pakt
15:39 26-02-2008 А вот еще Шафаревич жжот (терпи, тигра, терпи :)
…В XVIII–XIX в.в. происходит резкий перелом в положении европейского еврейства. А именно, среди евреев возникает быстро растущее движение за выход из изоляции: за усвоение образа жизни окружающих народов, их культуры. Это течение придает совершенно новый характер европейским еврейским общинам. Параллельно усиливается борьба и за юридическое равноправие евреев, которого они и добиваются в XIX в. в подавляющей части европейских стран.

Принятие евреями образа жизни европейских народов в среде этих народов часто называют "эмансипацией", в еврейской же среде это течение называли "Хаскала", а сторонников его — "маскилим".

Этот переворот несомненно связан с увеличением хозяйственного влияния евреев. Так, уже с XVI, а систематически с — XVII в. еврейские дельцы осваивают совершенно новую сферу деятельности — колонии европейских стран. В Бразилии евреи скоро стали гoсподствующим слоем, в частности, держали в своих руках сахарные плантации, бывшие основой экономики страны. Так же и на Ямайке они заняли господствующее положение, и христианские купцы жаловались, что евреи их вытесняют. […] В докладе инквизиции из Южной Америки в 1636 г. говорится: "Они стали хозяевами всей торговли в королевстве: от парчи до грубого холста, от алмазов до тминных зерен, все проходит через их руки". […]

В немецких государствах типичной комбинацией были "князь и еврей" (Furst und Jud), причём в руках последнего находились финансы государства. Так, больше ста лет придворными банкирами императорского двора а Вене был дом Оппенгеймеров. […]

В сочинении "Прусская монархия" Мирабо пишет: «Единственные торговцы и фабриканты, располагающие в прусских провинциях большими состояниями — евреи. Среди них есть миллионеры».

И Гретц подтверждает, что богатства евреев в Берлине далеко превосходили богатства христианских бюргеров. Поэтому можно не удивляться, что Мирабо, ненадолго посетив Пруссию, так чутко воспринял проблему еврейского равноправия: он был кругом в долгу у еврейских ростовщиков. Так же и Лессинг, написав пьесу "Евреи", вскоре получил доходное место в считавшемся мало чистоплотным деле по чеканке монеты, находившемся в руках у банкиров Эфраим. Когда же он писал своего "Натана", ему выдал аванс еврейский купец Мозес Вессели из Гамбурга. По этим отдельным штрихам можно представить себе ситуацию в более широком масштабе. "Лица свободных профессий" — писатели, журналисты, актёры были тогда очень мало обеспечены, и финансовая поддержка для них значила чрезвычайно много. Да и владетельные князья тоже были восприимчивы к подобным аргументам. Например, в начале ХIХ века банкир из Франкфурта–на–Майне Амшель Ротшильд уплатил великому герцогу Дальберту 400.000 гульденов, за что тот предоставил франкфуртским евреям равные права с остальным населением.

Во время революционных и наполеоновских войн эмансипация распространялась и на другие завоеванные Францией или находящиеся под её влиянием территории. Так, она охватила всю Германию — закон об эмансипации евреев в Пруссии, в частности, был принят в 1812 году. Идею предоставления евреем полного равноправия поддерживал влиятельный канцлер Гарденберг. […]

Такие бурные изменения, как всегда, взвали и реакцию — как идейную, так и политическую. Например, Фихте писал в 1793 году:

Почти все страны Европы охватывает мощное, враждебно–настроенное государство, находящееся в состоянии войны со всеми остальными государствами, и в некоторых из них чудовищно угнетающее rpаждан… Это государство основано на ненависти ко всему человеческому роду.

Такой идеологической реакции на эмансипацию параллельна позиция практического и прагматического деятеля — Наполеона. В 1806 году он созвал заседание Государственного Совета для обсуждения вопроса о положении евреев во Франции. Поводом были жалобы на то, что в Эльзасе еврейские ростовщики и спекулянты оказались хозяевами почти всех земель и скота (даже Гретц допускает, что "некоторые еврейские ростовщики, возможно, проявили большую жесткость"). Наполеон сказал:

Французское правительство не может быть равнодушным к тому, что нация, способная на любые низости, стала безраздельно господствовать над двумя прекрасными департаментами Эльзаса… Целые деревни обращены евреями в свою собственность, они заменили феодалов… Они рискуют однажды быть перебитыми возмущенным населением Эльзаса, как это уже столь часто случалось, и почти всегда по их вине.

http://shafarevich.voskres.ru/09.htm

Состояние: Мээээээ. Бээээээ. Мэээээ. Braaaaaaainssssss!!!
Комментарии:
SnowTiger
18:15 26-02-2008
дада. Конечно, не нужно думать, почему кто-то добился лучших результатов, если можно ненавидеть, раскулачить и все отобрать.
pakt
18:37 26-02-2008
SnowTiger нутк я ниже про это зацитировал. Они подумали, и решили, что талмудическое ростовщическое ведение хозяйства приносит больше прибыли, чем христианское ссудное. Ясно же, что проще избавится от носителей «прибыльной» религии, чем менять свою. А когда влияние христианства в европе ослабло, тогда евреи и вышли из тени. Ну, как-то там одно за другое потянуло, да.
the_Dark_One
10:29 27-02-2008
ЗЫЖ Пашо, насоветуй книжык.
pakt
10:29 27-02-2008
the_Dark_One
Постараюсь седня навести ревизию по сусекам.