emergency
18:11 22-01-2010 О сценарии комикса
Мне кажется, что создание комикса - довольно необычное и любопытное занятие, порядочно отличающееся от сценариев игр или книг, так что расскажу подробно.

Я подключился к "Пальмам" уже после выхода второй главы.
Изначально у Маши была завязка, некоторые общие наработки по персонажам и их взаимоотношениям, а так же наброски сцен и ситуаций, в которые хотелось бы поставить героев в будущем.
[изображение]

С моей точки зрения, этого всего не хватало для постройки сценария. Нужна была основа - настроение или идея, сцена или стиль.
Этой основой я решил считать этот вот рисунок:
[изображение]
То есть я решил, что сюжет будет рассказывать не о поиске сокровищ и не о бандитских приключениях, а о баре "Три Пальмы". Это несколько расходилось с изначальной идеей Маши (по которой - приключения героев уходили от Трёх Пальм) однако она согласилась с новой основой.

В первую очередь это повлияло на главный состав героев. В частности, Мадлен из таинственной убийцы (по изначальному замыслу) превратилась во владелицу ресторана (таким образом я попытался сохранить некоторый баланс между "боевыми" и гражданскими персонажами).
Так же это потребовало подробнее разобраться в устройстве и работе ресторанов. По хорошему, если бы мы с Машей жили в одном городе - я давно бы притащил её в аналогичный бар, познакормился бы с местным начальством, распросил бы всё и взял бы его за основу. Однако, пришлось довольствоваться описаниями. Маша подробно построила (а кое-где и перестроила) архитектуру бара, так что с этим разобрались.

[изображение]

Паралельно я составлял основную структуру сюжета. Структура у нас не сложная - состоит из трёх актов. Каждая глава это одно-два настроения (изредка - три). Сюжет относительно предсказуем и не пропитан глубоким смыслом. Если читатель где-то ощущает приближение внезапного поворота - он этот поворот встретит.

Отдельной загвоздкой стала краткость глав. Дело в том, что у меня был выбор - либо пускать действие быстро как в американском комиксе, либо замедлять его (и увеличивать количество страниц) как в японском. Я решил, что ни один из этих способов не подходит. Вместо этого я просто отрезал все лишние линии и детали, оставив в сюжете тот минимум персонажей, интриг и сцен, необходимый для передачи настроения и идеи. В результате, не смотря на то что главы не превышают десяти-пятнадцати страниц - сюжет подаётся без спешки и мы можем позволить героям и читателю остановиться на той или иной сцене и осмотреться.
К примеру, в третьей главе всего она основная сцена (Рем приезжает в бар и общается с Маден) и одно настроение (перемены), а все остальные сцены (к примеру - на кладбище) и персонажи используются только в случае, если они оказываются подходящими к основной.

Ещё до начала работы над общим сюжетом, я занялся начальными (3-7) главами, потому что независимо от дальейшего направления - задача с ними была ясна. Читатель из первых двух глав знал, что Рем стал владельцем бара. Знал, что бар зачем-то нужен бандитам из-за какого-то сокровища. К третьей главе (а на самом деле уже и ко второй, но она уже нарисована, так что её не изменить) пора было начинать что-то обьяснять и как-то подхваывать интерес читателя. Я не смог всё это сделать сразу, поэтому для начала решил дать небольшую передышку, чтобы читатель мог оглядеться по сторонам и примерно понять, что вообще происходит.

С этого момента у каждой главы уже появилась своя цель, то есть работа над структурой закончилась и начиналась работа над конкретными деталями глав.

Эта работа началась с накидки - мы обдумывали варианты, какие сцены были бы интересны в главе, какие персонажи в ней хорошо пошли бы, какие повороты.
Потом - я выделял основное настроение главы.
Далее - из всех накиданных вариантов я брал где-то 5-10% подходящих по настроению, и писал первый набросок.

В этом наброске я мало внимания уделял диалогам и конкретным событиям. Мне было важно, что в общем происходит.
К примеру, изначально я не знал, что Рем скажет Мунго в третьей главе. Я знал, что Рем каким-то образом сообщит, что он теперь не просто уборщик, а крутой владелец бара. Но какой способ он выберет для этого сообщения - я не знал.

На этом этапе снова шли изменения начальной концепции. К примеру, у Маши довольно идеализированные представения о своих героях. Мне же хотелось чтобы они не всегда были способны контролировать себя, могли потерять голову и сглупить. К примеру, поведение Рема в наброске третьей главы было более вздорным, а Мадлен не стеснялась злорадствовать по поводу захвата бара.
Часть споров возникала по поводу того, что среди 90% выкинутых накидок нередко оказывались и придуманные Машей.

До появления первых рисунков - я успел расписать такими набросками порядочно глав. Сейчас, к примеру, я остановился на двенадцатой.

После того, как мы пришли к общему мнению по событиям - я расписал конкретные диалоги.
И уже на основе наброска с диалогами - Маша нарисовала первый набросок комикса.

Для примера возьму вторую страницу третьей главы. В первом наброске сценария она выглядела так:
2) Возврат
Камера оборачивается вокруг Рема и видно что он в процессе разговора по телефону. Там что-то случилось в баре и нужно срочное его вмешательство. И прошлая фраза как раз к этому относилась.
Он срывается и едет, спешно натягивая костюм, возможно даже выбегая из машины и ещё недонатянув его, открывает дверь трёх пальм.


На первом варианте скетчей, так:
[изображение]

На этом этапе мы смотрели как настроения текстового варианта влезают на страницы. К примеру видно что в действие идёт явно слишком быстро. Это потому, что на кладбище Маша выделила всего полстраницы. Я уговорил её, что нам нужно сделать там паузу, вроде минуты молчания, целиком разграничивая переходы настроения страницами.
На втором варианте раскадровки действие уже замедленно:
[изображение]

Даже слишком замедленно - первый кадр всё ещё с кладбищенским настроением, поэтому позже мы вернули его на первую.

Следующая итерация - постепенная обводка и правка:
[изображение]

Эта страница претерпела больше всех изменений в процессе, потому что мне хотелось, чтобы она передавала, как Рем срывается и торопится в бар. Тут же явно замедляющий кадр "прощания" (который Маша добавила, стремясь показать Рема с лучшей стороны, в то время как мне наоборот хотелось показать, что новые дела целиком захватили героя и ему не до сентиментов) плюс показано, как Рем относительно неторопливо выезжает, а потом ещё и оббегает машину, когда значительно динамичнее было бы сразу напрямик направить его ко входу одним прыжком.

Следующий вариант:
[изображение]
Уже вся страница обведена. Мы не перестаём спорить по деталям.

Наконец, раскрашенный вариант, по которому хорошо виден "общий знаменатель" к которому мы пришли после споров:
[изображение]

Диалогов, как видите, нет. Это потому, что их я расписываю отдельным файлом, вычитывая и подправляя до последнего момента.