем, взаимно). Я даже подумывал о том, чтобы навалять кайфоломщику пиздюлей, но останавливала девочка, которую он использовал как щит.
В общем, уходили мы с пляжа с двояким чувством. Было очень жалко девочку, некормленную, немытую. Что два бомжеподобных мудака с ней делают - непонятно. Кто она им - тоже. Мне даже кажется, что эта встреча была не случайной. Мы должны были расплатиться за кайфушки, ниспосланные нам, каким-то добрым делом. Но у меня так и не складывается мозаика, как мы должны были поступить.

9 мая.
Пришло время подумать и о путях отступления. 8го числа делегаты ездили в Феодосию, но никаких билетов не было (та же ситуация была и в Москве). Собственно, я не сильно горевал, ибо всегда оставался шанс уехать
а) автостопом
б) с пересадкой Симфер-Харьков Белгород-Москва
в) через Краснодар и Новороссийск

Поехали с Настей в Феодосию и непринужденно купили 2 купейных до Москвы. (больше не было...) Посмотрели на парад. Жырные тётки в камуфляжной форме и туфлях на каблуке сосредоточенно топтали асфальт перед ветеранами. В коктебеле хоть десантники встали на караул возле пограничного столба...

Вернулись и пошли гурьбой в сторону мертвой бухты и дальше.
Там - ганджа и море. Солнце и фтык. Ветер, ласкающий кожу и приносящий обрывки фраз.
По дороге видели вчерашнюю троицу. Живы здоровы. Кушали в кафе чебуреки, девочка тоже. Когти перестали цапарать душу хоть немного.

Вечер - чайхана и ганджа.

На самом деле, с психологической точки зрения, дни были очень насыщены. Миллионы различных мыслей, идей и задумок витали в наших укуренных мозгах. Красоты горных тюльпанов, луговых маков и гвозик. Облака, причудливо меняющие форму. Море - источник теплоты и благости. Именно тогда я и придумал две растаманских сказки, которые приведу в конце повествования. А сейчас - вновь хронология.

События стали развиваться стремительно.

Утром 10 го.
Коктебель в облаке. Молочный туман. Видимость - 20 метров.
Стали собираться. Распрощались с ребятами, которые двинули в Феодосию в надежде купить билеты. Выехали и посмотрели, как укутана бухта белой ватой. Неспешно приехали на ЖДвокзал. Меееееедленно поехали на автовокзал. На автовокзале отстояли очередь ипоняли, что не успеваем. Не успеваем конкретно, минут на 30. И денег на такси уже нет.
Метнулись сдавать билеты. Потеряли гривен по 60 на каждом. А ребята 20 минутами раньше спокойно взяли плацкарты. Когда приехали мы - билетов нет.
Странное чувство - полный пофигизм (надо ли говорить, что мы покурили с утрецца?). Всё равно уедем.
Через два часа в Симферополе опять видим ребят.
Пытаемся вписаться в их поезд - каменные лица проводников и начальника поезда. Вокруг - суета велосипедистов, альпинистов и прочих рюкзачников.
На вокзале - патрули, ловят отказников от армии.
В кассах - пустота. Есть только два билета в СВ.
Плююсь, снимаю деньги в банкомате и покупаю.
Вот и наш поезд. Приветливо улыбаются проводники. Наш вагон практически напротив. И тут.......
....меня останавливает мент - "транспортная милиция, проверка документов". Отдаю ему паспорт. Внимательно смотрит печати... И...... Отдает обратно!!!!!!!!! Пулей влетаем в вагон и сидим.
А ведь на самом деле он мог меня задержать на 3 часа без объяснения причин (и потом послать все мои претензии далеко и надолго). По крайней мере таким образом действуют менты в Сочи. Человеку, видящему, как его поезд вот-вот отойдет, психологически легко расстаться с суммой, сравнимой со стоимостью билета. Но на этот раз ангелы хранили меня.
...лирическое отступление...
Одни знакомые моих знакомых как-то ехали на Украину на поезде. В Белгороде вышли покурить. К ним подошел мужчина в форме и, пробурчав что-то, попросил докменты. Они отдали. Мужик развернулся и пошел. Эээээ... сказали три здоровых мужика... у нас же поезд уйдет через 5 минут. Потом, подумав, догнали его и, избив до бессознательного состояния, бросили в яму и впрыгнули с документами в уходящий поезд.

В общем, весь обратный путь мы пили пиво, предавались утехам и ждали момента, когда можно будет ступить на родную московскую землю.